НЬЮ-ЙОРК, 12 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Иван Пильщиков/. Студент из Казахстана Азамат Тажаяков, которого власти США обвиняют в препятствовании расследованию теракта в Бостоне, избегал старшего из братьев Царнаевых, подозреваемых в этом преступлении - Тамерлана. Об этом заявил в пятницу на судебных слушаниях по данному делу в Бостоне свидетель стороны обвинения - агент Федерального бюро расследований (ФБР) Тимоти Куинн, который принимал участие в допросах Тажаякова.
По словам агента, молодой человек рассказал сотрудникам ФБР, что общался с младшим из братьев - Джохаром Царнаевым, - но всегда пытался уклониться от встреч с Тамерланом, так как считал, что тот слишком много внимания уделяет вопросам радикальных мусульманских течений. Куинн также сообщил, что Тамерлан однажды подарил Тажаякову книгу об исламе, однако молодой человек не стал ее читать.
По утверждению агента ФБР, во время допросов подозреваемый также рассказал, что Джохар Царнаев однажды обсуждал с ним вопросы, касающиеся мученичества. "Джохар объяснил, что люди, которые погибают, совершая акт мученичества, умирают с улыбкой на лице и попадают прямо в рай, - приводят слова Куинна местные СМИ. - Он упомянул об этом в той же беседе, во время которой отметил, что знает, как собирать бомбы".
Отец Азамата Тажаякова - Амир Исмагулов, - присутствовавший на всех слушаниях по этому делу, заявил в интервью корр. ИТАР-ТАСС: "Про мученичество Джохар Царнаев, конечно, говорил, но Азамат никогда его не воспринимал всерьез. А Тамерлан ему никогда не нравился, и он всегда избегал с ним общения. Подарок он взял, он же не мог отказаться, но даже и не открывал эту книгу о радикальном исламе никогда".
Вместе с тем, Исмагулов выразил глубокие сомнения в достоверности слов Куинна, а также некоторых других свидетелей обвинения, участвовавших в судебных слушаниях в Бостоне. Так, отец студента указал, что на суде Куинн вспомнил новые подробности допроса Тажаякова. По словам агента, молодой человек, якобы, признался ему, что в комнате Джохара Царнаева другой студент из Казахстана, которого власти США также подозревают в препятствовании расследованию теракта, - Диас Кадырбаев - нашел банку из-под вазелина и сообщил ему об этом шепотом. По данным следствия, Царнаев некогда говорил Кадырбаеву, что вазелин является одним из компонентов для сбора бомбы.
"Удивительно, что через 14 месяцев Куинна поразило озарение, и он вспомнил, что, оказывается, Кадырбаев прошептал ему на ухо, что он нашел вазелин. Это просто невозможно, - подчеркнул Исмагулов. - Все дело в том, что у прокуратуры на Азамата ничего нет, поэтому ее представители дают свидетелям указания по поводу того, что они должны говорить".
Отец студента отметил, что агенты ФБР, рассказывая об обстоятельствах допроса Тажаякова, нередко противоречат друг другу и даже заведомо искажают факты.
"Они лгут и утверждают, что Азамат говорил те вещи, которые он никогда не произносил", - сказал Исмагулов. Он, в частности, указал на то, что представители ФБР отказываются предъявлять аудио- и видеозаписи допросов Тажаякова, утверждая, что их нет.
"Почему они так поступают? Они обязаны делать это по закону, - подчеркнул отец студента. - Когда речь идет о допросе белого американца - соседа Царнаева Эндрю Двинеллса, - они все записали, соблюли все его права. А права Азамата и Диаса - нет".
На слушаниях выступил также и другой свидетель обвинения - агент ФБР Кеннет Бентон. Он заявил, что обнаружил на свалке рюкзак, принадлежавший Джохару Царнаеву, который по утверждениям властей, решили выбросить студенты из Казахстана. По словам Бентона, в рюкзаке, в частности, находилась пиротехника, из которой был извлечен порох.
При этом, по словам Исмагулова, Бентон, отвечая на вопросы адвоката Тажаякова, признался, что на свалке были найдены в тот день шесть рюкзаков. Как указал отец студента, агент не смог подтвердить, что пиротехника и другие вещи были извлечены именно из того рюкзака.