Руководители столичных театров отмечают резко возросший в этом сезоне интерес публики — продажи билетов достигают почти 100%. В онлайн сервисе продажи билетов "Яндекс. Афиша" ТАСС рассказали, что средний чек в данной категории вырос на 27% этой зимой, а количество театральных событий превысило даже допандемийные показатели. Если в 2021-2022 годы их насчитывалось 6,3 тысяч, то прошедшей зимой — уже 8,8 тысяч.
В театрах считают, что это связано, прежде всего, с качественной рекламой, а также сокращением числа развлекательных событий на эстраде, в кино и спорте. ТАСС выяснил, с чем еще связан такой рост интереса, а также узнал о самых популярных постановках в Вахтанговском, "Ленкоме", "Современнике" и других столичных театрах.
Люди хотят праздника, а еще поплакать и посмеяться
Директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок отмечает "всплеск огромнейшего интереса". "Посещаемость театра с начала зимы очень сильно возросла. Если честно, Театр имени Вахтангова никогда не страдал отсутствием внимания зрителей, но до начала зимы или год тому назад продажи составляли, если говорить в абсолютных процентах, 93-94%. Сейчас мы видим, что эта цифра приблизилась к 98-99%. То есть фактически сегодня можно констатировать всплеск огромнейшего интереса зрителей к театральному искусству. Глубина продаж у нас сейчас — где-то порядка двух месяцев, и мы видим, как активно продаются билеты", — рассказал он ТАСС.
По мнению Крока, это связано с тем, что уменьшилось количество развлекательных программ на телевидении, эстраде, стало намного меньше спортивных мероприятий, показов иностранных фильмов в кинотеатрах. "Человек не может жить только хлебом — человек должен жить и духовной какой-то пищей", — рассуждает собеседник агентства. Отвечая на вопрос, какие постановки больше всего привлекают зрителей, директор сказал, что люди ходят в театр за двумя эмоциями: поплакать и посмеяться.
"Сказать, что люди лучше ходят на какие-то развлекательные постановки, комедии и водевили — нет совершенно. Если говорить о Театре им. Вахтангова, лидерами продаж остаются спектакли "Война и мир", "Евгений Онегин", "Мертвые души", "Мадемуазель Нитуш". Сейчас вышла премьера "Генерал и его семья" на Новой сцене — эти билеты улетают, их скупают в первые дни предварительной продажи", — сказал Крок.
В "Ленкоме Марка Захарова", по словам директора театра Марка Варшавера, многое сделано для того, чтобы повысилась реализация билетов, в частности, благодаря работе заведующей литературно-драматической частью. Так, были предприняты шаги по продвижению постановок в интернете, выпущена рекламная продукция. Кроме того, публику в театр привлек и новый спектакль "Бег" режиссера Александра Лазарева.
"Спектакль "Бег", поставленный Александром Александровичем Лазаревым, тоже дал свой особый сигнал, от которого реализация билетов и на другие спектакли увеличилась. У нас все продается", — сказал Варшавер ТАСС.
Он сообщил, что рост продаж начался с сентября, и сейчас загрузка зрительного зала, учитывая билеты, которые театр оставляет для гостей, составляет 98%. "С чем это связано? Наверное, люди хотят праздника в связи с тем, что Россия переживает то, что сегодня происходит. Кроме того, чтобы отдать свои силы, труд и талант, чтобы легче переносить все невзгоды, люди хотят все-таки отдыхать, поэтому это тоже, наверное, дало свой сигнал", — предположил директор.
Аншлаги, по его словам, собирает весь репертуар "ленкомовцев". "Это и премьера "Последний поезд", и спектакли "Под одной крышей", "Безумный день, или Женитьба Фигаро". "Юнона и Авось" — бренд, который 42-й год приносит 100-процентную загрузку театру, удивительный ажиотаж и любовь зрителя. "Бег" сегодня на этом уровне реализовывается, требуют зрители спектакль. "Бег" практически второй после "Юноны" также, как и "Поминальная молитва", — заключил Варшавер.
Порефлексировать и отвлечься
О росте посещаемости с 87-90% практически до 100% говорят и в Российском академическом Молодежном театре (РАМТ). "Действительно, такая тенденция есть. Мы наблюдаем ее с осени: с октября-ноября. Залы полные", — сказала ТАСС директор театра Софья Апфельбаум. По словам собеседницы агентства, после отмены ограничений на посещение зрелищных мероприятий казалось, что люди не будут больше активно ходить в театры, но сейчас в РАМТе таких проблем нет.
"Признаюсь, у нас в театре всегда была достаточно высокая посещаемость — не продавалось примерно 10-15% билетов. Сейчас же выкупаются практически все места в зале. Наблюдаем большой спрос: уже открыты продажи на июнь — до конца сезона, потому что на некоторые спектакли в ближайшие месяцы билетов нет", — рассказала Апфельбаум.
При этом в театре не считают рост посещаемости исключительно своей заслугой и говорят об общей тенденции. "Мы играем те же спектакли, что и два-три года назад, за исключением премьер. Примерно в таком же объеме реализуем рекламные и иные мероприятия. Мне кажется, сработали не только наши усилия, сейчас такова общетеатральная ситуация. Понятно, что нет зарубежных концертов — ушел этот рынок, люди реже ходят в кино, потому что меньше фильмов в прокате. Может быть, это сыграло роль", — предположила директор. С другой стороны, по ее мнению, вряд ли в театр ходят те, кто массово посещал концерты западных звезд.
О 97% посещаемости сообщили и в Театре кукол им. Образцова. "За последние месяцы посещаемость театра выросла до 97%. Спектакли "золотого фонда" и современные постановки пользуются неизменной популярностью у детей и молодежи. В нашем репертуаре появились вечерние спектакли для взрослой публики, которые собирают аншлаги. Помимо традиционного "Необыкновенного концерта", это "Я — Сергей Образцов" Екатерины Образцовой с Евгением Цыгановым в главной роли, "Играем Шекспира" Виктора Никоненко, мюзикл Алексея Франдетти "Рождественская история" с Ефимом Шифриным. На эти спектакли к нам приходят всей семьей, с подростками или даже без детей", — сказала ТАСС директор театра Елена Булукова.
В Театре им. Пушкина также отмечают рост зрительского интереса. "Активность людей увеличилась. В Театре Пушкина с начала зимы мы видим рост продаж билетов. Также растет посещаемость сайта, конверсия онлайн-продаж и количество подписчиков в социальных сетях. Это говорит об искреннем интересе аудитории к театру и востребованности такого вида искусства. В театр приходят и отдохнуть, и расширить кругозор, и порефлексировать о волнующих вопросах на языке метафор", — поделился наблюдениями в разговоре с корр. ТАСС директор театра Владимир Жуков.
По его данным, театр собирает аншлаги как на премьерах, так и на постановках, которые давно в репертуаре. Это и "Багровый остров", и "Красавец мужчина", и "Влюбленный Шекспир", и "Женитьба Фигаро", и "Заповедник", и другие спектакли.
В "Современнике" также заметили увеличение потока зрителей еще осенью. "Рост посещаемости наметился даже раньше начала зимы — количество зрителей вышло на допандемийный уровень. Очень отрадно наблюдать, что люди вернулись в театр", — сказала ТАСС первый замдиректора Татьяна Баранова. Быстро раскупаются билеты как на спектакли, которые идут уже много лет, так и на премьеры. "Привлекают, конечно, спектакли из "золотого фонда" нашего театра, проверенные временем, которые много лет уже идут на сцене: "Три товарища", "Пигмалион", "Три сестры", "Осенняя соната" и другие. Сейчас зрители охотно идут на комедийные и легкие спектакли — хочется отвлечься и хорошо провести время", — отметила собеседница агентства.
Спектакль-альманах, иммерсивная постановка и классический интерес к классике
Театр им. Маяковского в этом году празднует 100-летие, отчасти, рост потока посетителей в нем связывают с этим. "Что же касается картинки в целом, можно говорить о том, что с прошлого года, по многим причинам, театры смело заняли лидирующие позиции в культурной жизни москвичей. Посещаемость Театра Маяковского возросла почти на 15% и в среднем составляет 90%", — сказала ТАСС директор театра Екатерина Лапшина.
По ее словам, особой популярностью сейчас пользуется спектакль "Истории". "Если говорить о настоящем хедлайнере этого юбилейного сезона, то, несомненно, это спектакль-альманах "Истории" к 100-летию театра. Ажиотаж вокруг постановки художественного руководителя Егора Перегудова связан еще и с тем, что на одной сцене зрители могут увидеть почти всех своих любимых артистов труппы", — пояснила директор.
Она ожидает аншлага и на новой постановке худрука "Любовь по Маркесу" с Игорем Костолевским и Ольгой Прокофьевой в главных ролях, премьера которой пройдет 8 и 9 апреля. "С одной стороны, кажется, что в нынешнее время зрителям хочется смотреть спектакли легкого жанра, но и на более драматичных постановках нашего репертуара мы наблюдаем полные залы. Все это говорит о том, что главное, за чем люди идут в театр, — за эмоциями. Они хотят отвлечься от своих проблем и прожить с артистами "другую жизнь", — заключила Лапшина.
В "Сатириконе" назвали рост посещаемости результатом планомерной работы театра в этом направлении. "Действительно, рост посещаемости мы наблюдаем. Только это, на мой взгляд, прежде всего следствие нашей планомерной работы в этом направлении. Одинаково хорошо люди берут билеты на самые разные по жанру, стилистике, сложности восприятия спектакли. И на "Р", созданный весьма условно по мотивам пьесы Гоголя, и на "Человека из ресторана" по повести Шмелева, и на "Елизавету Бам" по произведениям Хармса, и на "Грозу" по Островскому, и на "Дон Жуана" Мольера, и на "Однорукого из Спокана" по Макдонаху, и на спектакль "Дорогая Елена Сергеевна" по пьесе Людмилы Разумовской", — сказал ТАСС директор "Сатирикона" Владимир Казаченко.
Он также связал это с разнообразностью репертуара, которой удалось достичь театру в последние годы. "Он составлен и из спектаклей по произведениям русской и зарубежной классики, и по современной драматургии, и из ярко экспериментальных постановок. Я думаю, что зритель "голосует ногами" прежде всего за хорошие, художественно состоятельные спектакли, а их у нас много — все", — заявил Казаченко.
Директор Малого театра Тамара Михайлова рассказала ТАСС, что у них тоже увеличился поток зрителей с начала сезона. "Люди пошли в театр, потому что прошлой весной отменили QR-коды. С отменой этих мер посещаемость нашего театра начала расти. И с осени количество людей в театре резко увеличилось", — говорит собеседница агентства. Полные залы собирают и классические спектакли, и постановки непривычного для Малого театра формата.
"Малый — театр с классическим репертуаром. Допустим, наш спектакль "Ревизор" идет не один десяток лет, но всегда проходит при аншлаге. Это и спектакли по Островскому: "На всякого мудреца довольно простоты" и поставленная к юбилею драматурга "Женитьба Бальзаминова". Это также премьеры: по Булгакову — "Собачье сердце" и мюзикл Колкера "Свадьба Кречинского" по мотивам пьесы Сухово-Кобылина. Не совсем обычный для нас формат, музыкальный спектакль, в котором поют драматические артисты. Несмотря на то, что премьера состоялась совсем недавно, спектакль уже пользуется большим спросом", — рассказала Михайлова.
В Театре на Таганке рассказали, что стараются привлекать публику современными постановками, интерпретирующими классику. "Сейчас популярны современные постановки, интерпретирующие классику, в частности, мюзиклы и комедии. Зрители предпочитают более сатирические спектакли, над которыми можно подумать. Спектакли "Женитьба.Трагедия?" и "Земляничная поляна" пользуются высоким спросом у зрителей, особенно у молодых людей, которые склонны к размышлению и готовы к экспериментам в театре", — сообщили ТАСС в пресс-службе театра.
По словам собеседницы агентства, популярны спектакли "Lе Тартюф.Комедия", "Беги, Алиса, беги", "Вишневый сад. Комедия", мюзиклы "Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-Стрит", "Онегин". "Судя по аншлагу на недавней премьере пластического спектакля "Утиная охота", зрители готовы к необычной форме постановки знакомых произведений. А за счет распространенной сейчас романтизации советской эстетики за месяц до премьеры спектакля "104 страницы про любовь" билеты на него уже активно покупают. Яркие и комедийные жанры сейчас также распространены, например, билеты на спектакль "Черная кошка, белый кот" покупаются задолго до мероприятия. Все больше в стенах театра появляется молодежь, на которую во многом ориентируются режиссеры", — добавили в пресс-службе.
Театр "У Никитских ворот" сообщает о росте посещаемости уже с августа 2022 года почти на все постановки. "Наметился очевидный прирост посещаемости почти всех наших спектаклей. Эта довольно стабильная картина держится всю осень и зиму. Радует, что этой весной мы наблюдаем еще больший всплеск интереса к нашему театру, и эта тенденция плавная, без особых скачков", — отметили в пресс-службе театра. Самыми посещаемыми спектаклями собеседница агентства назвала мюзиклы, ориентированные на молодежь и на семейный просмотр.
"Капитанская дочка", "Три мушкетера", "Пляшущие человечки", "Сотворившая чудо", "Ромео и Джульетта", "Лолита" — все эти постановки, как правило, сопровождаются аншлагами. А если проанализировать продажи билетов за последние полгода, то явно видно, что зритель соскучился по премьерам. В репертуаре нашего театра появилось много новых названий: "Миха", "Будь здоров, школяр!", "Остров сокровищ", — сказали в пресс-службе, пригласив на премьеру музыкального спектакля "Каштанка.собака.ру", которая состоится 15 апреля 2023 года.
Недавно созданный Эдуардом Бояковым Новый театр, в репертуаре которого пока один спектакль, отметил прирост посетителей с февраля. "У нас своеобразный проект — иммерсивный спектакль "Лубянский гример", который идет пять дней в неделю. Площадка новая — усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой. И стартовали мы только в конце ноября. Так что понадобилось время, чтобы о нас узнали. По продажам был очевидный всплеск в начале января. Потом некоторый спад. А вот с февраля продажи стали заметно увеличиваться. Рекорд мы побили 1 марта. В среднем продажи поднялись примерно на 20%", — ответила на вопросы ТАСС руководитель отдела внешних коммуникаций театра Екатерина Кретова.
Она добавила, что иммерсивных спектаклей в Москве мало и публике нравится такой нестандартный формат. Аншлаги на этой постановке замечены по выходным. "Пятница, суббота, воскресенье — аншлаг. Мы даже приняли решение по субботам играть два спектакля: в 17:00 и 20:00", — отметила Кретова.
Лидеры по продажам онлайн
Топовыми театральными площадками в России зимой 2023 года по количеству заказов на "Яндекс. Афише" стали Московский дворец молодежи, Московский театр оперетты, МХАТ им. Горького, Театриум на Серпуховке, ДК "Выборгский" в Санкт-Петербурге, МХТ им. Чехова, Михайловский театр (Санкт-Петербург), Театр им. Моссовета, Дворец на Яузе, ДК им. Зуева.
В топе театральных событий прошедшей зимы по количеству заказов на этом сервисе оказались постановки "Ничего не бойся, я с тобой" в МДМ, "Женщины Есенина" во МХАТе им. Горького, "Анна Каренина" Московского театра оперетты, "В горы за тобой" Драматического театра им. Нурадилова в Грозном, "Граф Орлов" и "Монте-Кристо" в Московском театре оперетты, "Мастер и Маргарита" в Театре Романа Виктюка, "Принцесса цирка" в Театре мюзикла, "Лебединое озеро" в Кремлевском дворце, "Идиот" в Театре им. Моссовета.
"В топ-10 популярных событий "Яндекс. Афиши" стабильно входят театральные спектакли, а сегмент театра всегда попадает в топ-3 по количеству заказов вне зависимости от сезона — больше билетов покупают только на концерты или в кино. Сегмент демонстрирует рост, и среди факторов этого роста, например, появление программы "Пушкинская карта". На этом фоне увеличивается количество спектаклей, оригинальных постановок, новых авторских проектов", — сказал ТАСС директор по контенту онлайн-сервиса Энрико Мазавришвили.
По его словам, сервис работает с ведущими театрами в Москве, Санкт-Петербурге и регионах. "Традиционно высок спрос на "Дягилевский фестиваль", рекордными темпами раскупались билеты на спектакль Константина Богомолова "Летучий голландец" в Перми, а главным театральным событием зимы стал мюзикл в МДМ "Ничего не бойся, я с тобой", который недавно достиг отметки в 100 спектаклей и 100 аншлагов", — рассказал Мазавришвили.
Ольга Свистунова, Оксана Арефьева