МОСКВА, 14 апреля. /ТАСС, Марианна Беленькая/. Подписав указ о снятии запрета на поставки С-300 Исламской республике Иран (ИРИ), президент РФ Владимир Путин продемонстрировал возможности Москвы изменить баланс сил на Ближнем Востоке. На следующий день Россия воздержалась при голосовании в СБ ООН по резолюции, запрещающей поставки оружия шиитским мятежникам в Йемене. Эти два события не связаны только на первый взгляд.
На Ближнем Востоке основными игроками сегодня являются Иран, Саудовская Аравия и Израиль. Интересы двух последних во многом лоббирует Вашингтон, Москва более близка к Тегерану, однако до сих пор это не означало, что она противопоставляет себя остальным. Напротив, российские дипломаты неоднократно подчеркивали многовекторность политики РФ, в том числе и на Ближнем и Среднем Востоке. "Арабская весна" - волна революций и попыток революций в ряде стран, начавшаяся в 2011 году, нарушила баланс сил, обострив и без того непростые отношения в регионе. В то же время впервые после развала СССР Москва открыто выступила против политики Вашингтона на Ближнем Востоке, не только на словах, но и на деле. В частности, во многом благодаря усилиям России Сирия избежала военного вторжения западной коалиции в 2013 году.
Что значит "йеменская карта" для России
Теперь началась битва за Йемен. Предотвратить начало военной кампании в Йемене, инициированной арабскими странами во главе с Саудовской Аравией, Россия не смогла, так как этот вопрос не стоял на повестке дня в СБ ООН, однако Москва однозначно продемонстрировала свою позицию - военная операция, получившая название "Буря решимости", - нелегитимна. Кроме того, Москва предложила альтернативный вариант резолюции, касающийся ситуации в Йемене, на принятии которого настаивали некоторые арабские страны. Дискуссия вокруг вариантов резолюций продолжалась пару недель, в итоге российский проект не был поддержан, и Россия воздержалась при голосовании. Вето в данной ситуации ничего не меняло - война в Йемене уже развязана, Россия не спорит с незаконностью смещения президента Йемена Абд Раббо Мансура Хади, да и нельзя сказать, что в целом поддерживает в Йемене какую-то конкретную сторону. Для Москвы был важен сам факт незаконности начатой Саудовской Аравией военной кампании, а также было необходимо зафиксировать, что поддержка любой из сторон конфликта приводит к разжиганию войны, а не к урегулированию. В итоге голосования в СБ ООН Россия получила еще одну возможность во всеуслышание говорить о двойных стандартах, что также полезно с точки зрения дипломатии. Неслучайно еще до голосования в Совбезе из уст российских чиновников начали звучать сравнения ситуации в Йемене и на Украине.
Есть и еще один момент - на Ближнем Востоке мало кто сомневается, что война в Йемене во многом связана с противостояниям Эр-Рияда и Тегерана. И здесь ставки гораздо более высокие, чем очередной военный конфликт в Йемене. В частности, Патрушев высказал опасение, что конфликт в Йемене может перерасти в широкое противостояние между суннитами и шиитами, а в последствии - и в более острый конфликт между арабскими странами и Ираном.
Эр-Рияд поставил себя в ситуацию, когда он ощущает себя сражающимся с растущим влиянием Ирана в регионе. С этой целью саудовцы открыли несколько фронтов против Ирана, начиная от идеологического конфликта между салафитами и шиитами до бросания вызова Ирану по поводу Ирака, Сирии, Ливана и теперь в Йемене
И именно на фоне йеменской кампании Москва пересматривает свое решение о поставках С-300 Ирану и не скрывает этого. Примечательно и то, что указ подписан в тот день, когда в Москве находился секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани, который принял участие в 10-й ежегодной встрече секретарей Советов безопасности стран Шанхайской организации сотрудничества, где ИРИ является наблюдателем и претендует на полноценное членство.
Для Ирана, принимая во внимание очень напряженную ситуацию в окружающем его регионе, современные системы противовоздушной обороны очень важны. Об этом, в частности, свидетельствует стремительное развитие военной ситуации вокруг Йемена
Анализируя слова российского министра, стоит отметить, что непосредственной угрозы Ирану в контексте йеменской ситуации нет. Это скорее война интересов. Более того, в последнее время Тегеран опережает Эр-Рияд на дипломатическом фронте. Пакистан пересмотрел свое решение об участии в военной операции в Йемене, достаточно сдержанно ведет себя и Турция - еще один потенциальный союзник Саудовской Аравии по коалиции. В то же время на прошлой неделе Тегеран посетил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, и в ходе его совместной пресс-конференции с иранским коллегой Хасаном Роухани было заявлено, что кровопролитие в Йемене должно быть немедленно прекращено. Еще одни интересные переговоры на прошлой неделе состоялись в Исламабаде. Пакистан посетил глава МИД Ирана Джавад Зариф. На повестке дня была ситуация в Йемене, и, как сообщает арабская газета "Аль-Хаят", за закрытыми дверями обсуждалось формирование "контркоалиции". И хотя эту информацию официально никто не подтверждает, напротив, премьер-министр Пакистана Наваз Шариф заявил, что Исламабад не бросает союзников, т.е. Саудовскую Аравию, очевидно, что Иран не нуждается в защите и ведет тонкую дипломатическую игру.
С-300 и израильский фактор
Единственный, кто мог бы нанести удар по Ирану в связи с его ядерной программой - Израиль. И эта тема на протяжении многих лет постоянно возникала в израильской повестке дня. И не секрет, что С-300 первоначально понадобился Тегерану именно для защиты АЭС в Бушере, которую строила Россия, - заинтересованность в поставках ЗРС была высказана еще в 2003 году, а о заключении контракта стало известно спустя четыре года. Израиль с самого начала резко выступал против поставок С-300 и других похожих видов вооружений в Иран, поднимая этот вопрос в ходе всех российско-израильских переговоров как на высшем уровне, так и на консультациях по вопросам безопасности.
На этот раз Израиль также выразил обеспокоенность. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху в ходе разговора с президентом России высказал недовольство решением Москвы. В свою очередь Владимир Путин подчеркнул, что С-300 имеет сугубо оборонительное назначение и не поставит под угрозу безопасность Израиля и других стран ближневосточного региона. Одновременно израильская газета "Гаарец" со ссылкой на высокопоставленные источники в Иерусалиме отмечает: прежде, чем указ Путина касательно С-300 стал публичным достоянием, Россия проинформировала об этом решении израильтян. Одновременно в сторону Израиля сделал "реверанс" и Сергей Лавров, объясняя, почему Москва приняла решение о поставках С-300.
Отмечу, что С-300 - зенитно-ракетный комплекс, который имеет исключительно оборонительный характер, не приспособлен для целей нападения и не поставит под угрозу безопасность какого-либо государства региона, включая, конечно, Израиль
Российско-израильские отношения остаются неизменными, Москва не играет против Израиля на Ближнем Востоке, хотя их цели и взгляды зачастую расходятся. Кроме того, нанесение ударов Израилем по Ирану вопрос гипотетический, тогда как противостояние Эр-Рияда и Тегерана уже раскололо Ближний Восток. И Москва в силу ряда факторов, хоть и не умышленно, оказалась "на линии огня".
Полемика между Москвой и Эр-Риядом
Конфликтность саудовско-российского политического взаимодействия существовала на всем протяжении времени после сентября 1990 г., когда было достигнуто соглашение о восстановлении советско/российско-саудовских дипломатических связей. Лишь дважды, но кратковременно – в начале 1990-х гг. и в начале 2000-х гг., эпоху первого пребывания Владимира Путина на посту российского президента, эти связи выходили из ситуации стагнации и демонстрировали возможность положительной эволюции
Отношения между Москвой и Эр-Риядом резко обострились в 2011 году после начала "арабской весны", особенно после того, как Россия выступила против насильственного свержения президента Сирии Башара Асада и вмешательства в сирийский конфликт внешних сил. Эр-Рияд же с самого начала придерживался противоположной позиции, в том числе оказывая финансовую и политическую поддержку вооруженной сирийской оппозиции. Ситуация в Йемене, когда Россия сочла нелегитимной военную операцию "Буря решимости", только обострила конфликт.
Если появившиеся этой зимой сообщения СМИ о том, что Саудовская Аравия пытается обрушить цены на нефть, чтобы отомстить России за ее позицию, и/или заключить сделку по ценам в обмен на Сирию так и остались неподтвержденными, то йеменский конфликт вынудил Эр-Рияд к публичным действиям и заявлениям.
Через три дня после начала военных действий в Йемене глава МИД Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал в достаточно резких выражениях прокомментировал приветственное послание Владимира Путина участникам саммита Лиги арабских государств.
Россия предлагает мирные решения, но она продолжает вооружать потерявший легитимность сирийский режим, который убивает собственный народ. Россия говорит о трагедии, с которой столкнулась Сирия, однако является ее неотъемлемой частью
Столь резких публичных заявлений в арабском мире на высоком уровне в адрес России в последнее время никто не позволял.
Аль-Фейсал также обвинил Россию в поставках Дамаску "стратегического оружия" для борьбы с оппозицией. По его словам, "международное право запрещает России продавать оружие тем государствам, которые используют его в наступательных целях, а не для обороны". В Эр-Рияде проигнорировали неоднократные заявления Москвы, что военно-техническое сотрудничество между Сирией и Россией изначально направлено на укрепление сирийской обороноспособности перед лицом возможной внешней угрозы. Кроме того, после нападок в ЛАГ Саудовская Аравия несколько раз задерживала вылеты российских самолетов, занятых эвакуацией граждан РФ и других иностранных государств из Йемена.
Россия на высоком уровне не позволила себе ответных нападок в адрес Эр-Рияда, ограничившись баталиями в СБ ООН, но если поставки С-300 состоятся, очевидно, что Иран выиграет очередной раунд в необъявленном противостоянии с Саудовской Аравией.