"В Москву, в Москву", — кричат чеховские три сестры. Троллейбус останавливается, и сестры выбегают на улицу. Кажется — всего миг, и девушки в старинных платьях запрыгнут в современный поезд и окажутся в столице. Но автор распорядился их судьбой иначе: сестры возвращаются за чемоданами, двери внезапно закрываются, и троллейбус увозит сестер все дальше и дальше от их мечты.
За удаляющимся транспортом с удивлением наблюдают люди на улице. Некоторые машут рукой, другие снимают видео и фото.
В этом троллейбусе нет кондуктора и привычного "Осторожно, двери закрываются". Вместо него в салоне сидит режиссер, который объявляет: постановка "Три сестры". Это — площадка театра, где нет сцены и занавеса, а в зрительном зале помещается всего 13 человек. Во время показа они непрерывно путешествуют по улицам Саратова.
— Мы только запустили свой проект, дали всего два спектакля. Но уже понятно, что это событие… У прохожих, которые впервые видят наш троллейбус, возникает, по нашему мнению, очень хорошее желание — достать телефон и сделать селфи. Все спрашивают, как попасть на спектакль, благодарят. Но мест немного, что делает проект еще более эксклюзивным, — рассказывает один из авторов постановки, актер саратовского театра кукол "Теремок" Владимир Решетов.
Владимиру 28 лет, и с самого детства он не представляет своей жизни без театра.
— В детстве все говорили: "Артист растет..." Но, повзрослев, я пошел учиться на инженера в саратовский Политех. Доучился аж до четвертого курса, а потом как-то, сидя на паре, понял, что если не уйду, то сойду с ума. Тогда я бросил престижную профессию и поступил в Саратовский театральный институт, теперь схожу с ума от любимого дела, — говорит Решетов.
Спустя несколько лет, уже став актером, Владимир разговорился со своим другом, учителем и режиссером Алексеем Усовым. Тот рассказал, как ехал в троллейбусе на премьеру спектакля по чеховской пьесе и придумал разыграть пьесу в общественном транспорте, в движении.
— Я сказал: это гениально! И мы тут же приступили к воплощению, — рассказывает актер.
Пианино по имени Сергей Иванович
Первым делом авторам этого проекта, конечно, потребовались деньги. Они решили получить грант. Для этого Решетов отправил заявку на молодежный форум "iВолга".
— Форум проходил прошлым летом, из-за пандемии защита проектов велась онлайн. Помню, я решил удивить жюри и придумал выйти на связь с форумом прямо из троллейбуса. Это был обычный маршрутный транспорт, нужна была смелость, чтобы защищать проект на глазах у обычных пассажиров, кондуктора. Но, к счастью, все удалось, и проект удачно защищен, — отмечает автор.
В итоге театральному троллейбусу дали более полумиллиона рублей. Решетов и Усов набрали труппу — всего 10 профессиональных актеров и любителей, главный критерий отбора — "чтоб глаза горели".
Одновременно с репетициями начали обустройство транспорта. Причем актеры оборудовали будущую сцену своими руками.
— Троллейбус мы взяли в аренду у Саратовгорэлектротранса. Машину полностью переделали: убрали сиденья в середине, кое-что подкрасили, постелили линолеум, повесили люстру. С последней было особенно нелегко — нам пришлось создавать специальную конструкцию, чтобы люстра работала от батарей, — рассказывает Владимир.
Но гвоздем будущих подмосток стало старинное пианино XIX века. Оказалось, у пианино даже имя есть — к инструменту уважительно обращаются "Сергей Иванович". Объявление о продаже инструмента всего за 5 тысяч рублей нашел Решетов. Оказалось, что пианино когда-то принадлежало дворянской семье, а последняя владелица, которая жила в одном дворе с легендарным актером Олегом Табаковым (Табаков родился в Саратове), завещала передать инструмент тому, кто будет использовать его для творчества.
Легенда гласит, что Сергеем Ивановичем пианино окрестили первые владельцы, почему — уже никто не помнит. Однако имя инструмента передается из уст в уста новым обладателям.
Без буфета, но с Волгой за окном
Большую часть билетов на премьеру раздали бесплатно — самым активным волонтерам области. Первые зрители заходили в "театр" не без волнения — непривычно ведь, без антракта и без буфета!
Постановка длится полтора часа, за это время троллейбус успевает сделать круг — от окраины Саратова в центр, к железнодорожному вокзалу и обратно. Получается очень символично: когда в пьесе речь заходит о реке, зрители могут наблюдать за окном Волгу, а когда сестры принимают решение ехать в столицу — троллейбус останавливается у вокзала.
Спектакль заканчивается за несколько остановок до конечной. Артисты без поклона и аплодисментов выходят. Зрители же едут в тишине еще некоторое время.
— Это наш режиссер тоже не случайно придумал. Ведь как часто после окончания спектакля люди вскакивают со своих мест, торопятся. А наши зрители только что погрузились в мир Чехова — им надо посидеть в тишине, подумать, — говорит Владимир Решетов.
Зато на конечной остановке зрителей встречают артисты "на поклон". Тут уже и аплодисменты, и благодарности, и фото на память.
Билет за правильный ответ
Артисты планируют давать спектакли два раза в месяц. Но не исключено, что частоту спектаклей придется увеличить — так много желающих попасть в театр на колесах.
— Один билет мы всегда разыгрываем. И только малая часть билетов попадает в продажу. Сумма небольшая — около 500 рублей. Раз в пять или шесть дешевле, чем в столице. Но так как желающих очень много, чтобы не повышать цену, мы продаем только тем, кто правильно ответит на вопрос о пьесе "Три сестры" или о Чехове, — говорит Владимир.
Надеются на рост числа спектаклей и власти. Такой проект, по словам министра молодежной политики и спорта Саратовской области Александра Абросимова, оказался особенно востребованным в период пандемии коронавируса, когда многие учреждения культуры работают с ограничениями.
— Со старта проекта Министерство молодежной политики и спорта Саратовской области оказывает активную помощь в его реализации. После премьеры у жителей очень хорошие отклики. Попасть на спектакль могут всего 13 зрителей, и уже образовалась очередь. Конечно, это здорово, что, несмотря на пандемию, которая серьезно отразилась на театрах, у нас рождаются новые уникальные проекты, — сказал Александр Абросимов.
Валентина Брыкалина