19 февраля народный артист России, композитор Юрий Антонов отметит 75-летие. К сожалению поклонников, маэстро вынужден отложить юбилейные концерты. Но в то же время готовит новые работы, в том числе дуэты. Об этом, а также о молодеющей публике, современных артистах, которых слушает сам, и рецепте успеха автор музыки и исполнитель десятков вневременных хитов, среди которых "Я вспоминаю", "Море", "Крыша дома твоего", "Поверь в мечту" и "От печали до радости", рассказал в интервью ТАСС.
— Юрий Михайлович, не увидела в афишах ваши юбилейные концерты. В чем дело?
— Юбилейные концерты переносятся на неопределенный срок. Так же, как и банкет. У меня проблема с ногой, я перенес сложную операцию перед Новым годом.
— Каким хотите сделать свой праздник?
— Это сложный вопрос. Все зависит от людей, которые будут заниматься этим концертом. Естественно, будут выступать еще какие-то артисты, надо будет договариваться по дате, чтобы все смогли. Это длительный процесс. Концерт должен быть не хуже, чем у других. Я говорю не о репертуаре, а о технических вопросах: режиссура, свет, звук — это все затратное и сложное дело.
— Вам нравится, как другие исполняют ваши песни?
— У кого-то получается, у кого-то не очень. У Лени Агутина и Анжелики Варум получилось очень хорошо, у Григория Лепса тоже и у Баскова. Еще можно вспомнить мои дуэты, например с Игорем Николаевым.
— Какие-то новые совместные работы есть в планах?
— Вообще меня это несильно интересует. Правда, сейчас написал песню, которую, думаю, мы исполним с Гришей Лепсом. Во всяком случае, он заинтересовался. Но в связи с моим вот таким состоянием все откладывается.
— Еще о выступлениях. Перед Новым годом СМИ в очередной раз пытались посчитать заработки артистов на корпоративах. Так вот, говорят, вы сейчас самый дорогой гость на частных мероприятиях. Это так?
— Коротко выражаясь, брехня. Суммы, которые заявлены в этих публикациях, полностью не соответствуют действительности, вообще. Я не думаю, что кто-то из артистов в нашей стране даже близко подошел к таким суммам. Это чья-то фантазия.
Учитывая то, что в последние годы я не дал ни одного сольного концерта. Только корпоративы, и в основном в Москве и Питере, чтобы особенно не выезжать. Я за свою жизнь наездился в поездах, налетался в самолетах, меня очень сложно лишний раз загнать в аэропорт или на вокзал.
— В новогоднюю ночь показывали сборный концерт с музыкой 70–80-х годов. Мне показалось, что публика молодеет: половина лиц в зале была в возрасте 20–30 лет. Мои впечатления верны?
— Это действительно так на больших концертах "Ретро FM" и "Авторадио". У меня вызывает некоторую долю удивления, что молодежь бурно реагирует на мои выступления. А ведь старше меня только Лева Лещенко! (Смеется.)
В моем районе Одинцово был какой-то праздник местного значения, и меня попросили выступить. Когда я подъезжал к площади, услышал сплошные барабаны, голоса артистов почти не было слышно. Оказалось, что перед нами выступает какой-то очень популярный у молодежи дуэт, какой-то полурэп. Их хорошо принимали, и я подумал: черт подери! Но ничего, мы вышли — и как дали! У нас был потрясающий прием. Я даже подумал, что надо почаще выступать в концертах для молодежи.
— Как в целом относитесь к тому, что сегодня происходит на отечественной сцене?
— Не скажу, что негативно.
Хорошие ритмы, но звуки одни и те же во всех песнях, под копирку. Чем меньше тембра у девушки — тем лучше, чем меньше тембра у мальчика — тем лучше. Получается такое "оно". Аранжировки тоже под копирку: одни и те же звуки синтезатора, главная тема — соло бас-гитары. Но есть в этом направлении несколько людей, которые меня заинтересовали, талантливые ребята.
— А кто?
— Есть Баста, очень симпатичный. Есть еще Feduk. Многие имена не могу запомнить, потому что это какие-то клички, как у нас в "приблатненной" молодости. Только у нас эти кликухи были на русском языке, а теперь — на английском.
— Не все разделяют ваш позитив по поводу свободы на эстраде. Некоторые ваши коллеги высказываются даже за возвращение худсоветов…
— Послушайте, это говорят те, кто не проходил худсоветов.
— Михаил Боярский, например.
— Боярский — артист кино прежде всего, а там были другие худсоветы. Как исполнитель он не проходил худсоветов. А я проходил — на фирме "Мелодия", в "Москонцерте", чего только не было.
— Мат может быть на сцене?
— Нет.
— Темы наркотиков, свободных отношений?
— Наркотиков — нет. А что вы имеете в виду под свободными отношениями?
— С одной пришел, с другой ушел.
— Это чисто житейское, отношения мужчины и женщины. А что касается наркотиков и мата — я это не поддерживаю.
Может, это от воспитания: я из семьи военнослужащего, и там никто никогда матом не ругался. Но я же начал самостоятельную жизнь достаточно рано: родители жили в Минске, я учился в Молодечно, потом уехал в Питер, далее в Москву. Общался с разными музыкантами и автоматически воспринимал схему их разговоров, поэтому постепенно в мой лексикон попали слова, которые я бы не хотел говорить, но иногда они выскакивают.
— Когда-то вы записали англоязычный альбом. Для чего?
— Если честно, это была возможность попасть в западную страну совершенно легальным образом. Была такая очень мощная советская организация "Международная книга", которая имела представительства во многих странах мира, в том числе в Финляндии. И вот из Финляндии пришел им запрос, хотели познакомиться с композитором Юрием Антоновым, потому что там пели много моих песен, переведенных на финский язык. Это был 1985 год, в ту пору даже в Польшу выехать было сложно. Так что я поехал, познакомился с очень интересными людьми в финской студии Polarvox Music. Они нашли какого-то англоговорящего финна или шведа, который написал стихи на английском, и я записал песни.
— Не было мечты прославиться в Европе?
— Нет, я с давних пор знал, что прославиться на Западе советскому артисту практически невозможно. Классическому музыканту — да, а артисту советской эстрады — невозможно. Поэтому для меня были интересны сами поездки: познакомиться с жизнью буржуазной, капиталистической страны. Мне все очень понравилось.
— А почему было невозможно?
— Советская эстрада в корне отличается от западной. Даже понятия "эстрада" там не существует. Все мелодии там построены на другой гармонии.
Я буду говорить о Великобритании и США, главных центрах рок- и поп-музыки. Во-первых, песни, которые у них пишутся, имеют другую гармоническую схему. Другие системы ими не принимаются. Во-вторых, можно хорошо знать английский язык, но русский акцент все равно выделяется. Да и вообще звезд европейской эстрады в Штатах можно пересчитать по пальцам.
— Тем не менее некоторые наши артисты лелеют мечту прославиться на Западе и как возможный путь рассматривают конкурс "Евровидение".
— А вы знаете много артистов, которые после "Евровидения" прославились? Это такой местечковый конкурс, там в основном выступают определенного типа артисты. Наши едут туда, чтобы засветиться на телевидении и подняться в нашей музыкальной иерархии. И то не всем это помогает, как показывает время. Это сомнительное мероприятие, на мой взгляд. Я вообще не смотрю "Евровидение".
— Как молодой артист может сегодня пробиться на сцену?
— Случай. Сейчас не продюсер пробивает талантливого артиста, а случай, интернет.
Телевидение уже мало кто смотрит, там прозвучало — и ушло. С другой стороны, выйти на по-настоящему высокий уровень стало сложнее: раньше для этого было достаточно пары съемок на телевидении. А сегодня много вы знаете артистов из шоу "Голос"?
— В связи с этим вопрос. На то же шоу "Голос" априори приходят исполнители с хорошими вокальными данными. А в интернете больше ребят, которые сами пишут музыку и стихи или создают их в каком-то узком кругу, но при этом могут быть не столь голосисты. На ваш взгляд, что лучше — быть артистом на сцене или быть автором, который несет свою музыку?
— Артистом и автором одновременно. На "Голосе" звучат перепевки, а не оригинальные песни, имитация, стараются быть на кого-то похожими. А автор поет новое, свое.
— С какими чувствами выходите на сцену? Бывает страх, например?
— Нет, мне не страшно.
— Даже со своей новой песней? Воспримут или нет…
— Да нет, любая песня с первого раза не воспринимается так, как уже популярная. Только после того, как она стала где-то звучать… Сегодня вообще запомнить песню невозможно, потому что нечего запоминать. Это не песни для друзей за столом.
— А в чем секрет песни для друзей за столом?
— А кто его знает? Никто. Просто писалась мелодия и нравилась людям. Как это расшифровать? У меня нет никаких кодов.
Я написал мелодию "Не говорите мне "прощай", показал ее Михаилу Рябинину, и тот написал пять текстов. И только про пятый я сказал: пойдет.
Беседовала Анастасия Силкина