Где окажутся "Владивосток" и "Севастополь": Франции предстоит решить судьбу "Мистралей"
"То, что Россия их не берет, факт свершился, и сейчас только одна дискуссия - о сумме денег, которые должны быть возвращены в РФ", - заявили в коллегии ВПК РФ
26 мая заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ Олег Бочкарев сообщил, что Россия отказалась от заказанных во Франции вертолетоносцев типа "Мистраль". По его словам, в настоящее время обсуждается только сумма компенсации, которую Москва получит за срыв поставки кораблей.
"То, что Россия их ("Мистрали") не берет, факт свершился, и сейчас только одна дискуссия - о сумме денег, которые должны быть возвращены в РФ", - сказал Бочкарев.
В то же время в Кремле факт отказа России от вертолетоносцев в пользу выплаты Парижем компенсации за неустойку по контракту не подтвердили и не опровергли. "По "Мистралям" я уже все сказал, мне добавить к тому, что я уже говорил, нечего", - заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
За последние недели эксперты и журналисты предложили несколько сценариев использования французских кораблей, получивших названия "Владивосток" и "Севастополь", в случае, если они не будут переданы России. Возможные варианты развития событий - в материале ТАСС.
РФ заказала "Мистрали" у Франции в 2011 году. Российский флот должен был получить первый такой корабль осенью 2014 года, однако передача вертолетоносца была приостановлена Парижем из-за ситуации на Украине. Передача второго корабля была намечена на 2015 год, однако его поставка также была заморожена. Сообщалось, что французская сторона готова выплатить компенсацию, если "Мистрали" не будут поставлены России. Москва неоднократно подчеркивала, что ее устроит любой вариант - либо корабли, либо деньги.
Продажа НАТО
6 ноября 2014 года стало известно, что конгрессмены США написали письмо новому генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу с предложением купить предназначенные для России военные корабли типа "Мистраль" у Франции. Как сообщил брюссельский электронный портал EUobserver, парламентарии посчитали, что это решение облегчит финансовые потери Франции.
В штаб-квартире альянса возможность выкупа судов официально комментировать не стали, однако военный источник в Брюсселе заявил ТАСС, что НАТО не может положительно ответить на обращение конгрессменов.
"Всего бюджета организации не хватит не только на выкуп кораблей, но даже на то, чтобы компенсировать Франции половину штрафных санкций по этому контракту", - подчеркнул собеседник агентства, отметив, что военные и гражданский бюджеты НАТО составляют в сумме $1,6 млрд на 2014 год, тогда как только штраф за непоставку "Мистралей" может достигнуть $3 млрд.
"Более того, у НАТО просто нет структуры, которая бы могла получить эти корабли. У альянса практически нет собственной военной техники, таким образом, НАТО некуда будет девать вертолетоносцы, даже если на них найдутся деньги", - продолжил он.
В свою очередь источник в российской системе военно-технического сотрудничества с иностранными государствами сообщил, что "Мистрали" не могут быть переданы третьим странам в связи с тем, что на корабле установлено оборудование, принадлежащее РФ.
"Довод о том, что мы якобы сейчас "Мистраль" русским не отдадим, а кому-то перепродадим, не работает, потому что внутри корабля есть наша собственность, которая уже вмонтирована, и без нашего разрешения ее нельзя использовать", - сказал собеседник ТАСС.
По его словам, понятия, которыми сейчас оперируют французские власти, "в техническом плане выглядят смешно". Источник отметил, что "на корабле проложены кабель-трассы с нашей системой управления связью". "Они наши. И для того, чтобы их изъять, необходимо вскрыть корабль, разобрать его", - пояснил свою мысль источник.
Продажа Китаю
11 мая 2015 года газета "Дуовэй синьвэнь" сообщила, что представители ВМС Франции в рамках визита в Шанхай могут попытаться предложить Китаю сделку по продаже вертолетоносцев "Мистраль", которые были построены для России.
По мнению издания, ввиду санкций, введенных против России в связи с кризисом на Украине, "ВМС Франции вряд ли передадут эти корабли РФ". "Они постараются их продать другим государствам, в числе которых - Бразилия, Канада, Египет или Индия. Несмотря на то, что у Китая уже есть аналогичные проекты вертолетоносцев, Китай может приобрести заказанные Россией корабли "Владивосток" и "Севастополь", - считают авторы статьи.
Организация госпиталя для мигрантов
Бывший министр транспорта Франции Тьерри Мариани 21 мая 2015 года выступил с инициативой продать "Мистрали" Евросоюзу и сделать из них плавучие госпитали, на которых оказывали бы помощь нелегальным мигрантам в Средиземном море.
"Это позволило бы спасти много человеческих жизней", - заявил Мариани в интервью, опубликованном в электронной версии газеты Le Parisien.
По его словам, прямо на борту кораблей можно было бы развернуть плавучий госпиталь, а также непосредственно на месте решать административно-юридические вопросы, связанные с предоставлением убежища нелегалам. "Что такое €1 млрд для Европы, которая постоянно жалуется на отсутствие сил и кораблей (для патрулирования морских границ ЕС - прим. ТАСС)?", - сказал Мариани.
Бывший французский министр отметил, что Париж заморозил поставку двух вертолетоносцев России из солидарности с другими европейскими странами. "Теперь очередь этих стран показать солидарность с Францией", - считает он.
Продажа Евросоюзу
Информация о возможной продаже вертолетоносцев Евросоюзу появлялась и в сообщении брюссельского электронного портала EUobserver, однако оказалась первоапрельской шуткой. В статье утверждалось, что ЕС получит в мае первый корабль, который будет дислоцирован в Риге. Вертолетоносцам якобы планировалось присвоить фамилии председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера и верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини.
Внешнеполитической службе ЕС пришлось давать опровержение публикации, которую мгновенно растиражировали СМИ. "Да, мы читали уже эту статью. ЕС не будет покупать "Мистрали", это первоапрельская шутка", - заявили в Брюсселе.
По словам представителя внешнеполитической службы ЕС, розыгрыш становился очевидным, если обратить внимание на выдержку из публикации о "решении переименовать корабли в "Юнкер" и "Могерини". "Никаких "Мистралей" под названием "Юнкер" и "Могерини" не будет, это розыгрыш, не принимайте это всерьез", - добавил он.
Уничтожение
6 мая 2015 года газета Le Figaro сообщила, что два вертолетоносца класса "Мистраль", построенные для России, могут быть затоплены Францией в открытом море в случае расторжения контракта и отказа от поставки их Москве.
Эксперты предлагают уничтожить вертолетоносцы. И хотя это решение явно не понравится работникам построивших их верфей, оно является наименее дорогостоящим из всех - порядка 20 млн евро
"Среди основных вариантов действий, рассматриваемых официальным Парижем, изучается возможность уничтожения вертолетоносцев. Они будут либо демонтированы и утилизированы, либо затоплены в открытом море", - утверждали авторы материала.
Такой вариант завершения франко-российского контракта на постройку двух кораблей класса "Мистраль" газета сочла "шокирующим". Она привела высказывания неназванного французского высокопоставленного военного, который подчеркнул, что подобные меры "недопустимы хотя бы с точки зрения отношения к рабочим верфей Сен-Назера, где были построены гигантские корабли".
В то же время газета сочла "маловероятным" использование вертолетоносцев "Владивосток" и "Севастополь" французскими ВМС, так как "они были модифицированы под российские стандарты, и их придется в таком случае перестраивать и переоборудовать, что, по мнению экспертов, обойдется во многие сотни миллионов евро".
Позднее газета Le Monde также сообщила, что "в военных кругах часто можно слышать высказывание, что "наилучшим вариантом было бы затопить эти корабли". "Эксперты предлагают уничтожить вертолетоносцы. И хотя это решение явно не понравится работникам построивших их верфей, оно является наименее дорогостоящим из всех - порядка 20 млн евро", - подчеркивалось в статье.
"Вооруженные силы Франции считают, что не может быть и речи о том, чтобы они использовали эти два вертолетоносца", - отметило издание. Le Mondе подчеркнула, что располагает надежными сведениями, в частности, в силу того, что ведущий с Россией переговоры по "Мистралям" Луи Готье не только возглавляет Генеральный секретариат по вопросам обороны и национальной безопасности (SGDSN), но и входит в наблюдательный совет этой газеты.
Рассматривая различные варианты решения вопроса с "Мистралями", газета отметила, что "реэкспорт этих кораблей позволил бы значительно снизить финансовые потери, связанные с этим проектом". По данным издания, в таком случае "на переоборудование вертолетоносцев, приспособленных ранее под российские стандарты, потребуется всего несколько месяцев". Работы будут включать "смену российской коммуникационной и навигационной систем, а также электрокабельной сети".