Строительство космодрома Восточный длилось четыре года. За это время были срывы сроков, забастовки рабочих, уголовные дела и жесткие слова президента в адрес строителей.
Специальный корреспондент ТАСС Андрей Уродов отправился в Амурскую область в преддверии пуска ракеты с построенного космодрома и разобрался, что изменило появление космической гавани в жизни простых землян в дальневосточном регионе.
Два города – одно название
Около космодрома Восточный есть два закрытых города. Углегорск стоит тут с незапамятных времен, а новый наукоград Циолковский – только строится. Формально оба города переименовали в Циолковский еще два года назад, но дорогу, соединившую бы их, так и не достроили. В народе переименование еще не закрепилось, люди по привычке называют Углегорском старый закрытый город, а Циолковским – новый наукоград.
Первый космодром вблизи Углегорска появился еще в 1996 году. Его назвали Свободный – по имени самого крупного города Свободненского района. Космодром должен был взять на себя часть задач Байконура, который после распада СССР оказался за границей – в Казахстане.
Место для строительства Свободного выбрали не случайно. С 1969 года в Свободненском районе базировалась ракетная дивизия стратегического назначения. Чтобы не привлекать внимание к строительству сооружений для запуска баллистических ракет, ближайший военный город назвали Углегорском. Уголь здесь никогда не добывали, а город получил статус закрытого.
В 1994 году ракетную дивизию расформировали, но военные перешли на работу на космодром Свободный, который был сдан в эксплуатацию через два года. За 10 лет отсюда в космос улетело пять ракет: одна российская и четыре иностранных (американская, шведская и две израильских).
В 2007 году Свободный перестал функционировать, на его базе решили создать космодром Восточный – почти в два раза больше прежнего.
Приехавший в Углегорск в начале 70-х пенсионер Виктор Калугин вспоминает, что жить тут было неплохо.
Углегорск так и остался закрытым городом, попасть сюда можно только по пропуску, а в однотипных дворах – без труда заплутать. Спасают перпендикулярные улицы: так или иначе они выходят к бетонным стенам, которыми окружен город.
Сейчас в Углегорске живет 6 тысяч человек: местные жители и сотрудники компаний-подрядчиков космодрома, которым тут арендуют жилье.
Скукотища, город вымирает в 10 часов вечера, пойти особо некуда. Тут предприятий много, поэтому в городе половина народу – не местные. Мы с ребятами после запуска тоже домой поедем
На жителя мегаполиса Углегорск, и правда, может произвести странное впечатление. Кажется, что время тут остановилось: стадион, заросший травой, старые бетонные трибуны, советский барельеф на стене детского дома творчества и небольшая аллея с памятником Гагарину.
По словам зампреда правительства Амурской области Дмитрия Тетенькина, руководство региона составило заявку на включение Углегорска в федеральную программу "Роскосмоса" по развитию космодромов с 2016 по 2025 год.
В город проведут газ, реконструируют 33 многоэтажки, отремонтируют 20 км дорог, построят спортивный комплекс с двумя бассейнами. Рядом появится культурный комплекс с современной библиотекой и центром детского творчества. В Углегорск приедут работники подрядчиков космодрома, поэтому нужно построить школу и два детских сада для их детей. Высококлассные специалисты получат квартиры уже в Циолковском.
Совсем другие люди
Пока эти объекты согласовываются на бумаге, в городе заканчивают первую очередь стройки большого проекта – больничного комплекса. Планируется, что лечиться в нем будут не только работники Восточного, но и жители всех близлежащих поселений. Пять зданий комплекса возводят рядом со старой углегорской больницей.
"Новая больница уже перешла из системы областного здравоохранения в федеральную", – рассказывает главный врач углегорской больницы Виталий Удод.
На стройплощадке, которую видно из окон больницы, никого нет. Большая часть работ ведется уже внутри новых зданий. "И снится нам не рокот космодрома, – напевает прораб Александр, ведя нас вверх по ступенькам на крышу новой поликлиники. – На день космонавтики "Земляне" к нам приезжали, ну это совсем не то уже, молодой состав".
"Гараж, склад, лаборатория, административное здание, – перечисляет прораб, стоя на крыше поликлиники. – Четыреста посещений в смену будет, установят современное оборудование. Сейчас же как: заболел у человека зуб, в Углегорске ему его только вырвать могут, за остальным надо ехать в Свободный, а это 50 км, да и очереди там на прием. Тут на второй очереди запланирован стационар на 200 человек, детская поликлиника. Стройка грандиозная, все туда, чтобы соединиться с Циолковским". Александр машет рукой в сторону кранов, возвышающихся на горизонте: "Правда, когда я сюда приехал в 2013 году, эти дома уже начинали строить – мы за это время успели пять зданий отгрохать, заканчиваем их в июне, потом будем заниматься благоустройством территории".
Дорога из нового наукограда Циолковского, рассчитанного на 20 тысяч жителей, пройдет рядом с больничным комплексом: так Углегорск объединится с прогрессивным городом, куда, как ожидается, съедутся работники космической отрасли со всей страны.
Виталий Кузнецов переехал в Углегорск в середине нулевых, окончил школу. Теперь работает здесь водителем на скорой.
Когда стройки только начались, среди вахтовиков было много бывших зэков, ездили откачивать этих наркоманов постоянно. Большинство, конечно, спасали, но к некоторым уже не успевали. Хорошо, эта волна как-то прошла. Теперь на объекты уже совсем другие люди приезжают. Стимул переезжать в Циолковский у людей есть, востребованным специалистам дают работу и квартиру
По словам главы администрации города Николая Кохно, только в одном больничном комплексе появится 300 новых рабочих мест.
Умный город
Рекордсменом по количеству открытых вакансий в регионе станет сам космодром Восточный. Для работников космической гавани строится целый город. Пока Циолковский больше напоминает район с новостройками, но сюда уже приезжают специалисты не только с Байконура, но и из центральных городов России.
"Я коренной ленинградец, занимался в родном городе инженерными сетями, в 2013 году решил изменить судьбу и переехал в Циолковский. Нашел супругу здесь, она тоже работает в "Спецстрое". На месте города был бывший военный вертодром и пустая тайга. Я возглавлял бригаду по инженерным сетям, и первую зиму мы жили прямо на этом вертодроме в вагончиках. Их было всего восемь. Прямо на месте мы разрабатывали проект вахтового городка, продумывали временные коммуникации", – рассказывает руководитель проекта "Спецстройтехнологий" Евгений Коваленко, стоя около подъезда своего нового дома.
Сейчас в городе уже сданы четыре многоэтажных дома, работает магазин, между космодромом и Циолковским курсируют автобусы. Весь город можно обойти за пару минут, да и делать тут постороннему нечего. Разве что разглядывать новые таблички с названиями улиц. Первая получила имя Юрия Гагарина, название второй взяли из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!" – 3-я улица Строителей. На этом город заканчивается.
Можно, конечно, прогуляться до стадиона – спорту тут уделяют особое внимание. Летом вокруг новых домов появятся три футбольные коробки и велосипедные дорожки, а уже осенью заработает детский сад с бассейном.
В построенных домах заселено уже 60% квартир. Для того чтобы не отвлекать жителей города от работы на космодроме, в квартирах уже сделан ремонт. Помимо этого, в каждой квартире можно найти "умный экран" со статистикой по коммуналке. Вся информация о коммунальных расходах будет стекаться в диспетчерский центр. Даже если жители забудут отправить показания счетчиков в конце месяца, система сделает это за них. Сейчас в городе не так много людей, но все экстренные службы уже работают: они связаны в систему "Безопасный город".
Люди приезжают в Циолковский на постоянное место жительства. В Амурском государственном университете был первый выпуск студентов, которых готовили к работе на космодроме. Они приезжают сюда, получают квартиры. Так что молодые специалисты у нас тоже есть
По словам губернатора области Александра Козлова, начинающие специалисты получают квартиру и зарплату в 60 тысяч рублей. "Главное, что они работают по специальности. У нас на базе Амурского государственного университета уже работает новый факультет, в школах запускаются космические классы", – отмечает он.
По специальности работают и выпускники технологического техникума Благовещенска. По словам работника служб эксплуатации Восточного Александра Мелентьева, устроиться на Восточный ему позволил опыт работы.
"Я еще во время техникума начал работать: сначала в "Транснефти", потом в Хабаровске, и вот два года назад вернулся на космодром. Сначала трудился в сфере строительства, потом ушел в эксплуатацию. Работа хорошая, престижная. Квартиры в первую очередь дают иногородним специалистам, а я сам из Углегорска. Нам новую жилплощадь тоже обещают, но не скоро".
Ожидается, что в Циолковский приедут 20 тысяч человек – это 2% от всего населения: в Амурской области живет всего 817 тысяч человек. По данным пресс-службы "Спецстроя", к концу года в Циолковском будет построено 14 жилых домов. В 2016 году сдадут 1295 квартир, в которых будут проживать около 4 тысяч человек.
Макбук на вокзале
В 200 метрах от КПП Углегорска и охраны с автоматами находится одноименная железнодорожная станция. В скором времени отсюда будут ходить электрички, которые доставят рабочих на космодром Восточный. На фоне тайги вокзал выглядит довольно футуристично: каркас трехэтажного здания выполнен из металлических конструкций, а огромные оконные стекла переливаются на солнце.
Пока на станции тихо: вместо гула поездов можно услышать только шум компьютеров. Их здесь настолько много, начинаешь даже думать, что ошибся дверью. Вроде бы вокзал, эскалатор и лифт на месте, а вместо зала ожидания – ряды столов с мониторами. Здесь находятся офисы Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, его сотрудники ждут переезда в главное офисное здание космодрома, которое окрестили "Шайбой" из-за нестандартного вида.
Еще на станции построили вокзал с двумя пассажирскими платформами и пешеходный тоннель под железнодорожными путями. Пока на них неподвижно стоят вагоны, а выход к поездам теряется среди стихийного офиса.
В перспективе будут ходить электрички, но основная цель сегодня – это подвоз топлива и компонентов ракет с Байкало-Амурской магистрали. В большей степени эта ветка грузовая
Строим и ломаем
До ближайшего села Глухари от нового наукограда всего пять километров. Стройка века остается где-то за спиной. Местные покажут, с какого холма посмотреть на высокие краны Циолковского, а с какого – на монтажно-испытательный комплекс Восточного. От космодрома тут больше проблем, чем пользы.
Народу в селах Курган, Глухари и Голубое осталось немного, в основном пенсионеры. После прогулки по пустынным улицам в полдень и вовсе кажется, что здесь никто не живет. Покосившиеся деревянные избы, смотрящие на железную дорогу, стоят заброшенные.
Огромные фуры со щебнем, песком и стройматериалами едут через узкие проселочные дороги днем и ночью, превращая их в непроходимое месиво. По словам жителей, компании не вывозят строительный мусор, устраивают стихийные свалки, а водители-вахтовики приезжают в местные магазины за алкоголем, ведь в закрытые города их не пускают.
Все это превращается в головную боль для главы Курганского сельсовета Федора Старины. Он уже неоднократно писал претензии к "Спецстрою России", но компенсаций на ремонт дорог пока нет.
В Углегорске они строят, белят, красят, подсыпают, асфальт кладут. Но они грузовые машины в свое поселение не пускают, водкой там не торгуют. Рабочие куда едут? По нашим населенным пунктам Свободненского района
Дошло до того, что жители Глухарей установили дорожные знаки, запрещающие проезд грузового транспорта. Когда это не помогло, они перекрыли дорогу. За это сотрудники ГИБДД оштрафовали главу поселения на 2 тысячи рублей.
"Скорая помощь проехать не может. У меня человек умер на лавочке днем, сердце прихватило, полиция добралась только в 10 вечера. Мы хоронили людей уже с машины на машину, с машины на машину перекладывали, чтобы только довезти до кладбища. Дорог тут не было", – рассказывает Старина.
Губернатор Приамурья говорит, что ущерб, нанесенный "Спецстроем России", уже подсчитан.
"Только по Свободненскому и Шимановскому районам ущерб 174 млн рублей. Дирекция компании согласилась с нами и приняла эти расходы. В рамках ведомственной целевой программы на 2016-2025 годы они возместят нам эти средства, но мы дожидаться не будем и, если что, пойдем с иском к "Спецстрою". Они уже добывали у нас песок незаконно, Минприроды подготовило иск, мы высудили 100 млн рублей. Правда за нами", – говорит он.
Глава поселения показывает сломанный дорожный знак, запрещающий движение фур: он валяется в котельной. На прошлой неделе его намеренно сбил грузовик. "Без больших машин строительство невозможно, да и у нас есть местные фермеры, которые тоже тяжелую сельхозтехнику возят. Но они хотя бы могут трактор нам дать или грейдер, чтобы дорогу разровнять, а эти компании-гиганты не помогают совсем", – рассказывает глава поселения.
Помочь себе жители могут только самостоятельно. Старина вместе с местным депутатом Александром Колесниковым показывает новый фельдшерский пункт и актовый зал, который им удалось оборудовать прямо в здании правления.
Несмотря на постоянные конфликты, главе поселения удается сотрудничать с подрядчиками. Закрытую в селе Голубом школу переоборудовали под общежитие для вахтовых рабочих.
"Там корейцы-гастарбайтеры у нас живут от "Буреягэсстроя", – рассказывает Старина. – Мы котельную починили, сделали им все условия и теперь получаем прибыль со здания, которое раньше пустовало. Выходит около 1 млн рублей в год за аренду, 90% – в районный бюджет, и 10% – в бюджет села. Для нас это деньги существенные. Подрядчики меняются, рабочие приезжают на вахту и уезжают, а мы тут живем, поэтому приходится что-то придумывать".
Энергия космодрома
Единственный объект, который находится не в Свободненском районе, но неразрывно связан с космодромом, – это новая Нижне-Бурейская ГЭС мощностью 320 МВт. Восточный станет одним из основных потребителей вырабатываемой энергии этой гидроэлектростанции.
Нижне-Бурейская ГЭС не похожа на гигантское сооружение. Она строится как контррегулятор верхней – Бурейской ГЭС, поэтому размерами скромнее. Но на нее возложена серьезная ответственность. Если Амурскую область настигнут аномальные паводки, как это было в 2013 году, эта гидроэлектростанция будет выравнивать работу Бурейской ГЭС.
19 апреля на Нижне-Бурейской ГЭС были перекрыты последние 15 метров реки: десятки самосвалов сваливали в реку огромные бетонные блоки. С этого момента вся вода пошла через водосбросы гидроэлектростанции. По словам исполнительного директора станции Александра Гаркина, строительство идет полным ходом. Из 650 тысяч кубометров бетона сегодня уложено уже 602,6 тысячи, поэтому ГЭС будет запущена в срок.
Строительство не прекращается даже в самую суровую погоду.
"Я занимаюсь промышленным альпинизмом. Сначала Зейская, потом Бурейская, теперь вот Нижне-Бурейская ГЭС. Я сам из Амурской области. Зимой тут, конечно, холодно бывает, но кормят хорошо, поэтому не мерзнем. Энергии хватает. Задача поставлена, надо выполнять. Оделись потеплее и пошли. В крайнем случае делаем тепляк, сверху им все накрывается, и работаем уже под ним", – рассказывает один из строителей станции Алексей.
Большинство рабочих строят уже вторую или даже третью ГЭС. Несмотря на то, что многие родились в Бурейском районе, они живут в общежитиях "Русгидро", которые построены в непосредственной близости от объектов.
"А я уже шесть лет работаю на ГЭС. Сам из Хакасии. У нас бригада занимается сборкой и монтажом гидротурбинного оборудования. Это регулирующая часть, одна из самых главных. Мне нравится тут. Сначала Богучанская ГЭС, теперь вот Нижне-Бурейская. Компания снимает нам квартиры, так что условия нормальные", – рассказывает монтажник гидроагрегатов Михаил Синегубов. После разговора он ловко карабкается по лопастям огромного "пропеллера" и пропадает в турбине.
Многие работают столько, что уже не помнят свой трудовой стаж: "Я здесь родился и вырос, в деревне Усть-Кивда, 30 км отсюда, в устье Буреи. Мы строим ГЭС, чтобы нашим бурейцам, амурским пацанам подешевле электроэнергия обходилась. Это уже моя третья ГЭС: Богучанская, Бурейская, теперь вот Нижне-Бурейская. Я даже стаж свой не считал, мама миа, это только история знает!" – кричит монтажник Николай Молоченко под грохот отбойного молотка.
С запуском Нижне-Бурейской ГЭС появление энергоемкого космодрома Восточный никак не отразится на обычных потребителях.
Компромисс экологов и строителей
Такие масштабные стройки не проходят бесследно для природы. Экологи заговорили об этом еще шесть лет назад. Новое водохранилище Нижне-Бурейской ГЭС могло затопить уникальную долину реки Буреи, где обитают и растут краснокнижники. Эту территорию решили "расселить".
Экологи, чиновники и представители "Русгидро" впервые сели за стол переговоров за два года до запуска ГЭС. Совет решил создать вокруг зоны затопления природный парк "Бурейский" – первый парк подобного рода в современной России.
Юрий Гафаров был одним из тех экологов, кто строил кормушки и гнезда для животных, чтобы переманить их из зоны затопления, а потом пересаживал растения знойным амурским летом.
"Нам удалось построить новые гнезда для уток-мандаринок и дальневосточных аистов, возвести кормушки для кабанов и пересадить уникальные папоротники, растущие в долине реки", – рассказывает Гафаров. Скоро ему предстоит очередная поездка в "Бурейский": нужно проверить, как растения пережили зиму, и понять, что еще нужно успеть до запуска ГЭС.