Ольга Любимова: нельзя все валить на коронавирус

Ольга Любимова. Сергей Карпухин/ ТАСС
Ольга Любимова
Министр культуры в интервью ТАСС рассказала, как отрасль реагирует на новую реальность, как поддержать пожилых зрителей, когда можно будет оценить финансовый ущерб от коронавируса и простит ли Минкультуры потенциальных кинодолжников

Ольга Любимова 21 января 2020 года стала министром культуры РФ. И почти сразу вместе со всей страной попала в круговорот событий — коронавирус во всем мире, изменение курса рубля, уход культуры в онлайн. В интервью ТАСС Ольга Любимова рассказала, как отрасль реагирует на новую реальность, как поддержать пожилых зрителей, когда можно будет оценить финансовый ущерб от коронавируса, простит ли Минкультуры потенциальных кинодолжников и какие фильмы ждет от режиссеров.

— Ольга Борисовна, первый вопрос, естественно, будет про то, как мы все сейчас боремся с коронавирусом. Практически все учреждения культуры закрыты. Как вы считаете, что Минкультуры может предложить как альтернативу для людей, которые сейчас мало того, что напуганы, растеряны, так еще и не имеют доступа в театры и музеи.

— Мы приглашаем всех на портал "Культура.РФ". Нам нужно дать возможность людям, которые находятся дома, воспользоваться этим временем и немножко разгрузить голову, зарядить ее чем-то совершенно другим — окунуться в чудесное художественное произведение, посмотреть прекрасное кино. Какое-то кино — в первый раз, какое-то — пересмотреть, снова увидеть золотые коллекции наших выдающихся советских киностудий.

На том же портале "Культура.РФ" созданы целые разделы и подборки на любой вкус – для тех, кто любит музыку, театр, кино, книги. Отдельно можно найти расписание онлайн-трансляций культурных событий. Это целая афиша, формировать которую будут учреждения культуры со всей России. Мы уже направили им соответствующие рекомендации. По сути, создается первый единый каталог, объединяющий расписание предстоящих онлайн-мероприятий в сфере культуры.

Сегодня на портале в 5 раз увеличилось количество онлайн-трансляций, только за последнюю неделю в 2 раза увеличилось число просмотров материалов портала. Меня очень приятно удивило, что интересы аудитории сместились в сторону образовательного контента, спектаклей для детей, трансляций концертов.

Понятно, что работа над онлайн-проектами никогда не останавливалась, и не коронавирус стал причиной того, что на "Культуре.РФ" появилось шесть тысяч записей — спектаклей, концертов, фильмов и лекций. Но сегодня, фактически в условиях онлайн, эта платформа стала самой технологичной и удобной культурной площадкой. Действительно, в последние годы число зрителей в театрах и кинотеатрах, посетителей музеев и библиотек стало больше. И сейчас нам особенно важно, чтобы эта замечательная привычка сохранилась.

— А что с музеями? 

— Вы посмотрите, какая ситуация сложилась. Когда на первую пятерку самых популярных музеев (Петергоф, Государственный Эрмитаж, Царское Село, Музеи Кремля, Государственная Третьяковская галерея, — прим. ТАСС) в год приходилось более 20 млн посетителей, то руководители этих музеев говорили: "Невозможно в один выходной день и принимать огромный поток людей, и записывать виртуальные экскурсии. Когда мы это все будем делать? У нас огромное количество посетителей, одни вошли, другие вышли, нужна абсолютная тишина". Сейчас фактически так и происходит: в музеях абсолютная тишина — самое время снимать экскурсии. То есть появилась возможность для пополнения виртуальных каталогов и создания всевозможных других мультимедийных форматов. Зрители смогут получить новые знания и впечатления, увидеть что-то интересное, что точно улучшит их домашний климат. Эрмитаж, например, запустил серию ежедневных онлайн-трансляций из залов, с выставок, с Дворцовой площади. Расписание онлайн-активностей составлено пока до начала апреля, но постоянно дополняется. Все мы понимаем, что Эрмитаж – это целый мир, рассказывать о котором можно хоть бесконечно.

— И много сейчас желающих?

— Разумеется. У Эрмитажа некоторые трансляции собирают более 100 тыс. просмотров. Это замечательная возможность для учреждений культуры расширить аудиторию, привлечь молодежь.

Включается огромное количество наших площадок: это и Московская филармония, это и Большой театр, который очень скоро порадует нас своей онлайн-трансляцией, это Александринский театр, в котором актеры сказали: "Мы не бросим наш театр, мы не бросим зрителей, оставайтесь с нами". Онлайн-показы спектаклей Мариинского, Малого театров, БДТ собирают десятки, а иногда сотни тысяч просмотров, эти цифры многократно выросли за последние дни. Я считаю, это очень объективный показатель, который говорит о реальной любви людей к театральному искусству в нашей стране, потому что любой желающий может увидеть постановку.

— Ольга Борисовна, мы постоянно пишем, что все ушли в онлайн и все готовы показывать свои проекты, виртуальные концерты смотрят миллионы зрителей. Но есть же и пожилые зрители, которые не очень уютно чувствуют себя в интернете и просто не умеют включить трансляцию. Им что делать?

— Конечно, мы думаем о том, как сделать интереснее культурный досуг нашей взрослой аудитории вместе с телеканалом "Культура", придумываем новые совместные проекты. Мне особенно хотелось поблагодарить работников 13 библиотек Фрунзенского района Санкт-Петербурга, которые даже в условиях карантина придумали, как не прекращать работу. В соцсетях они выложили номера своих телефонов и начали принимать звонки от детей, чтобы читать им сказки. Это обратная, прекрасная сторона вынужденных ограничений. Кстати, сейчас библиотеки привлекают волонтеров, потому что своих сотрудников не хватает на всех желающих. Мне кажется, будет здорово, если пожилые люди смогут подключиться к инициативе, тем более что для этого ничего не нужно кроме телефонов.

— Ожидаете ли вы всплеск интереса к чтению, получается, что в ближайший месяц это будет одним из самых доступных видов досуга.

— На портале "Культура.РФ" выложено четыре миллиона копий книг — да, вот сейчас как раз наступило время почитать вместе. Привычка читать сохраняется, есть ресурсы Национальной электронной библиотеки, есть масса активностей и просветительских проектов, о которых библиотеки информируют на своих сайтах, в социальных сетях.

Еще мы задумались над проектом, где наши прекрасные актеры почитали бы книги школьникам, причем, чтобы слушатели сами могли выбрать и чтеца, и репертуар.

— Это аудио? Или это видеоролики?

— Думаю, что это, конечно, должно быть видео. Художественное чтение любого произведения интереснее, когда ты смотришь на большого артиста. И это будет полезным не только для детей. Вы же знаете, что в разном возрасте классические произведения воспринимаются по-разному. Будет здорово, будет, если сейчас, когда появилось свободное время, человек, оставшись дома, сможет насладиться чтением.

— Да. Но те люди, с которыми мы разговариваем, главы учреждений культуры, конечно, стараются искать плюсы, но очень многие говорят и про финансовые убытки, которые они несут. Кто их будет компенсировать? Отказ от зарубежных гастролей, потери из-за отсутствия зрителей. На чьи плечи это ляжет? 

— Мы столкнулись с проблемой, которую просчитать очень сложно, и пока не понимаем, когда все вернется в обычное русло. Нужно время. Идет постоянная работа со стороны курирующих департаментов по всем направлениям, мы находимся в плотном контакте с руководством подведов, обрабатываем обращения, поступающие от различных ассоциаций, представителей профессионального сообщества. Сейчас требуется понять масштаб, узнать, с какими проблемами каждое конкретное учреждение столкнулось.

— А что по поводу кинорелизов? Сейчас, естественно, все сдвигается, все отменяется. Понятно уже, что будет с майскими праздниками?

— В последнее время рынок регулируется самостоятельно. Мы ни один релиз не перенесли, не было такого, чтобы мы не дали прокатные удостоверения. Продюсеры сами принимают решения. Теперь, когда крупные релизы передвинуты, все мы говорим о том, что должна быть полная консолидация, единое решение, чтобы не было давки в тот момент, когда ситуация нормализуется. Но вы знаете, что с этим столкнулся весь мир. Конечно, это будет проблемой, потому что перенеслись на неопределенные сроки американские большие картины, все началось с "Джеймса Бонда". Я думаю, что это будет такой очень аккуратной корректировкой. И без всякого коронавируса у нас порой случались релизы, которые 4-5 раз прыгали в течение полутора лет. А теперь будем думать, что делать дальше.

— Что по поводу штрафов? Режиссеры и продюсеры, которые взяли уже деньги у Минкультуры, у Фонда кино, должны были запуститься весной 2020 года и не запустились. Будут какие-то послабления для них?

— Мы будем заново пересматривать календарно-постановочные планы. Многие из кинокомпаний собирались снимать через год, и сейчас как раз время предподготовки, кастинга, выбора локации. Достаточно времени для этого. С теми кинокомпаниями, которые сейчас находятся в непосредственном запуске, мы будем работать. В принципе, весь календарный план в департамент кинематографии и в Фонд кино должен быть представлен единожды в измененном виде. Это форс-мажор, мы это прекрасно понимаем и будем учитывать. Но мы не сможем семь лет подряд любые случайности или халатность на съемочной площадке объяснять форс-мажором весны 2020 года. Нельзя все валить на коронавирус. Нам нужно сейчас все законтрактованные проекты и со стороны департамента кинематографии, и со стороны Фонда кино пересмотреть.

— Ближайшие планы самого министерства отменяются? К примеру, состоится ли коллегия, запланированная на конец марта?

— Все массовые мероприятия отменены. Проведем коллегию, когда ситуация нормализуется, мы не можем рисковать здоровьем людей.

— А как же питчинги будут проходить? Тоже онлайн?

— Онлайн-питчинги — это большое для нас событие, думаю, кинематографисты морально готовы к такой форме. Мне кажется, психологически очень важно смотреть вперед, продолжать работать с новыми сценариями. Сейчас, наверное, во всем мире настает новый виток в развитии кинематографа. Хочется верить, что появится много новых, прекрасных сценариев, которые мы так ждем.

Беседовала Наталья Баринова