Наконец-то настал тот момент, который синефилы по всему миру ждали целых два года — на Лазурном побережье Франции открывается 74-й Международный Каннский кинофестиваль. Ждать пришлось дольше, чем обычно, — в прошлом году смотр отменили из-за пандемии. Тогда худрук фестиваля Тьерри Фремо и директор Пьер Лескюр решили объявить фильмы программы и дать им "маркировку" "Официальная программа Каннского фестиваля — 2020". Правда, многие все-таки решили попридержать свои картины до 2021 года и провести премьеру именно в Канне. Таких фильмов-ждунов много в программе этого года.
Среди них, например, "Петровы в гриппе" Кирилла Серебренникова, который представляет Россию в основном конкурсе и будет бороться за "Золотую пальмовую ветвь". Также в конкурсе — фильм "Купе номер шесть" финского режиссера Юхо Куосманена, сделанный при поддержке Минкультуры РФ. В конкурсе "Особый взгляд", второго по значимости на фестивале, сразу две российские картины: "Дело" Алексея Германа — младшего и "Разжимая кулаки" Киры Коваленко. Более того, драма Эллы Манжеевой "Белой дороги!" вошла в программу Cinéfondation Atelier, где представлены проекты на стадии производства, а анимационный VR-сериал "Под подушкой" отобрали в программу Cannes XR. Невероятно удачный год для российского кино!
Канн всегда не очень-то обращал внимание на фильмы, снятые женщинами. В этом году в основном конкурсе их всего четыре из 24: "Остров Бергмана" Миа Хансен-Леве, "История моей жены" Ильдико Эньеди, "Разделение" Катрин Корсини и "Титан" Джулии Дюкорно. Фестиваль попытался хоть как-то компенсировать это составом жюри под председательством американского режиссера и продюсера Спайка Ли, в котором превалируют женщины. Всего в официальной программе смотра более 70 фильмов — ничуть не меньше, чем в обычный год. Так что Канн не намеревается снижать обороты даже во время пандемии.
"Аннетт"
Основной конкурс
Леос Каракс возвращается в Канн через девять лет после премьеры "Корпорации "Святые моторы". Вернуться он должен был еще год назад, но из-за отмены фестиваля премьеру пришлось перенести. Картина открывает фестиваль, и это зачастую не самый хороший знак, но "Аннетт" также включена в конкурс. Так что остается надеяться, что первый англоязычный фильм француза публика ждала целый год не зря.
Картина снята в жанре мюзикла и рассказывает о стендап-комике Генри (Адам Драйвер) и его жене, певице Энн (Марийон Котийяр). Они счастливая и популярная пара, олицетворение достатка и красоты. Однако после рождения их первенца, странной девочки Аннетт "с необычной судьбой", их жизнь резко меняется. Саундтрек и сценарий к фильму написала "любимая группа вашей любимой группы" Sparks, о которой Эдгар Райт недавно снял документальный фильм. О нем мы писали здесь.
"Французский вестник. Приложение к газете "Либерти. Канзас ивнинг сан"
Основной конкурс
Еще один "долгожитель", пролежавший на полке год в ожидании Канна-2021. Десятый фильм Уэса Андерсона, который в последний раз выходил на публику четыре года назад с "Островом собак" в Берлине, рассказывает о выдуманной газете в выдуманном французском городе. Это сборник историй в фирменном андерсоновском стиле, плотно запакованный действием и известными актерами. В фильме снялись Тильда Суинтон, Фрэнсис Макдорманд, Тимоти Шаламе, Эдриан Броуди, Бенисио дель Торо, Матье Амальрик, Кристоф Вальц и, конечно же, Билл Мюррей, Оуэн Уилсон и Джейсон Шварцман, как любимые талисманы режиссера. Судя по трейлеру, фильм точно не обманет фанатов американца — в нем, как всегда, много красивых костюмов, деталей и виртуозно снятых сцен.
"Петровы в гриппе"
Основной конкурс
Единственный представитель России в основном конкурсе фестиваля (и это уже очень хорошо) Кирилл Серебренников поборется за "Золотую пальмовую ветвь" с фильмом "Петровы в гриппе", который основан на одноименном спектакле в Гоголь-центре, а тот, в свою очередь, — на книге Алексея Сальникова. Картина, как и многие другие в конкурсе, ждала своего часа целый год. Она рассказывает про семью Петровых, которая заболевает гриппом и оказывается в мире, полном безумия и сюрреализма, где вымысел очень сложно отличить от реальности. В фильме снялся весь цвет российского кино: Семен Серзин, Чулпан Хаматова, Юрий Колокольников, Иван Дорн, Юлия Пересильд, Юра Борисов, Александр Ильин, Тимофей Трибунцев и Варвара Шмыкова.
"Это попытка выразить нашу родину через эмпатию и рассказать про свое детство, про страхи, про радости, про любовь и ненависть, про ярость и обожание, про одиночество, про мечту. Мне хотелось, чтобы в этом фильме было много чувственности, много любви", — рассказывает Серебренников. В России фильм выйдет 9 сентября.
"Колено Ахеда"
Основной конкурс
После триумфальной победы Надава Лапида и его "Синонимов" на Берлинале (не в обиду немецкому фестивалю, израильский фильм был чуть ли не единственным достойным в программе) режиссер показывает свою новую работу уже в Канне. Известно про проект немного, впрочем, как и про большинство картин, участвующих в фестивале. По сюжету "израильский режиссер ввязывается в две битвы, которые ему суждено проиграть: одна — против смерти свободы, другая — против смерти матери".
"Искушение"
Основной конкурс
Режиссер "Основного инстинкта" и "Вспомнить все" после успеха фильма "Она" с Изабель Юппер в 2016 году (его тоже показывали в Канне) троллит как никогда. На этот раз он решил снять фильм о монахине в Италии XVIII века, которая страдает от религиозных видений. Вместо того чтобы найти в монастыре покой, она находит любовь. Картина основана на книге историка Джудит С. Браун "Нескромные поступки: Жизнь монахини-лесбиянки в Италии эпохи Возрождения". Главную роль в картине исполнила бельгийская актриса Виржини Эфира, а роль второго плана — Шарлотта Рэмплинг. Верховен хотел взять в фильм Юппер, но та или не смогла, или отказалась. По словам Джудит С. Браун, у режиссера получилась образная и завораживающая работа, которая исследует пересечение религии, сексуальности и человеческих амбиций во времена чумы и веры.
"Сядь за руль моей машины"
Основной конкурс
Режиссер лучшего фильма прошедшего Берлинале (по мнению автора этой статьи, конечно) японец Рюсукэ Хамагути успел завершить еще один проект, который подхватил Каннский фестиваль. Картина обещает быть минималистичной, философской и обаятельной, то есть в стиле Хамагути. Она рассказывает про "две одинокие души": мужчину, чья душа страдает от потери жены, и женщину-шофера с непростым прошлом. Им суждено встретиться и изменить жизнь друг друга.
"Париж, 13-й округ"
Основной конкурс
Классик современного кино Жак Одияр возвращается в родную Францию после своего триумфального англоязычного дебюта "Братья Систерз", который обеспечил Одияру приз за лучшую режиссуру. Можно сказать, что это и возвращение в Канн Селин Сьяммы, которая покорила всех необычной драмой "Портрет молодой девушки в огне" в 2019 году. Новый фильм режиссера "Маленькая мама" уже показали в рамках прошедшего Берлинале (и еще покажут в Торонто), поэтому в родном Канне она будет присутствовать в качестве сценаристки фильма "Париж, 13-й округ". Фильм основан на серии рассказов иллюстратора New Yorker Адриана Томина "Убийство и смерть". Это романтическая история о молодых людях XXI века, которые живут в Париже, влюбляются друг в друга и пытаются понять себя, свой гендер, сексуальность и разобраться в, кажется, уже устаревшей концепции верности друг другу.
"Дело"
Конкурс "Особый взгляд"
Все-таки есть у пандемии и положительные стороны, хоть их, конечно, совсем мало. Вот, например, Алексей Герман — младший снимал свой большой проект "Воздух" о первом отряде женщин-истребительниц во времена Второй мировой войны. Но съемки пришлось прервать из-за пандемии. Тогда режиссер вспомнил о старом сценарии, который он написал вместе с Марией Огневой, и решил снять эту историю, чтобы не сидеть без дела. В итоге маленький фильм, снятый для того, чтобы не сойти с ума в пандемию, взяли на Каннский фестиваль.
По словам продюсера Артема Васильева, фильм оказался идеальным для эпохи непрекращающихся локдаунов — "он герметичный, в нем мало локаций". "Дело" рассказывает о преподавателе вуза в небольшой городе, который сражается за справедливость. Главную роль в фильме исполнил Мераб Нинидзе, работавший с Германом-младшим над фильмами "Бумажный солдат" и "Из Токио". Также в картине снялись Анна Михалкова, Роза Хайруллина, Светлана Ходченкова, Александр Паль.
"Разжимая кулаки"
Конкурс "Особый взгляд"
Каннский дебют режиссера Киры Коваленко рассказывает о шахтерском городе Мизур в Северной Осетии. Заур перевез свою семью сюда после трагических событий. Своих сыновей и дочь он воспитывает в строгости, поэтому они пытаются сбежать от отцовской гиперопеки и жизни в маленьком, позабытом всеми городке. Старший сын Аким уехал в Ростов на заработки, младший еще не до конца понял, чего хочет от жизни, а дочь Ада явно не видит перспектив в ее нынешнем окружении. Она уже взрослая и самостоятельная, но для Заура по-прежнему остается маленьким ребенком, и убедить его в обратном невероятно сложно. Главную роль исполнила Милана Агузарова, отца сыграл Алик Караев, а в остальных ролях снялись непрофессиональные актеры Сослан Хугаев, Хетаг Бибилов, Арсен Хетагуров и Милана Пагиева. Фильм снят на осетинском языке. Продюсерами картины выступили завсегдатай Каннского фестиваля Александр Роднянский и Сергей Мелькумов.
"После Янга"
Конкурс "Особый взгляд"
Колин Фаррелл снова, как во время работы над фильмами Йоргоса Лантимоса, находится среди роботов. По сюжету фильма корейского режиссера Когонады, которая основана на рассказе Александра Вайнштейна, отец и дочь (Фаррелл и Джоди Тернер-Смит) пытаются спасти своего домашнего робота Янга от забвения. Это первый раз Когонады в Канне, и если он будет удачным, то вполне может быть, что в следующий раз его работу уже включат в основной конкурс. После его невероятно удачного дебюта на Sundance с фильмом "Коламбус" на режиссера возлагают большие надежды.
Тома Ходова