Иран и "шестерка" подошли к финишной черте переговорного процесса

EPA/ US DEPARTMENT OF STATE
Участники переговоров рассчитывают за несколько дней достигнуть исторического соглашения, подготовка которого заняла более десяти лет

ВЕНА, 3 июля. /ТАСС/. Переговоры "шестерки" (пять постоянных членов СБ ООН плюс Германия) и Ирана по ядерному досье Тегерана вступили в решающую стадию и, возможно, необходимо всего лишь несколько дней для достижения исторического соглашения, подготовка которого заняла более десяти лет.

После того как в четверг большинство министров иностранных дел "шестерки" покинули Вену, работа вновь вернулась на уровень экспертов. И все же, несмотря на это, уверенность в том, что переговоры завершатся достижением всеобъемлющего соглашения, сегодня высока как никогда.

Оптимизм министров

В четверг в фешенебельном отеле "Кобург" в центре австрийской столицы, выбранном для финальной стадии выработки договора, вновь собрались большинство глав МИД "шестерки", а также министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф. Общий тон звучавших высказываний был примерно одинаков. Министры, тщательно продумывавшие каждое слово в своих очень кратких заявлениях для прессы, предупреждали о сложных и до конца не разрешенных вопросах, но в то же время отмечали достигнутый прогресс.

"Есть вещи, по которым продвинулись вперед, но мы пока еще не вышли на завершение переговоров", - сообщил журналистам глава МИД Франции Лоран Фабиус, покидая и переговоры, и Вену. Тем не менее он возлагает надежду на работу экспертов для того, чтобы к его возвращению в "Кобург" 5 июля окончательное решение было, образно выражаясь, на расстоянии вытянутой руки.

Глава МИД КНР Ван И был настроен более оптимистично. Он уверен, что консультации можно завершить к 7 июля, то есть к сроку, который в настоящий моменту установлен как крайний для достижения сделки. Она призвана, с одной стороны, поставить ядерную программу Исламской Республики под контроль международного сообщества, сняв обеспокоенность о ее военной направленности, а с другой - снять санкции, которые наносят огромный ущерб экономике почти 80-миллионной страны.

"Я думаю, есть высокая вероятность этого, но мы должны проконсультироваться с коллегами", - сказал глава китайской дипломатии, отвечая на вопрос, возможно ли достичь договоренности к 7 июля.

"Мне нужно сохранять надежду", - заметил в свою очередь глава МИД ИРИ Зариф.

Прогресс в Тегеране

Параллельно с дискуссиями в Вене работа по движению к итоговому документу в четверг шла и в Тегеране, где с визитом находился глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Юкия Амано.

Представитель ИРИ при международных организациях в Вене Реза Надажфи отметил, что "встречи Юкия Амано с официальными лицами Ирана были очень позитивными и конструктивными".

Москва уверена в успехе

Однако большую уверенность в переговорах выразил замглавы МИД РФ Сергей Рябков. На устроенном под конец дня брифинге для российских журналистов он заявил, что готовность итогового документа составляет 91%.

По словам Рябкова, стороны не настроены на запасные варианты и очередное продление переговорного процесса, что в прошлом происходило не раз. "Мы уверены, что сделка состоится, и она будет всеобъемлющей, как это заложено в названии документа", - сказал Рябков, признавший, что стороны близки к развязкам по ключевым пунктам разногласий. Например, сообщил замминистра, подходы к решению проблемы снятия санкций с Ирана находятся "в очень высокой степени готовности".

Что же до военной составляющей ядерной программы ИРИ, то, по словам Рябкова, нынешний объем проверок МАГАТЭ позволяет ее исключить. "Мер, предусмотренных дополнительным протоколом (к соглашению о гарантиях МАГАТЭ), вполне достаточно, чтобы снять все вопросы, которые могут оставаться к возможному военному измерению", - полагает замминистра.

Итоговый документ

Показательным выглядит и тот момент, что глава российской делегации уже покинул Вену для работы по саммиту БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), который пройдет на следующей неделе в Уфе, и на переговоры уже не вернется. Что же до министров, то их ждут в австрийской столице 5-6 июля. Сам же документ планируется принимать на английском языке, он не будет подписным и после принятия будет опубликован.