Все новости

Молодой режиссер из России занял второе место на Каннском фестивале: почему это важно

И молодые режиссеры, только окончившие киношколу, и постановщики с большим опытом — все хотят оказаться в Канне

Игорь Поплаухин, окончивший Московскую школу нового кино, со своим короткометражным фильмом "Календарь" занял второе место в студенческой программе Cinefondacion. Формулировка жюри — "за язык, за изображение, за тайну, в которую нас поместили". А в жюри, между прочим, вошли видные деятели мирового авторского кино: Бертран Бонелло, Валеска Гризебах и другие.

В 2005 году тот же второй приз выиграл Николай Хомерики со своей работой "Вдвоем", сейчас этот режиссер занят большими проектами: в 2016 году вышла его крупнобюджетная картина "Ледокол", в 2018-м — "Селфи" c Константином Хабенским. Так что у Поплаухина большие шансы стать значимым режиссером.

Фестиваль не организует отдельных пресс-конференций для авторов короткометражных фильмов, поэтому презентацию "Календаря" помог провести российский павильон на Каннском кинорынке, организованный РОСКИНО и руководителем организации Екатериной Мцитуридзе. На этой пресс-конференции кинокритик Андрей Плахов очень точно охарактеризовал значимость этой победы и вообще участия российских короткометражек в различных программах:

"Важно, что речь идет о фильмах молодых авторов, которые представляют не только настоящее, но и будущее российского кино. Почти каждый год Каннский кинофестиваль уделяет внимание картинам из России, в том числе начинающим режиссерам. В этом году российское присутствие особенно заметно. Надеемся, что эта тенденция будет сохраняться и на Андрее Звягинцеве и почти уже классике Кантемире Балагове представительство нашей страны в Каннах не замкнется".

Другая короткометражка, "Я нормальный" режиссера Михаила Бородина, участвовала в параллельной программе "Неделя критики". У нее необычный сюжет: главный герой, школьник, живущий в небольшом поселке, вынужден притворяться глупым отморозком, чтобы сойти за "своего" в компании местных ребят. Сам он мечтает уехать в большой город и поступить в вуз, однако в родном поселке его держат первая любовь и родители.

Вообще участие российских кинематографистов в фестивале грандиозно. В конкурсе участвуют сразу две российские картины, "Лето" Кирилла Серебренникова и "Айка" Сергея Дворцевого.

Простят ли Сарика Андреасяна после фильма "Непрощенный"

Наконец, самое удивительное, что на Каннском фестивале хотят быть представленными не только режиссеры артхауса, но и вполне себе коммерческие авторы. В Канне презентовали новый фильм Сарика Андреасяна. Сложно было бы представить подобное во времена его же картин "Тот еще Карлосон" или "ЛОпуХИ 2". Но сейчас картину "Непрощенный" показали все в том же российском павильоне.

'YouTube/iVideos'

Естественно, у этого проекта есть и предварительный коммерческий расчет. Действительно, в российском прокате наконец-то наметился тренд на популярность драматического кино, вспоминается рекорд "Движения вверх", фильма, который был не столько про спорт, сколько про человеческие истории спортсменов. Тем интереснее, что тренд этот поддержали и в Канне, где традиционно большинство фильмов в конкурсе — драматические или внежанровые.

Чтобы поддержать картину, в Канн прилетел и режиссер, и продюсер, его брат, Гевонд Андреасян, и даже исполнитель главной роли, сверхвостребованный артист Дмитрий Нагиев. Раньше за ним не значилось больших драматических работ, однако руководитель РОСКИНО Екатерина Мцитуридзе, которая уже видела фильм, рассказала: "Примерно с середины истории я не могла сдержать слезы. Это были слезы отчаяния — следствие воздействия истории, донесенной до сердца, а не вымученное драматизированным и нагнетенным действием. "Непрощенный" — это фильм не о мести, а о прощении, и о том, как тяжело прийти к этому состоянию. Отдельно отмечу выдающуюся роль Дмитрия Нагиева: он играет тихо, без суеты и без драматизма, именно благодаря этому достигая невероятного эффекта погружения в роль".

Нагиев, конечно, оценил свою работу скромнее: "Лучше я пока не умею, а хуже мне не позволил гонорар". Но важно даже не само качество будущего фильма, который давно уже катается по фестивалям (ранее "Непрощенный" открывал программу российского кино на ММКФ), а сам факт. Выходит, тренд на серьезное кино есть и у молодых кинематографистов, которые с охотой включаются в работу международных программ, и у больших, значимых для рынка компаний, которые готовы в это вкладываться.

Снять и выпустить фильм-событие, в котором есть серьезная драматическая линия, коммерчески может быть намного перспективнее, чем просто снять кино по очередному комедийному сценарию. В год грандиозного успеха отечественной кинематографии в Канне (шутка ли, пять фильмов в разных программах) очень важно, чтобы наша индустрия во всех ее проявлениях смогла этот успех зафиксировать и приумножить.

Егор Беликов