5 марта, 13:30
Статья
Распад СССР

После распада СССР Москва утрачивала связи с давними партнерами

Владимир Яцина/ ТАСС

Накануне выборов президента страны ТАСС запускает спецпроект, посвященный новейшей истории России. С чем наша страна подходила к миллениуму и какие изменения в ее политике и экономике произошли с тех пор, как Владимир Путин впервые возглавил государство.

От потерпевшего крушение СССР Россия в новую для себя эпоху забрала массу нерешенных внешнеполитических проблем. Песня "Мы уходим с Востока" стала не только скорбным гимном ветеранов-афганцев, но и отражением основной внешнеполитической тенденции этого времени: присутствие РФ в незападных странах дальнего зарубежья стремительно сокращалось.

Поворот на Запад

Одним из ключевых направлений внешней политики Москвы в последнюю декаду XX века стали отношения с США. Фактически старт им дала Кэмп-Дэвидская декларация, которая формально завершила период холодной войны. Президенты России и США Борис Ельцин и Джордж Буш — старший подписали ее 1 февраля 1992 года. Однако у стран были разные представления о том, каков был финал многолетнего противостояния. Джордж Буш объявил о победе США в холодной войне. В Москве, конечно же, такой подход не разделяли, однако риторика российских первых лиц легко могла вызвать впечатление о верности оценок Вашингтона. Одним из характерных в этой связи эпизодов стало выступление Ельцина перед Конгрессом США 17 июня 1992 года.

"Мир может вздохнуть спокойно: коммунистический идол, который сеял повсюду на земле социальную рознь, вражду и беспримерную жестокость, который наводил страх на человеческое сообщество, рухнул. Рухнул навсегда. И я здесь для того, чтобы заверить вас: на нашей земле мы не дадим ему воскреснуть", — заявлял Ельцин с трибуны.

Президент отмечал, что Россию и США хотели сделать непримиримыми врагами, что "самым трагическим образом отражалось на судьбе человечества".

"Теперь этот дьявольский сценарий уходит в прошлое. Разум одерживает верх в борьбе с безумием", — отметил он.

"Господи, благослови Америку!" — так закончил свое выступление Борис Ельцин.

Борис Ельцин и Джордж Буш-старший, 1 февраля 1992 года. AP Photo/ Doug Mills
Борис Ельцин и Джордж Буш-старший, 1 февраля 1992 года

Отрицая свой статус фактически проигравшей стороны в холодной войне, Россия стремилась выстраивать партнерские отношения с НАТО. РФ сразу же вступила в Совет североатлантического сотрудничества — программу, направленную на улучшение отношений альянса со странами, не входящими в блок. Позже Россия присоединилась к программе "Партнерство ради мира". В соответствии с ней страна-партнер обязалась воздерживаться от угрозы или применения силы против других государств, не нарушать существующие границы государств, разрешать споры мирным путем. Государства — члены НАТО, в свою очередь, взяли на себя обязательство проводить консультации с любой страной-партнером, если, с позиции этой страны, существует прямая угроза ее территориальной целостности, политической независимости или безопасности.

По прошествии почти трех десятков лет стало очевидно, что попытки выстроить теплые отношения с Западом, в частности с НАТО, в которую Россия сама пыталась вступить, потерпели крах. Одним из эпизодов противоборства РФ и альянса стала операция против Югославии, которую в российском МИД оценивают как "пятно позора", которое "навсегда останется на репутации НАТО".

Сегодня, после многократного расширения альянса, когда блок все ближе подступает к рубежам РФ, его представители уже называют страну не партнером, а главной военной угрозой. В Москве, в свою очередь, неоднократно отмечали, что НАТО обманула Россию, пообещав не расширять свою инфраструктуру на восток.

"В основополагающем акте Россия — НАТО 1997 года говорилось, что стороны исходят из того, что будут строить партнерские отношения. Совет Россия — НАТО работал по многим конкретным направлениям сотрудничества, что тоже указывало на то, что мы сможем стать партнерами. Со стороны Запада была сделана колоссальная ошибка: мы многократно говорили, что расширение НАТО на восток не просто тупиковое, но и опасное направление политики, которое создает эффект сжимающейся пружины, которая потом распрямится. Вот сейчас она распрямляется. Расширение НАТО шло вопреки возражениям России. Когда была возможность начать серьезный разговор о приеме России в НАТО, Запад под разными предлогами его откладывал. А другие страны принимались. Так произошел раздел сфер безопасности: на натовскую и пронатовскую и российскую и пророссийскую", — сказал ТАСС заведующий сектором военно-политического анализа и исследовательских проектов ИМЭМО РАН Сергей Ознобищев.

Сохранить дружбу с соседями

Помимо выстраивания дружеских отношений с Западом, свои силы сразу после крушения СССР Россия во многом сосредоточила на взаимодействии с бывшими советскими республиками.

Одним из важнейших пунктов внешней политики было развитие контактов в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), образованного 8 декабря 1991 года — одновременно с распадом СССР. Перед объединением стояло множество экономических и политических вопросов.

"Конечно, взаимодействие с постсоветскими республиками было одним из приоритетных. Была выведена формула, что страны должны объединяться с учетом культурно-исторической общности. Например, с Белоруссией нам удается поддерживать особые отношения. К тому же у нас снова налаживаются отношения с Грузией, поддерживаются позитивные отношения с другими постсоветскими республиками. Этому придается большое значение. С 1990-х годов эта тенденция не менялась, но иногда отдельные моменты упускались. Это должна быть постоянная созидательная работа, которая требует многих сил и средств. Иногда внимание к ней ослабевало, но потом снова к этому возвращались", — подчеркнул Сергей Ознобищев.

Стремление Москвы сохранять добрососедские отношения на постсоветском пространстве осложнялось тем, что в начале 90-х территория Содружества оказалась охвачена многочисленными конфликтами. Россия была вынуждена взять на себя роль посредника-миротворца. Российские военные были введены в зоны грузино-югоосетинского и приднестровского конфликтов. Для нормализации ситуации в Таджикистане были созданы коалиционные миротворческие силы СНГ, в состав которых вошла 201-я мотострелковая дивизия ВС РФ численностью около 6 тыс. человек. Почти 2 тыс. российских миротворцев вошли в зону грузино-абхазского конфликта. РФ принимала участие в стабилизации ситуации в Нагорном Карабахе. Однако условия, на которых происходили процессы мирного урегулирования, не всех оставляли удовлетворенными. Копилось напряжение: в ряде случаев замороженные конфликты дожидались своего часа, чтобы вылиться в вооруженное противостояние уже в следующие десятилетия — как в Южной Осетии в 2008-м или в Карабахе в 2020-м.

Пострадали контакты с друзьями

"Акцент во внешней политике очевидно был сделан на том, чтобы устанавливать партнерские и дружеские отношения с Западом, что было очень важно после долгого периода холодной войны. Для этого были приложены большие усилия, и, конечно, в меньшей степени внимание фокусировалось на отношениях с Востоком и Африкой", — отметил эксперт.

Отношения с Африкой стали одним из наиболее пострадавших направлений внешней политики России после распада СССР. Взаимодействие с регионом российские правители начали выстраивать еще в конце XVIII века. Активизация на этом направлении произошла после окончания Второй мировой войны, а в 1960 году СССР даже выступил инициатором принятия Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. СССР плодотворно развивал отношения со странами как Северной, так и Южной Африки. С 1960 по 1984 год торговый оборот СССР с африканскими странами увеличился с 270 млн до 3,5 млрд рублей, то есть в 13 раз.

С распадом СССР все изменилось: российско-африканские связи долгое время практически не развивались и даже пошли на спад. В 1992 году указом президента РФ была прекращена деятельность посольств страны в Буркина-Фасо, Экваториальной Гвинее, Лесото, Либерии, Нигере, Сьерра-Леоне, Папуа — Новой Гвинее, Сан-Томе и Принсипи, Сомалийской Демократической Республике и Тоголезской Республике.

1990-е стали сложным периодом для отношений и с латиноамериканскими партнерами, взаимодействие с которыми переходило на новую, "деидеологизированную" основу. Это десятилетие пошатнуло даже, казалось, нерушимую дружбу Советского Союза и Кубы. Внешнеторговый оборот между странами в 1991–1995 годах сократился почти в шесть раз, а военно-техническое сотрудничество в последнее десятилетие XX века было практически прекращено.

Сворачивание контактов в самом начале существования России докатилось и до Азии. В частности, РФ сократила контакты практически по всем направлениям с социалистическим Вьетнамом. Отношения с коммунистическими партиями по всему миру разрывались, сама сеть международного влияния страны, по сути, пришла в упадок.

Возвращение к друзьям

Ситуация начала меняться с началом нового тысячелетия, после того как президентом России стал Владимир Путин. Дипломатические контакты с Африкой начали особенно активно развиваться после визитов российского лидера: в Египет — в 2005 году, в Алжир и Марокко — в 2006-м, в Ливию — в 2008-м.

В последние десятилетия отношения РФ с регионом стремительно развиваются. Важным событием стало проведение в октябре 2019 года в Сочи первого саммита Россия — Африка, на который прибыли представители всех 54 стран континента и 8 крупных африканских интеграционных объединений и организаций. Россия укрепляет сотрудничество с государствами региона в гуманитарной и экономической сферах. Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) отмечает, что РФ — крупнейший поставщик оружия в Африку: в 2017–2021 годах на нее приходилось 44% континентального рынка вооружений.

Заседание саммита Россия-Африка в Сочи, 24 октября 2019 года. Валерий Шарифулин/ ТАСС
Заседание саммита Россия-Африка в Сочи, 24 октября 2019 года

Восстанавливаются и дипломатические контакты России с регионом. В июле прошлого года Путин заявил, что Москва готова вернуть старые и открыть новые российские загранучреждения в Африке, а также увеличить штат сотрудников в некоторых действующих посольствах. В частности, президент анонсировал возобновление работы российских диппредставительств в Буркина-Фасо и Экваториальной Гвинее после многолетнего перерыва. К тому же глава государства сообщил о планах расширить сеть российских центров науки и культуры, а также помочь странам Африки в открытии новых посольств и консульств в России.

В последние годы значительные усилия прилагались и для налаживания отношений с Кубой. 11 июля 2014 года Путин подписал закон, который предполагает списание с этой страны около $32 млрд долга времен СССР — 90% от общей суммы. Оставшиеся 10% в размере около $3,5 млрд Куба обязалась выплатить России в течение 10 лет. Сегодня Куба — одна из стран, выступающих на стороне России в ее отношениях с НАТО и коллективным Западом. "Мы решительно отвергаем пропагандистскую истерию, развязанную правительством США против России, и решительно выступаем против продвижения НАТО к границам братской нам страны", — ​​​​заявлял министр иностранных дел республики Бруно Родригес Паррилья.

Разворот на Восток

В новое тысячелетие Россия вошла с тлеющим конфликтом с исламским миром. На смену войне в Афганистане, откуда в 1989 году были выведены советские войска, пришли две чеченские военные кампании. В России, впрочем как и во всем мире, обострялись антимусульманские настроения, которые подогревались многочисленными терактами.

Ситуацию переломил приход к власти Владимира Путина.

"На фоне всех терактов антиисламские настроения были характерны и для части нашего населения. Но Путин понимал, что речь идет о сиюминутных вещах, а в долгосрочном плане ислам — одна из главных религий России. За последние 300 лет именно сотрудничество ислама и православия было одной из скреп российского государства", — сказал ТАСС бывший посол в Йемене, Ливии и Тунисе, аналитик Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО Вениамин Попов.

По его словам, важным в этом направлении был визит Путина в Малайзию в 2003 году, когда президент указал на необходимость сотрудничества с мусульманским миром и объявил, что Россия вступит в Организацию исламского сотрудничества (ОИС).

"Это был такой контраст на фоне отношения Запада, который утверждал, что ислам — нехорошая религия, которая провоцирует терроризм и убийства. И вдруг выступает глава такой огромной страны, который говорит, что это дружественная нам религия, мы будем сотрудничать и дружить домами", — отметил Вениамин Попов.

Президент России Владимир Путин (слева) во время визита в Малайзию, 4 августа 2003 года . AP Photo/ Andy Wong
Президент России Владимир Путин (слева) во время визита в Малайзию, 4 августа 2003 года

Еще на фоне тлеющего чеченского конфликта российский лидер продемонстрировал, что Россия не противостоит исламскому миру, а является его частью, и что все конфликты носят частный характер, а не стратегический, сказал ТАСС руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт РСМД Кирилл Семенов. По его словам, эта точка зрения была принята и до сих пор остается на повестке дня.

Важными на пути к примирению с исламским миром стали и договоренности по Сирии. Когда стало понятно, что согласовать это с США не удается, Россия перешла к обсуждению сирийского урегулирования с Турцией и Ираном, обратил внимание Вениамин Попов. Несмотря на то что их позиции были диаметрально противоположными, сторонам удалось сформировать астанинский формат и подойти к урегулированию в Сирии.

"Это важнейший момент, который показал, что Россия и мусульманский мир могут без Запада решать сложнейшие проблемы международных отношений", — объяснил дипломат.

Кроме того, как отмечают эксперты, отношения с мусульманскими странами помогает укрепить экономическое и военно-техническое сотрудничество, а также близость в вопросах семейных ценностей.

Сегодня многие мусульманские страны оказались среди партнеров России и отказались от продавливаемого Западом санкционного натиска на страну.

Другие материалы, выпущенные в рамках спецпроекта, можно найти здесь.

Лидия Мисник