26 апреля 2021, 08:19
Статья

Американская академия объявила своих победителей — итоги церемонии оказались одновременно предсказуемыми и неожиданными.

Джошуа Джеймс Ричардс, Дэн Джанви, Молли Ашер, Питер Спирс, Фрэнсис МакДорманд, Хлоя Чжао и Линда Мэй во время вручения "Оскара" в номинации лучший фильм ("Земля Кочевников"). Todd Wawrychuk/ A.M.P.A.S. via Getty Images
Джошуа Джеймс Ричардс, Дэн Джанви, Молли Ашер, Питер Спирс, Фрэнсис МакДорманд, Хлоя Чжао и Линда Мэй во время вручения "Оскара" в номинации лучший фильм ("Земля Кочевников")

"Оскар" в этом году вручался в необычных обстоятельствах: число участников церемонии было сокращено до минимума, некоторые из них и вовсе находились в других странах, само представление практически свелось к объявлению победителей, зато лауреатов не ограничивали по времени и каждый мог находиться у микрофона столько, сколько душа пожелает. Это не помешало церемонии стать одной из самых коротких за последние годы — она оказалась длиннее запланированного всего на 15 минут. По оскаровским стандартам это очень хороший результат.

Безусловным триумфатором "Оскаров" стала "Земля кочевников" Хлои Чжао — фильм получил три статуэтки, в том числе в категории "Лучший фильм". Чжао стала второй женщиной в истории после Кэтрин Бигелоу, получившей награду в режиссерской номинации, а Фрэнсис Макдорманд унесла домой третий актерский "Оскар" (всего у нее их четыре, один — в качестве продюсера), "обыграв" в номинации "Лучшая актриса" Кэри Маллиган и Виолу Дэвис. 

В общем, никакой интриги в этом не было: большинство экспертов в этом году предсказывали победу "Земли кочевников", и академики оправдали всеобщие надежды. Необычный оскаровский сезон пандемийного года с отсутствием блокбастеров и громких имен стал идеальным моментом для вполне себе оскаровской, но при этом скромной по бюджетам драмы стать главным фильмом года. Может, при других обстоятельствах победа Чжао и "Земли кочевников" была бы не такой предсказуемой

Чжао стала не только первой женщиной азиатского происхождения, победившей в такой престижной категории, как "Лучший режиссер", но и одной из немногих, которые решились пойти против строгих правил дресс-кода на оскаровской красной дорожке. Организаторы еще перед церемонией подчеркнули, что не приветствуют кэжуал, поэтому даже во время пандемии ожидают от звезд привычной красоты и гламура. Чжао же пришла на "Оскар" в простом вязаном платье от Hermès, кроссовках и с сумкой через плечо. Ее сопровождала одна из актрис фильма и кочевница в реальной жизни Свонки.

Несмотря на предсказуемую победу Чжао, академики все-таки смогли удивить аналитиков и журналистов в категории "Лучший актер". Абсолютно все были уверены, что статуэтка в этой номинации уйдет покойному Чедвику Боузману за фильм "Ма Рейни: мать блюза", но не тут-то было. "Оскара" в итоге получил 83-летний Энтони Хопкинс за роль в картине "Отец". Не то чтобы все не оценили превосходную актерскую игру британского ветерана, однако фаворитом сезона был все-таки не он. Голливуд ждал, что академики отдадут должное 43-летнему Боузману, скончавшемуся от рака в этом году, даже не столько из-за его роли в "Ма Рейни", сколько по совокупности всех заслуг. Однако вместо этого академики отнеслись к нему как в свое время к Джеймсу Дину: того тоже номинировали на награду после смерти, но так ничего и не вручили. В этом же году награду вместо Хопкинса получал Хоакин Феникс, сам актер на церемонию не пришел (впрочем, как и на все остальные в этом сезоне).

Но даже с победой Хопкинса и Макдорманд "Оскар" в этом году оказался не таким белым, как обычно: корейская актриса из "Минари" Юн Ё Джон победила в номинации "Лучшая актриса второго плана", оставив позади фаворитку этой категории Мари Бакалову за роль из "Бората-2" и даже Глен Клоуз, для которой это уже девятая номинация на "Оскар". Это первая победа актрисы из Южной Кореи в этой номинации. Несмотря на то что Брэд Пит не смог правильно произнести имя Юн Ё Джон, она была очень рада встрече с ним и удивлена выбором академии. Глен Клоуз, кстати, тоже не унывала и станцевала тверк под песню Da Butt из фильма "Школьные годы чудесные" Спайка Ли.

Еще одним ярким моментом довольно скучной церемонии стала эмоциональная речь Дэниела Калуи, получившего "Оскара" в номинации "Лучший актер второго плана" за роль в фильме "Иуда и черный мессия". Актер восхитился не только активистом и членом партии "Черные пантеры" Фредом Хэмптоном, которого он сыграл в картине, но и своими родителями, поблагодарив их за то, что они подарили ему жизнь. При этом Калуя не удержался от физических подробностей, чем поверг свою маму в шок.

В остальном "Оскар" шел как по накатанной: дебютантку Эмиральд Феннел и ее картину "Девушка, подаяющая надежды" все-таки не оставили без награды, вручив ей статуэтку за "Лучший оригинальный сценарий"; "Манк" при своих десяти номинациях выиграл только в двух категориях — за "Лучшую работу художника-постановщика" и за "Лучшую операторскую работу"; диснеевская "Душа" стала лучшим анимационным фильмом; а картина Томаса Винтерберга "Еще по одной" заработала статуэтку для Дании в категории "Лучший международный фильм". Режиссер не смог сдержать слез во время своей речи, рассказав, что во время работы над картиной у него погибла дочь. Netflix с большинством номинаций, несмотря на то что "Манк" выиграл только в двух, все-таки обошел голливудского гиганта Disney: по итогам церемонии у стриминга семь наград, а у Disney только пять. Правда, во всех главных категориях победил именно Disney, так что триумф Netflix не так однозначен.

Рейтинги церемонии пока неизвестны, но даже под предводительством Стивена Содерберга, которого в этом году назначили ее продюсером, чуда не произошло. Режиссер хотел, чтобы "Оскар" был похож на фильм. Может, и так, но он был похож на очень скучный фильм. Такое ощущение, что зрителям все менее интересно смотреть церемонию и просто хочется наконец-то узнать, кто же победил. Остальные премии в этом году не могут похвастаться высокими рейтингами, и окупились ли усилия "Оскара" по проведению церемонии офлайн, без масок и без Zoom, — чуть ли не большая интрига, чем ее победители.

Тома Ходова