МОСКВА, 22 сентября. /Корр. ТАСС Светлана Янкина/. Реставрация масштабного горельефа Евгения Вучетича 1954 года, обнаруженного во время благоустройства Центрального павильона ВДНХ в прошлом году, стала частью основного проекта 6-й Московской биеннале современного искусства. Об этом на пресс-конференции рассказал сегодня со-куратор проекта, директор Кунстхалле в Вене Николаус Шафхаузен.
"Реставрационный процесс рассказывает не только об истории, но и заставляет нас понять, что мы будем делать с историческим прошлым", - отметил он.
Вопросы - в процессе
6-я биеннале ставит много вопросов, заглавный вынесен в название основного проекта - "Как жить вместе? Взгляд из центра города в само сердце острова Евразия". Ответить на него, создавая свои произведения в режиме реального времени, планируют 70 художников из разных стран мира, а также архитекторы, социологи, философы, которые примут участие в ежедневных дискуссиях.
Заходя в павильон, через зеркальные декорации к перформансу Леона Кахане зритель видит в глубине помещения часть горельефа Вучетича "Советскому народу, знаменосцу мира - слава!". Его реставрация началась в прошлом месяце и на время проведения биеннале работы решили не прерывать, сделав их частью выставки, на которой почти все создается здесь и сейчас. Некоторые холсты еще стоят, не тронутые карандашом или кистью. Над другими, напротив, работа идет уже вовсю - так, например, Цю Чжицзе на специальном устройстве то поднимается под потолок Центрального павильона, то опускается на средний уровень, делая набросок к своей масштабной работе "Без названия". Рядом с ним в специально выстроенном павильоне Фабрис Ибер делает портреты углем и нефтью из трех регионов мира, а напротив Элс Дитворст выпиливает деревянные детали своей инсталляции "Череп".
Документация ответов
Вторая часть проекта, выставка-документация сделанного ранее, начнет свою работу с 3 октября и продолжит ее до 1 ноября. В целом, отметил Шафхаузен, нынешняя биеннале, над которой также работали директор Центра современного искусства Witte de With в Роттердаме Дефне Айас и директор антверпенского музея современного искусства MUHKA Барт де Баре, посвящена процессу общения и коммуникации.
Комиссар биеннале Иосиф Бакштейн напомнил, что бюджет проекта составил 55 млн рублей, из них 30 млн рублей выделило министерство культуры РФ. "У нас все хорошо", - сказал он, отвечая на вопрос взаимоотношений с ведомством.
Директор ВДНХ Екатерина Проничева уверена, что основной проект биеннале увидят несколько сотен тысяч зрителей. "За прошедшие выходные ВДНХ посетило 300 тысяч человек. Я думаю, при таком интересном проекте и такой большой посещаемости выставку увидят много зрителей", - сказала она и добавила, что ВДНХ готова принять следующую биеннале, которая пройдет в 2017 году, если организаторы решат снова выбрать это место.
Помимо основного проекта на ВДНХ, в рамках 6-й Московской биеннале по всему городу проходит множество выставок в рамках ее программ "специальные проекты" и "специальные гости". Среди них - "Скажи: я тебя люблю!" Андрея Бартенева и "techne_революция" Петера Вайбеля в Московском музее современного искусства, "Структуры бытия: клетки" Луиз Буржуа в "Гараже", "Моя алая родина" Аниша Капура в Еврейском музее и "Ветрувианский человек" Александра Пономарева в ГМИИ им. Пушкина, отсылающий к знаменитому рисунку Леонардо да Винчи "Витрувианский человек".