ВАШИНГТОН, 28 мая. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. NASA изменило конфигурацию американского сегмента Международной космической станции (МКС), чтобы подготовить условия для стыковки с новыми пилотируемыми кораблями, которые должны построить компании Boeing и Space X.
Операция, транслировавшаяся в прямом эфире на сайте космического ведомства США, продолжалась более часа.
Участвовали в ней сотрудники Центра космических полетов имени Джонсона в Хьюстоне (штат Техас) и приехавшие туда специалисты космического агентства Канады, построившие в свое время для МКС автоматическую руку-манипулятор "Канадарм-2". Управляя этим механизмом с Земли, они отсоединили Постоянный многофункциональный модуль (ПММ) от модуля Unity и перенесли его в другое место, прикрепив к жилому модулю Tranquility.
"Это позволит освободить стыковочный узел модуля Unity для причаливания грузовых кораблей, а в качестве основного места стыковки для пилотируемых кораблей будет использоваться модуль Harmony, - пояснило NASA.
Этот модуль был построен итальянскими специалистами, назывался Leonardo и использовался в качестве контейнера для доставки грузов на "шаттлах" в период сооружения орбитального комплекса. В 2011 году он остался на станции, был прикреплен к Unity и с тех пор использовался как складское помещение. Его длина составляет около 7 метров, диаметр - более 4 метров, а объем внутреннего пространства - 68 кубометров.
NASA напомнило, что сейчас американские "грузовики" пристыковываются к Harmony. Чтобы в перспективе к нему могли пришвартовываться корабли с астронавтами, потребуется модифицировать его стыковочные узлы и установить на них специальные адаптеры. Эти устройства позволят выравнивать давление внутри станции и подошедшего к ней корабля перед открытием переходного отсека. NASA планирует отправить их на МКС на борту грузовика Dragon до конца нынешнего года.
Boeing и Space X разрабатывают новые пилотируемые корабли для полетов на МКС по заказу космического ведомства США. В прошлом году они выиграли конкурс и получили от американского правительства на эти проекты, соответственно, 4,2 млрд и 2,6 млрд долларов.
По плану их корабли должны совершить первые испытательные полеты к международному орбитальному комплексу в 2017 году. NASA рассчитывает, что это позволит ему избавиться от зависимости от России в доставке своих астронавтов на МКС. Новое космическое транспортное средство должно прийти на смену "шаттлам", поставленным на прикол четыре года назад.
Корабль CST-100, который разрабатывает Boeing, будет использовать в качестве носителя ракету Atlas-5 компании Lokheed Martin. Пилотируемая версия Dragon, как и грузовой вариант этого корабля, выводится на орбиту с помощью ракеты Falcon-9, построенной специалистами Space X. Оба носителя запускаются с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида).
В случае успешного завершения этих проектов NASA собирается заключить с каждой из двух компаний соглашение как минимум на шесть полетов к МКС. США и Россия условились продолжить эксплуатацию станции по меньшей мере до 2024 года. Недавно эти планы поддержала Канада. Ожидается, что к ним присоединятся и другие участники проекта - Европейское космическое агентство и Япония.
О программе МКС
Как и прежде, МКС остается крупнейшей программой NASA. Ежегодно на нее из бюджета космического ведомства выделяется примерно по 3 млрд долларов. Американские специалисты считают, что станция является уникальной площадкой для проведения научных, в том числе медико-биологических, наблюдений и экспериментов, которые помогут, в частности, подготовить полет человека на Марс.
Космическое ведомство США надеется организовать путешествие на Марс к середине 2030-х годов. Туда должен отправиться новый корабль Orion, созданный компанией Lokheed Martin и совершивший в декабре прошлого года свой первый испытательный полет в автоматическом режиме. Он сможет летать и к МКС, но руководство NASA подчеркивает, что его главное предназначение - дальний космос.
В настоящее время на станции находится международный экипаж из шести человек: это американцы Вертс и Келли, россияне Геннадий Падалка, Михаил Корниенко и Антон Шкаплеров, а также астронавт Европейского космического агентства итальянка Саманта Кристофоретти.