ВАШИНГТОН, 28 октября. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. Общий подход США к действиям России в Сирии не изменился. Вашингтон по-прежнему готов видеть в Москве партнера для достижения так называемого "политического перехода", под которым понимается смена режима в Дамаске, но не для целей борьбы с экстремистским "Исламским государством" (ИГ). Официальный представитель госдепартамента США Джон Кирби подтвердил это, отвечая на вопросы корр. ТАСС на регулярном брифинге для журналистов во вторник. На просьбу уточнить, изменились ли критические оценки США по поводу действий России в Сирии, американский дипломат ответил: "Вовсе нет".
Выборочное партнерство
При этом основная часть брифинга была посвящена предстоящей в пятницу многосторонней встрече по Сирии в Вене. Точный состав ее участников Кирби не называл, но он подтвердил, что приглашен будет и Иран. Госсекретарь США Джон Керри, по словам его пресс-секретаря, собирается общаться в австрийской столице с иностранными коллегами в "двустороннем и многостороннем" форматах. В госдепартаменте исходят из того, что в числе участников будет и глава МИД РФ Сергей Лавров.
Все это, как охотно подтвердил Кирби, означает, что США видят в России потенциального партнера по урегулированию в Сирии. Но на вопрос о том, является ли в их глазах Россия таким же партнером в борьбе с ИГ, он твердо ответил "нет". На его взгляд, одно другому не противоречит. "Мы можем быть партнерами с Россией по одному вопросу, но существенно расходиться в подходах к другим", - сказал он, приведя в качестве примера ситуацию на Украине и "поддержку режима (президента Башара) Асада" в Сирии.
Чья слабость
Президент США Барак Обама и его представители не раз за последнее время выражали мнение, что Россия действует в Сирии "с позиции слабости". На просьбу уточнить, означает ли это, что подход США опирается на "позицию силы" и где в таком случае его результаты, Кирби не ответил. "Я понимаю, к чему вы клоните, но ваш отправной пункт совершенно неверен", - сказал он.
Но и в самих США многие специалисты и пресса критикуют подход администрации Обамы к борьбе с ИГ за нерешительность и неэффективность. Особенно такая критика усилилась после недавних известий о провале широко разрекламированной и весьма дорогостоящей программы "Обучи и оснасти" для сирийских оппозиционеров и о подтасовке разведывательных оценок. И одна из американских журналисток на брифинге напомнила Кирби, что "Россия захватила инициативу" в Сирии, и именно ее военные усилия позволили двинуть вперед в том числе и политический процесс.
Представитель госдепартамента в ответ сказал, что он "при всем уважении с этим не согласен". Он, по его словам, считает, что у нынешней интенсификации усилий по урегулированию были другие причины, прежде всего продолжающийся "кризис с исходом беженцев". "А в военном отношении в центре нашего внимания была и остается борьба с ИГИЛ", - добавил он, используя устоявшееся в США наименование ИГ.
Зачем бомбили электростанцию?
В связи с этим корр. ТАСС спросил, зачем в таком случае США разбомбили недавно электростанцию близ Алеппо. Ведь это мирный объект и его уничтожение лишь усугубляет тяготы мирного населения и ведет к усилению оттока беженцев. Кирби, однако, в ответ сказал лишь, что "не станет говорить о конкретных бомбовых ударах или операциях" и предложил обратиться на эту тему в Пентагон.
Об уничтожении американцами электростанции в Алеппо недавно упоминал публично президент России. "Зачем они это сделали, кого они там наказали? - спросил он. - Какой смысл, никому не понятно".
Роль России в урегулировании вооруженного конфликта в Сирии. Досье
Хроника противостояния в Сирии. Досье