За свою жизнь Александра Пахмутова написала сотни мелодий и песен. Их исполняли Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Анна Герман, Александр Градский, Дмитрий Хворостовский, Иосиф Кобзон и другие звезды. Ее шлягеры звучат в популярных советских фильмах, их поют по праздникам и переслушивают, когда просит душа, ведь многие из них стали классикой. Вспоминаем истории создания некоторых из этих песен.
Александра Пахмутова родилась в 1929 году в поселке Бекетовка — пригороде Сталинграда. Ее талант проявился совсем рано: уже в три года Пахмутова начала играть на фортепиано, сама подбирая мелодии. В пять лет Александра сочинила свою первую музыкальную пьесу "Петухи поют", а в подростковом возрасте стала писать песни, о войне — с ними она выступала в госпиталях перед ранеными солдатами.
В 1953 году Александра Пахмутова окончила композиторское отделение Московской консерватории, а спустя пару лет познакомилась с выпускником школы-студии МХАТ, поэтом Николаем Добронравовым — своим будущим мужем и постоянным соавтором. Их встреча произошла в редакции студии детского вещания Всесоюзного радио: Пахмутова писала музыку для программ, а Добронравов читал стихи и пьесы. Им предложили вместе написать песню, и они сочинили "Лодочку моторную". "Как на этой лодочке мы отчалили, так вместе и плывем", — спустя годы говорил Добронравов. Они поженились и прожили вместе почти 70 лет, написав за это время десятки песен.
"Нежность" (1965)
Романтичная, трепетная, грустная, в то же время вселяющая надежду песня была одной из любимых у Юрия Гагарина. С космонавтом Александра Пахмутова познакомилась в 1964 году в Звездном городке — космическом центре под Москвой, куда композитор приехала выступить. После этой встречи между Пахмутовой и Гагариным завязалась дружба: Юрий Алексеевич часто рассказывал ей и Добронравову о своей жизни, работе, товарищах и коллегах. Так, в 1960-е музыкант создала цикл "Обнимая небо", где все песни были объединены "летной" тематикой: вошла в него и "Нежность". Стихи для нее Николай Добронравов написал в соавторстве с поэтом Сергеем Гребенниковым.
Изначально композитор предлагала спеть "Нежность" Эдите Пьехе, но та отказалась. Согласилась Майя Кристалинская — песня тронула ее до слез, а вот зрители на концерте, где состоялась премьера, проводили певицу жидкими аплодисментами (по некоторым воспоминаниям, и вовсе тишиной). Коллеги по цеху предполагали, что причина провала композиции в упоминании Экзюпери. "Ну что ты пишешь, ну кому это нужно, этот твой Экзюпери. У меня вот "Аист" — ты видишь, что делалось в зале? Каждая женщина хочет, чтобы у нее был ребенок, она ждет этого, а ты — о каком-то Экзюпери", — вспоминал Николай Добронравов слова композитора Аркадия Островского, чью песню Кристалинская также пела на этом концерте.
Со временем "Нежность" все же проникла в сердца публики. Помогло и то, что Майя Кристалинская включала эту песню в каждое выступление, и то, что режиссер Татьяна Лиознова сделала ее лейтмотивом своего фильма "Три тополя на Плющихе". Татьяна Доронина в роли Нюры так проникновенно и просто перепела "Нежность", что эта сцена стала культовой — устоять перед обаянием героини было невозможно.
"Орлята учатся летать" (1965)
Александра Пахмутова и Николай Добронравов создали десятки детских песен, но эта, пожалуй, самая известная. Композиция о птенцах, которые преодолевают страх и расправляют крылья, до сих пор остается гимном Всероссийского детского центра "Орленок".
В середине 1960-х Пахмутова вместе с мужем приехала в легендарный пионерский лагерь и провела там несколько дней. Она беседовала с ребятами и вожатыми, присутствовала на общих сборах и линейках, сидела с пионерами у костра, слушала их истории и под впечатлением от атмосферы написала мелодию. Вскоре песню исполнил Большой детский хор Всесоюзного радио и центрального телевидения, и она ушла за пределы "Орленка". Родился в этой поездке и еще один "лагерный" шлягер — "Звездопад".
"Надежда" (1971)
Этот советский хит ждал своего часа почти два года — не удавалось найти исполнителя. Изначально "Надежду" спел актер МХАТа Юрий Пузырев, но той самой "химии" не случилось. Предлагали песню Иосифу Кобзону, но тот был слишком занят концертами и отказался. После за материал взялась Эдита Пьеха, но и в этом исполнении создателям чего-то не хватало.
В итоге в 1973 году текст и ноты отправили в Варшаву Анне Герман, которая в тот период приходила в себя после тяжелой автомобильной аварии и собирала новый репертуар. Герман сразу же согласилась, и "Надежда" в ее исполнении стала всесоюзным хитом. Композицию все так полюбили, что выступать с ней стали и другие артисты — Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон.
Несмотря на то, что песня светлая и довольно бодрая, с ней связывают трагичную историю: существует версия, что Пахмутова и Добронравов посвятили композицию погибшей Надежде Курченко — 19-летней стюардессе "Аэрофлота". В 1970 году она пыталась предотвратить угон самолета Ан-24 рейса Батуми — Сухум и была застрелена бандитами на борту. Доказательством этой теории могут служить строки: "В небе незнакомая звезда светит, словно памятник Надежде".
"Беловежская пуща" (1974–1975)
Эту песню часто называют неофициальным гимном Белоруссии. Писали ее Пахмутова и Добронравов, как это нередко бывало в их практике, "с натуры". Композитор возглавляла жюри на песенном конкурсе в Минске, и после Первый секретарь ЦК КП Белорусской ССР Петр Машеров "ласково и настойчиво" уговорил творческий дуэт поехать в Беловежскую пущу, где они раньше не бывали.
Супругам провели экскурсию, на которой они увидели реликтовый лес, вековые дубы, зубров и оленей. После директор заповедника Степан Кочановский, у которого остановились Пахмутова и Добронравов, прочитал гостям свои стихи, посвященные Беловежской пуще, и предложил положить их на музыку. Композитор вежливо отказалась, сказав, что пишет мелодии только на стихи своего мужа. Директор в ответ пошутил, что в таком случае не отпустит их с Добронравовым, пока тот не создаст текст. Поэт поддался на провокацию и через два дня представил стихотворение.
Через полгода в Москве его положили на музыку, придуманную Пахмутовой, и родилась та самая песня. Наибольшую известность она получила в исполнении ВИА "Песняры". Кстати, по просьбе коллектива из композиции убрали третий куплет со строчкой "Дети зубров твоих не хотят вымирать" — музыкантам она казалась слишком трагичной.
"Как молоды мы были" (1976)
Эта песня стала одной из жемчужин репертуара Александра Градского, но изначально она писалась для женского голоса — исполнять ее должна была Елена Камбурова. Ситуацию изменили обстоятельства: звукорежиссер Виктор Бабушкин попросил Градского записать песню для мелодрамы "Моя любовь на третьем курсе" (Юрий Борецкий). Он свел его с Александрой Пахмутовой, которая в тот момент как раз дописала "Как молоды мы были".
Мы встретились с Александрой Николаевной в комнате музыкальной редакции "Мосфильма", где стояло маленькое пианино. Она села за этот инструмент и наиграла мне эту песню. Прослушав, я набрался нахальства и попросил разрешения посмотреть партитуру. И тут я понял, что, возможно, для усиления эффекта, было бы не лишним в третьем куплете сделать некую кульминацию
Предложение переделать песню, как и в целом образ Градского — тогда рок-н-ролльщика, Пахмутову поначалу смутило: она сомневалась, что он потянет высокие ноты. Но Александр действительно смог переключиться на высокий регистр, и в песне появился тот самый нерв. Так композитор и певец создали новую аранжировку. В фильме "Моя любовь на третьем курсе" звучат две версии песни: на начальных титрах спокойная и задумчивая, записанная с Камбуровой, на финальных — более драматическая, с вокалом Градского.
"До свидания, Москва" (1980)
Изначально организаторы Олимпиады-80 рассчитывали, что композиция для закрытия церемонии должна быть особенно торжественной, пафосной. Александра Пахмутова вспоминала в интервью, что за несколько месяцев до события им с Добронравовым заказали песню с основной темой "До свидания, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес!". Но когда США решили бойкотировать московскую Олимпиаду из-за ввода советских войск в Афганистан, от этой идеи отказались: попросили простую, лирическую песню о прощании с Москвой и Олимпиадой.
Знаю, что долго обсуждался вопрос, как Мишка будет уходить с Олимпиады. И когда где-то в ЦК сказали, что он улетит, то выпали такие слова: "Как это? Медведи не летают! Этого вообще не может быть". Это был курьез такой
Авторы песни записали несколько вариантов с разными исполнителями, и до последнего было не ясно, какая конкретно версия прозвучит на стадионе. В итоге зрители услышали "До свидания, Москва" в исполнении Льва Лещенко, Татьяны Анциферовой и ВИА "Пламя". Пока композиция звучала, на стадионе появился символ Олимпиады — Миша, который на воздушных шарах поднялся в небо. По воспоминаниям свидетелей, многие на трибунах плакали от того, насколько трогательной была эта сцена.
Дарья Шаталова