Все новости

Министр ВВС: США нужно 18 двигателей из РФ для конкурсов по космическим запускам

Запуск ракеты с американским двигателем произойдет после 2019 года, сообщила Дебора Ли Джеймс

ВАШИНГТОН, 27 января. /Корр. ТАСС Антон Чудаков/. США необходимо приобрести у России 18 двигателей РД-180 для проведения "честных конкурсов" по запуску космических аппаратов по заказу Пентагона.

Об этом сообщила в среду министр ВВС США Дебора Ли Джеймс, выступая на слушаниях в комитете сената Конгресса США по делам вооруженных сил.

"Как мы заявляли в прошлом году, мы по-прежнему считаем, что приобретение 18 двигателей РД-180 будет достаточно для поддержания конкурентной среды во время переходного периода (пока США не создадут собственный двигатель - прим. ТАСС) в течение ближайших нескольких лет, - отметила она, отвечая на вопросы сенаторов. - Пентагон стремится в предельно сжатые сроки отказаться от РД-180 и свести к минимуму последствия для национальной безопасности".

Запуски на конкурсной основе

Введенные ранее Конгрессом ограничения на использование в США РД-180 поставили в сложное положение консорциум United Launch Alliance (ULA), созданный компаниями Boeing и Lockheed Martin. Он был вынужден отказаться от участия в конкурсе на запуск аппарата системы глобального позиционирования по заказу ВВС США из-за нехватки российских двигателей, которые устанавливаются на его ракете Atlas V.

Однако принятый в прошлом году законопроект, снявший ограничения, разрешает ВВС заключать контракт с любой сертифицированной компанией "вне зависимости от того, в какой стране изготовлен ракетный двигатель, который будет использован на ее носителе". В документе отмечается, что это сделано для того, чтобы "обеспечить здоровую конкуренцию и гарантировать доступ в космическое пространство" для американских спутников. Министр согласилась с этой аргументацией, подчеркнув, что именно 18 российских двигателей позволят американской космической отрасли "преодолеть главные трудности", связанные с проведением конкурсов на запуски космических аппаратов.

Ранее американские военачальники высказывали опасения по этому поводу. Так, глава Космического командования ВВС США генерал Джон Хайтен, выступая на слушаниях в Конгрессе, отметил, что запрет на использование РД-180 после 2019 года может создать ситуацию, при которой у Соединенных Штатов не будет ни российских, ни своих двигателей для установки на ракеты для запуска военных спутников.

Генерал Хайтен прямо заявил, что РД-180 могут понадобиться ВВС в ходе "второго этапа" конкурса на предоставление заказов американским компаниям по выводу на орбиту грузов в интересах национальной безопасности. По замыслам Пентагона, этот этап продлится до 2022 года.

Создание американского аналога РД-180

Запуск первой ракеты с американским двигателем вместо его российского аналога произойдет после 2019 года, как планировалось ранее, сообщила министр ВВС США.

"Компании заявляют о возможности создания к 2019 году (собственного американского, - прим. корр.) двигателя, что мы считаем возможным, хотя и сложным. Но я должна сказать, что один только двигатель не доставит нас в космос. Его нужно еще установить в ракету, проверить, удостовериться, что все исправно, и после того, как мы все это сделаем, возможность запуска (этого аппарата) произойдет уже после 2019 года".

Работы по созданию нового американского ракетного двигателя ведут сразу несколько компаний, в том числе консорциум United Launch Alliance (ULA), эксплуатирующий носитель Atlas V.

К 2019 году консорциум рассчитывает создать новую ракету "Вулкан" с двигателем производства фирмы Blue Origin. К этому времени собирается построить свой двигатель, который будет пригоден для установки на Atlas V, и компания Aerojet Rocketdyne. Однако стопроцентной гарантии успеха у них пока нет.

Соглашение между Москвой и Вашингтоном, которое предусматривало поставки в США 101 двигателя РД-180 и оценивалось примерно в один миллиард долларов, было заключено в 1997 году. В соответствии с последним контрактом, подписанным полтора года назад, американская сторона заказала 29 двигателей, но успела оплатить только 15 из них. Поскольку в тот момент Конгресс ввел запрет на их эксплуатацию, судьба остальных 14 оказалась под вопросом. С тех пор законодатели разрешили ULA приобрести только 9 из этих 14 двигателей, и консорциум продолжает бороться за оставшиеся пять.