Андрей Легошин: спасатели МЧС живут в состоянии заряженной винтовки

Замдиректора департамента пожарно-спасательных сил и специальных формирований ведомства рассказал в интервью ТАСС, что сегодня из себя представляет спасательная служба МЧС России
Редакция сайта ТАСС
15 декабря 2015, 10:01

Андрей Легошин

Российские спасатели первыми приходят на помощь тем, кто попал в беду не только в нашей стране, но и по всему миру. За 25 лет они участвовали в сотнях спасательных операций, спасли тысячи человек в различных странах мира.

ВСЕГДА ГОТОВЫ К РЕАГИРОВАНИЮ

- Пожарно-спасательные подразделения и специальные формирования МЧС России. Сколько их и какие задачи стоят перед спасателями?

- Наш департамент отвечает за силы и средства в МЧС России: это пожарные - их порядка 300 тыс. человек, специальные воинские формирования - это еще чуть более 7 тыс. человек, а также поисково-спасательные службы федерального уровня - около 6 тыс. человек по всей стране.

В наши задачи также входит координация работы сил и средств субъектов федерации, других видов пожарной охраны, сил и средств и спасательных подразделений других федеральных органов, которые входят в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, мы курируем общественные спасательные подразделения и нештатные аварийно-спасательные формирования.

В стране сегодня огромная армия добровольцев, которые хотят участвовать в спасении – мы это, безусловно, приветствуем. Мы координируем их деятельность, занимаемся аттестацией и подготовкой, а также вопросами оснащения спасательных и пожарных подразделений, реагированием на чрезвычайные ситуации.

- Сколько подразделений сегодня в нашей стране находятся в постоянной готовности к реагированию на чрезвычайную ситуацию?

- Подразделения МЧС всегда готовы к реагированию на происшествия любого характера, можно сказать, что готова вся страна - вопрос в том, сколько нужно сил? Сегодня мы работаем по избыточному принципу. Объясню почему: информация из зоны происшествия на первом этапе, как правило, недостоверна, ясность обстановки проявляется постепенно, и сразу сказать, что точно произошло, порой не представляется возможным. Возьмем, к примеру, землетрясение - сначала информация поступает о трех погибших, затем о 30, а потом мы выходим на цифру 3 тыс. Цифры всегда только растут, и мы поднимаем избыточное количество сил - это принцип избыточного безболезненного реагирования. Если сил достаточно, то те, кто еще в пути, разворачиваются обратно. В таких ситуациях это проще и дешевле. Данный принцип работает очень хорошо.

К сожалению, мы не можем оказаться в зоне ЧС заранее. Существует, конечно, прогнозирование - долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное, но это очень сложная вещь. По долгосрочному прогнозу на Камчатке в течение этого века совершенно точно будет землетрясение, но когда именно оно будет, мы не знаем, так как человечество еще не научилось прогнозировать подобные явления.

- Если раньше требовались часы на прибытие подразделений, то сегодня речь идет о "золотом часе", минутах. Какие сейчас показатели реагирования?

- Сейчас время на выезд - одна минута…  Любая чрезвычайная ситуация - это вообще беспорядок, и первое, что рушится, - система управления, разрушается местная инфраструктура - отсюда и беспорядок, а наша задача организовать управление в зоне ЧС. Это одна из первых задач МЧС.

Многое завит еще и от региона, где произошло ЧП. К примеру, в Хабаровск мы попадем только через девять часов. На место значительно быстрее прибудут местные подразделения, которые находятся в регионе.

ДЕЛО ЖИЗНИ

- В этом году 25 лет МЧС России. Вы стояли у истоков создания министерства. Что для вас дата 25 лет?

- Это колоссальный путь! Изначально мы предполагали, что должен быть один аэромобильный отряд, который будет летать по всей стране и всех спасать - это было наше первое видение. Так был создан центральный аэромобильный отряд "Центроспас". Потом мы поняли, что это не совсем правильно. Должна быть система, которая будет развернута по всей стране, - система безопасности. Со временем менялось наше мировоззрение, подходы к чрезвычайной ситуации, приходило само понимание, что это такое. Первыми создателями МЧС Сергеем Шойгу и Юрием Воробьевым был введен термин "культура безопасности".

МЧС, на мой взгляд, - один из самых удачных мегапроектов в России. Старт этому проекту был дан в сложное для страны время - 90-е годы. Тогда, когда все рушилось, этот мегапроект реализовывался - и реализовывался успешно. Именно тогда появилась идея создать корпус спасателей, которая родилась в неравнодушных умах и была реализован в кратчайшие сроки.

В 1995 году, прилетев в Нефтегорск, мы поняли, что служба создана и успешно работает. Результаты были потрясающие. Нефтегорск был своего рода экзаменом для системы -  через пять лет возникновения идеи создания, а это невероятно быстро для человечества.

- Для вас лично что значат эти 25 лет?

- Это дело моей жизни! Я хотел стать ученым, заниматься одним из сложнейших вопросов физики - электродинамикой, а потом у меня хобби совпало с работой, и это редкое везение, когда хобби совпадает с работой. МЧС России - половина моей жизни, и мне есть чем гордиться.

- Работа приносит удовольствие?

- Да, конечно!

МОТИВАЦИЯ НА СПАСЕНИЕ

- Вы работали в МЧС на различных должностях, возглавляли отряд "Центроспас". В чем успех российских спасателей? В технике, технологиях, методах проведения спасательных работ или все же в людях? Ведь в мире многие признают, что российское МЧС - одно из лучших.

- В характере, в людях, в их самоотверженности и той мотивации, которая у них есть. Мотивация на спасение есть, конечно, у спасателей всего мира. Я не хочу сказать, что спасатели в других странах плохие, там просто другие законы. Наши спасатели работают и по трое суток на завалах, пока не падают. У них глаза горят, они стремятся на ЧС - живут в состоянии заряженной винтовки. Это можно сравнить с патроном в патроннике - он должен выстрелить, а если этого не произошло, то это нереализованное ожидание, это расшатывает нервы.

- Вы много лет были и рядовым спасателем, и руководителем. Что проще - руководить процессом, имея огромный накопленный опыт, или хочется туда, на место ЧС?

- Проще спасать. Ты отвечаешь только за себя и пострадавшего, а здесь за всех. Даже не уголовно, не административно, а морально. Вот если у тебя ушел пострадавший, тебе с этим жить потом, а если у тебя ушел спасатель в результате твоих неверных решений, с этим тоже придется жить, и это намного тяжелее.

- МЧС России все эти годы развивалось, переоснащалось. Работа на чрезвычайных ситуациях способствовала развитию?

- Приходят новые идеи, технические решения, за 25 лет появились другие материалы. Если мы раньше ходили в болоньевой одежде, то сейчас появились уже мембранные материалы - гортекс, появились другие пластмассы, другие решения, совсем другой инструмент.

Тактика и стратегия переплетаются и меняются в соответствии с меняющимися техническими условиями, с прогрессом: раньше мы с собой носили УКВ-рации, а сегодня у нас спутниковая связь, если раньше мы вертолеты использовали, то сегодня используем беспилотные аппараты. Если мы начинали с ИРАСом (инструмент ручной аварийно-спасательный), это что-то типа многофункционального топора, то сейчас гораздо более эффективен электроинструмент, хотя и от ИРАСа мы не отказываемся.

- Как менялись со временем спасатели?

- Спасатели никак не поменялись, во всяком случае, их мировоззрение и взгляды. Мотивация на спасение никогда не меняется. Есть недостатки различного рода, но они продиктованы жизнью.

Человек как самое непредсказуемое звено влиять ни на что не должен. Поэтому все было направлено на формализацию процесса - нет одного, его другой заменил, какие-то вещи автоматизируются. Мы все это прошли в "Центроспасе", опыт надо было обобщить и распространить, выбрать самое лучшее.

- Спасатели международного класса - одна из высших ступеней в карьере, сколько их в МЧС?

- Есть спасатели "международного класса", 1-го класса, 2-го класса, 3-го, есть просто спасатели. У всех разный опыт, знания и навыки. Нам нужны инженерные знания, техники и технологии, расчетчики. Всего у нас порядка 200 спасателей международного класса по всей стране. "Международник" отличается от первого класса только знанием языка, просто многим лень учить язык, хотя они умеют делать то же самое. Кроме того, задача международника - организовать работу местных спасателей. В 1999 году в турецкий Измит, где произошло сильнейшее землетрясение, прибыли 50 спасателей "Центроспаса", там под руинами находилось огромное количество людей. Задача одного из спасателей была организовать местную полицию, войска и просто неравнодушных людей работать ломами и лопатами, сдвигать плиты и доставать живых, потому что рук и инструментов просто не хватало.

НИ ОДНОЙ ПРОВАЛЕННОЙ ОПЕРАЦИИ

- За 25 лет у вас на счету сотни спасательных операций - как и в России, так и за рубежом. Есть какие-то в памяти особенные, которые чем-то запомнились?

- Я помню все спасательные операции. У нас есть книжка о спасательных операциях, созданная к 20-летию МЧС, так я о каждой фотографии могу рассказать - что это, где и когда было снято.

Квинтэссенция инженерных знаний, готовности противостоять непреодолимой силе - это демонтаж воздушно-канатной дороги в Приднестровье в прошлом и в этом году, когда 25 человек за 60 суток демонтировали колоссальный объект. Это была мощнейшая инженерная и одновременно опасная работа. Дело в том, что канатная дорога была очень ветхой, и, как она себя могла повести, никто не знал.

Я помню, конечно, и Нефтегорск, и даже некоторые ДТП, где спасателям приходилось проявлять самоотверженность - это когда происходил разлив бензина, который мог полыхнуть, но при этом из машины надо извлекать пострадавшего.

Я не могу назвать отличительных чрезвычайных ситуаций. Самое главное, что нет ни одной проваленной.

- Каким вы видите дальнейшее развитие МЧС?

- Необходимо развивать превентивное реагирование, реагирование на риски и угрозы, а не на сам факт чрезвычайной ситуации. Мы  уже очень близки к этому. Для этого есть все предпосылки, последние несколько лет мы над этим активно работаем… Но если техногенные катастрофы - технически более или менее прогнозируемый процесс, то что касается природных катастроф, приходится действовать за счет усилений и повышения готовности. Акценты надо смещать на предупреждение, что МЧС России сейчас и делает.

- И в заключение, чтобы вы хотели  пожелать своим друзьям и коллегам-спасателям?

- Я, конечно же, всех хочу поздравить с наступающей датой - 25-летием основания МЧС России. И большое всем человеческое спасибо за то, что выбрали эту профессию.

Беседовал Алексей Штокал