10 июня 2019, 15:00
Интервью
ПМЭФ-2019

Глава Минстроя: чтобы строить собственное жилье, людям нужны кредиты на понятных условиях

Владимир Якушев. Михаил Яркеев/ Минстрой России
Владимир Якушев
Владимир Якушев — о том, что мешает развитию индивидуального жилищного строительства, а также о внедрении эскроу-счетов и сотрудничестве с другими странами

Минстрой готовит предложения по развитию индивидуального домостроения, среди них — синхронизация программ развития села, поддержки врачей и учителей, а также упрощение подключения частных домов к коммунальным сетям. Об этом, а так же о тонкостях перехода застройщиков на счета эскроу, министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев рассказал в интервью ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума.

— Владимир Владимирович, осталось меньше месяца до перехода стройотрасли на механизм эскроу-счетов. Как вы считаете, мягко ли мы перейдем в новую формацию? И можно ли сказать, что прогнозы некоторых игроков рынка о том, что жилье должно подорожать на 20% с 1 июля 2019 года, когда полностью заработает новая система, не оправдаются?

— Не соглашусь с тем, что жилье подорожает на 20%. Но и не скажу, что переход будет совсем мягким, — это непростая реформа. Полностью строительная отрасль не изменится с 1 июля, поэтому будет переходный период. Ведь есть постановление правительства, по которому одни застройщики должны будут перейти на проектное финансирование, а другие — достраивать объекты по старым правилам. Самое главное, что произойдет с 1 июля, — на все новые строительные проекты застройщики не смогут привлекать средства граждан. Будет работать проектное финансирование через эскроу-счета.

— На совещании у главы государства мэр Москвы Сергей Собянин высказал предложение, чтобы позволить регионам больше вникать, дать им больше информации от банков по тем проектам проектного финансирования, которые кредитуют банки. Как вы считаете, реальная ли это история и надо ли это вводить?

— В этом вопросе очень тонкая грань между банковской тайной и ответственностью субъектов России. Эта проблема решается в рамках Гражданского кодекса. Если будет добровольное заявление застройщика о том, чтобы банк предоставлял информацию, как происходит проектное финансирование для субъекта, никаких противоречий не возникнет. Этот вопрос нужно рассматривать именно в таком формате.

— Вы будете разрабатывать по этой теме изменения в законодательство в ближайшее время?

— Этот вопрос не относится к зоне ответственности Минстроя, он касается Центрального банка и коммерческих банков. Но, чтобы его решить, не нужно разрабатывать дополнительные регламенты. Например, если вы приходите в банк и пишете заявление о том, что справки по счетам и любую другую информацию может запрашивать ваш родственник, то на основании вашего согласия эти сведения можно ему предоставлять. Аналогичная ситуация и в этом случае.

— По ДОМ.РФ было поручение рассмотреть вопрос о том, чтобы сделать его системообразующим банком в строительной отрасли. Станет ли он таковым де-юре и будет ли это отражено в его названии?

— Банк ДОМ.РФ будет работать в направлении проектного финансирования. Насколько же он станет системообразующим, покажет время. Есть поручение президента, и банк ДОМ.РФ будет докапитализирован. Но стоит отметить, что для нас важен не объем проектного финансирования, который банк выдаст на рынке, а стандарты, которые мы нарабатываем, и компетенции, которые мы хотим привнести в банковское сообщество по работе с проектным финансированием. Задача банка — их активно внедрять.

— По проекту "Умный город" на ПМЭФ были подписаны два соглашения по внедрению этого стандарта с регионами лидерами по численности населения, это Ленобласть и Московская область. Может быть, стоит создать проектный институт "Умного города" по аналогии с Центральным научно-исследовательским и проектным институтом Минстроя?

— Мы не ставим себе задачу создавать отдельный институт. У нас есть дирекция, которая занимается этим проектом. Но в рамках проведения в этом году в Екатеринбурге Всемирного дня городов, мы планируем более плотно заняться этим вопросом. И уже на основании этого смотреть, нужна ли дополнительная инфраструктура для "Умного города", либо нам хватает той, что работает сейчас.

— Есть поручение проработать тему индивидуального жилищного строительства. Какие основные предложения Минстрой выдвигает в плане развития ипотеки по ИЖС?

— На самом деле тема индивидуального жилищного строительства простая и понятная. Чтобы ИЖС развивалось, необходим механизм ипотечного кредитования. Такого инструмента у нас нет. Пока что банки не удовлетворены залогом, то есть земельным участком, так как под ИЖС он не очень дорогой, а будущий дом тоже сложно пристроить, чтобы потом застраховать свои риски. Поэтому необходимо разработать инструмент, который позволит при строительстве дома получить кредит в банке на понятных условиях. Этот кредит должен быть долгосрочным, а ставка по нему невысокой. Другой вопрос касается создания необходимой инфраструктуры для развития ИЖС. Речь идет о дорогах, газоснабжении, электричестве, воде. Но в субъектах России не хватает средств на решение этих вопросов. И здесь нам нужно поддержать регионы. Только тогда мы сможем качественно и количественно развить рынок ИЖС.

— Может ли быть проведена работа с поставщиками ресурсов: электросетями, газовиками? Может быть, рекомендовать комиссии, которые помогали бы собственникам частных домов легче подключаться к сетям?

— Этот вопрос в другой плоскости. Он касается административных барьеров. Сегодня подобные эксперименты проводятся в нескольких субъектах России. Это непростая процедура, есть множество вопросов, которые нужно проработать. Они касаются подключения к газу, к электрическим и водопроводным сетям и т. д. Вопрос состоит в том, чтобы человек достаточно быстро и без лишней бюрократии мог получить земельный участок для строительства дома. Для того чтобы у нас получилась качественная программа развития ИЖС, необходимо учесть все эти факторы и правильно их расписать. При этом уже сегодня на примере нескольких регионов — Белгорода, Башкортостана, Татарстана, Тюменской области — мы видим активное развитие ИЖС, где большая часть жилья сдается не в многоквартирных домах, а за счет индивидуального строительства. Кроме того, в России есть такие программы, как "Земский доктор". По поручению президента поддержку будут получать и учителя, которые отправляются работать в сельскую местность. Эту программу можно дополнить так, чтобы выделяемые деньги шли именно на строительство собственного дома на селе. Местные власти также могут создавать условия или предоставлять ресурсы для развития ИЖС. У нас есть понимание, в каком направлении двигаться по теме ИЖС, осталось только прописать все моменты и понять, откуда брать ресурсы на развитие этой части отрасли.

— Мне кажется, что у людей есть деньги, которые они были бы готовы вложить в ИЖС. Но лично меня больше пугают административные барьеры, чем строительство.

— В этом направлении тоже надо работать.

— Если мы будем активно развивать частное домостроение, то где должна появиться "одноэтажная Россия", в пригородах больших городов или это будут средние и малые города? Как будет обстоять ситуация с благоустройством в частном жилом секторе?

— В этом вопросе не должно быть никакой градации. Индивидуальное жилищное строительство в России активно развивается как вокруг областных столиц, так и в малых городах и в сельской местности.

— В паспорте нацпроекта "Жилье и городская среда" указано, что к 2024 году должны быть введены 120 млн кв. м жилья. Пропорционально это количество делится так: 80% индустриального жилья и 40% индивидуального. Может ли эта пропорция быть изменена из-за активного строительства частных домов, если эти меры заработают?

— Пропорция может поменяться. Все зависит от того, будет ли у наших граждан желание строить индивидуальное жилье. Собственный дом или квартира в многоэтажке — в этом вопросе право выбора за гражданином.

— Рассматривается ли вопрос налоговых льгот или иных механизмов стимулирования для компаний, которые будут возводить индивидуальные дома?

— Нет, такой вопрос сейчас не стоит. Но это не значит, что тема закрыта навсегда.

— Эскроу-счет на частный дом — это хороший или плохой вариант развития событий?

— Такой вариант может рассматриваться. Например, когда застройщик вышел на крупный участок с проектным финансированием и построил большое количество домов, а затем через механизм эскроу-счетов эти дома продает.

— Следующий конкурс по комфортной городской среде в малых сельских поселениях и исторических городах будет проводиться сразу на три года. Готовы ли вы это пересмотреть?

— Вопрос по срокам проведения конкурса благоустройства еще обсуждается, окончательное решение еще не принято. Сначала нужно посмотреть, как регионы реализуют проекты 2018–2019 годов, и в процессе мы придем к правильному решению. Хотя, если проводить конкурс сразу на три года, мы сможем перейти от краткосрочного к среднесрочному планированию. Строительство и благоустройство — это проблематичные темы, всегда в процессе возникают некоторые сложности. Например, всегда нужно учитывать фактор сезонности. Поэтому хотелось бы планировать больше, чем на один год. А можно часть из выделенных на конкурс 5 млрд рублей запустить вперед на три года, а другую часть оставить для тех регионов-победителей, которые не успели начать реализацию проектов. Мы проанализируем опыт прошедших двух лет проведения конкурса и тогда сформируем верное решение.

— Вы довольны первыми результатами этого конкурса?

— Мне этот конкурс нравится. Наконец мы добрались до благоустройства малых городов. Я вижу большой интерес к конкурсу со стороны региональных и муниципальных команд и самих местных жителей, которые с воодушевлением относятся к переменам на их малой родине.

— Вы недавно ездили в Кению, встречались с иностранными делегациями. Был проявлен интерес к работе наших застройщиков даже в Африке. Где еще мы могли бы работать и кто к нам обращался?

— В Кении у нас было несколько встреч иностранными делегациями, в том числе и касающихся программы по сносу трущоб. Для страны это серьезная, непростая и болезненная проблема, которую они планируют решить. Для этого сформирован фонд $12,5 млрд. Однако в Кении не хватает профессиональных строителей. И первый вопрос, который мне задал министр, отвечающий за эту отрасль в Кении, — не могли бы российские строители поучаствовать в программах по сносу трущоб. Поэтому если у наших застройщиков появится желание, то почему бы не поучаствовать в этих программах. Во времена Советского Союза наши строители работали в Африке. Финансирование у Кении есть, климатические условия для строительства более благоприятные, чем в России. Но стоит сказать, что помощь одной России проблему сноса трущоб не решит. Я сравниваю ее с нашей программой по переселению из аварийного жилья. Но у нас ситуация обстоит сложнее, так как дома в более капитальном исполнении, а трущобы — более легкие конструкции, которые легче подвергаются сносу. Но по большому счету там никто ничего не гарантирует. Наша программа по расселению аварийного жилья выстроена гораздо более фундаментально и с точки зрения защиты конституционных прав граждан на жилище. Мы работаем более организовано в этом вопросе.

— Законопроект о новых механизмах расселения аварийного жилья должен быть принят до 20 июля 2019 года, согласно паспорту нацпроекта. Вы сказали, что в скором времени законопроект будет внесен в Госдуму. Какие меры пришлось из него исключить в процессе обсуждения?

— Изменений в законопроекте не было, все осталось в соответствии с поручениями президента и рассмотренными предложениями. Последнее слово — за депутатами Госдумы.

Беседовала Елена Мишина