16 апреля 2016, 17:08,
обновлено 16 апреля 2016, 20:24

Герои нашего времени: в Москве вручили премию "Золотая маска"

Церемония вручения премии проходит на сцене академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко

МОСКВА, 16 апреля. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова, Наталья Баринова/. Практически вся театральная Россия пришла в субботу в Московский академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, где вручили 51 "Золотую маску". И хотя в конкурсе участвовали 52 театра из 19 городов России, лидерами в итоге все-таки стали представители Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно задумке режиссера церемонии Евгения Писарева, сцену превратили в цирковую арену. Первыми на нее вышли ведущие вечера Юлия Пересильд и Павел Акимкин. Они пригласили генерального директора "Золотой маски" Марию Ревякину, которая сказала, что "главное назначение фестиваля - собрать таланты со всей нашей огромной страны".

В свою очередь заместитель министра культуры РФ Александр Журавский пошутил, что, хотя важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк, но в данном случае не менее важен и театр. "Желаю, чтобы сегодняшний вечер никого не поссорил", - добавил он.

"Легкий жанр"

Первыми назвали лауреатов, выдвинутых на премию в так называемом "легком жанре", который в основных номинациях значится как "оперетта/мюзикл".

Победителем здесь стал спектакль "Голливудская дива" Театра музыкальной комедии Санкт-Петербурга. За лучшую мужскую роль отмечен Дмитрий Ермак, сыгравший в мюзикле "Призрак Оперы" компании Stage Entertainment. За эту же постановку премию получила дирижер Мариам Барская.

Мюзикл "Все о Золушке" принес победу Оксане Костецкой, отмеченной за лучшую женскую роль (Театр мюзикла). Лучшей работой режиссера в оперетте/мюзикле признан спектакль "Рождество О'Генри" Алексея Франдетти (Театр имени Пушкина).

Опера и балет

Лучшим оперным спектаклем России, по мнению жюри "Золотой маски", стала "Хованщина" Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Коллектив оказался безусловным лидером в оперных номинациях. Поставленная на этой же сцене "Медея" принесла победу режиссеру Александру Тителю, который также является и режиссером "Хованщины". Лучшей женской ролью в опере сочли работу Хиблы Герзмавы, сыгравшей заглавную роль в "Медее".

"Эта опера очень редко ставится, потому что трудно найти исполнительницу главной партии, а у нас они есть", - сказал Титель.

Андрей Лебедев получил "Золотую маску" как лучший оперный дирижер за "Ромео и Джульетту" (Театр "Новая опера" имени Е.Колобова, Москва). За лучшую мужскую роль отмечен Алексей Татаринцев, исполнивший роль Ромео в этом спектакле.

"Золотой маски" в балете удостоена постановка "Герой нашего времени" Большого театра. Награду получил генеральный директор ГАБТ Владимир Урин. "Всем спасибо", - сказал он.

В номинации "Лучший спектакль в современном танце" победил "Кафе Идиот" театра "Балет Москва". Постановка "Up&Down" Театра балета Бориса Эйфмана принесла победу Любови Андреевой и Олегу Габышеву за лучшие женскую и мужскую роли.

Юрий Кочнев удостоился награды за лучшую работу дирижера в балете и современном танце ("Стальной скок", Театр оперы и балета, Саратов). А лучшим балетмейстером стал Даглас Ли ("Когда падал снег", Театр оперы и балета имени Чайковского, Пермь).

Драматический спектакль

"Сон в летнюю ночь" театра "Мастерская Петра Фоменко" признан лучшим российским драматическим спектаклем большой формы. В этой категории награды вручал Лев Додин. Он отметил, что это - "самая рискованная номинация". Что касается лучшего драматического спектакля малой формы, то здесь призером стала постановка "О-й. Поздняя любовь" (Лаборатория Дмитрия Крымова театра "Школа драматического искусства"). Как лучшая исполнительница женской роли в драме награждена Мария Смольникова, сыгравшая в этом спектакле.

Титул лучшего режиссера достался Андрею Могучему за постановку "Пьяные" в Большом драматическом театре имени Товстоногова (Санкт-Петербург). "Рад, что тексты Ивана Вырыпаева вышли на большую сцену, - заметил режиссер. - Я благодарен артистам БДТ и всем тем, кто верит в большое будущее Большого драматического театра".

В мужской актерской номинации победил Сергей Волков, сыгравший в спектакле "Кабаре Брехт" Театра имени Ленсовета (Санкт-Петербург).

В конкурсе "Эксперимент" победили "Звуковые ландшафты" московского театра "Школа драматического искусства". В номинации "Куклы" лучшим стал спектакль "Толстая тетрадь" (Пермь).

Спецпризы, лучший композитор и зарубежный спектакль

Специальную премию жюри музыкального театра за яркое воплощение образа получил певец Александр Виноградов, исполнивший заглавную партию в постановке "Фигаро" Большого театра.

Также спецпремии удостоен спектакль "Путешествие в Страну джамблей" Театра оперы и балета имени Чайковского (Пермь). Кроме того, специальной наградой отмечен хор в спектакле "Сатьяграха" Театра оперы и балета Екатеринбурга. Это единственная в мире постановка, которая исполняется на санскрите.

За лучшую работу композитора выделили Илью Демуцкого ("Герой нашего времени", ГАБТ). Он пообещал со сцены "как минимум написать новый балет для Большого театра", напомнив, что удостоен премии за свой дебют в музыке для балета.

Специальных премий жюри драматического театра и театра кукол удостоены постановка "Алиsа" Театра юного зрителя из Краснодара и актерский ансамбль спектакля "Пьяные" Большого драматического театра имени Товстоногова. Призом критики отмечена постановка "Сатьяграха" Театра оперы и балета Екатеринбурга.

В номинации "Лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2015 году" победил "Борис Годунов" (Национальный театр драмы, Вильнюс, Литва).

Почетные призы

По традиции под занавес церемонии вручили призы в самой почетной номинации - "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства". Их удостоены Борис Мессерер, Юрий Соломин, Лев Додин, Борис Эйфман, Римма Белякова, Клара Кисенкова, Ринат Тазетдинов, Ростислав Янковский. Награды вручали Ингеборга Дапкунайте и Игорь Костолевский.

Трансляция церемонии пройдет на телеканале "Культура" вечером 17 апреля.