23 ноября 2015, 16:08

Франсуа Олланд начал дипломатический марафон для обсуждения усилий в борьбе с терроризмом

Михаил Метцель/ ТАСС
Основной вопрос, которым задаются политологи и пресса США, в состоянии ли Париж убедить американское руководство объединить усилия с Россией в борьбе против ИГ

ПАРИЖ/ВАШИНГТОН, 23 ноября. /Корр.ТАСС Дмитрий Горохов, Андрей Шитов/. Беспрецедентный дипломатический марафон начал президент Франции Франсуа Олланд.

В течение недели французский лидер поочередно проведет встречи со всеми партнерами-постоянными членами Совета Безопасности ООН, чтобы заручиться поддержкой своей идеи формирования широкой антитеррористической коалиции.

Программу дипломатических рандеву на высшем уровне открыли переговоры в Елисейском дворце с британским премьером Дэвидом Кэмероном. Во вторник у французского президента намечена встреча с президентом США Бараком Обамой в Вашингтоне. В среду глава французского государства встретится за ужином в Париже с канцлером Германии Ангелой Меркель.

В четверг пройдут переговоры в Москве с президентом России Владимиром Путиным.

Серия встреч на высшем уровне должна завершиться в воскресенье ужином с лидером Китая Си Цзиньпином.

На пути к широкой коалиции

Главная задача Олланда заключается в том, чтобы после терактов 13 ноября попытаться создать коалицию государств с участием России для борьбы с общим врагом всего цивилизованного мира - экстремистским движением "Исламское государство" (ИГ) (международная террористическая группировка, запрещенная в России - прим. ТАСС). В этом направлении уже сделан важный шаг - в конце прошлой недели Совет Безопасности ООН по предложению Франции единогласно одобрил резолюцию, которая призывает использовать все необходимые меры в соответствии с международным правом для борьбы с ИГ и другими террористическими организациями в Ираке и Сирии.

Как сообщили в Елисейском дворце, 24 ноября в 10 часов утра по вашингтонскому времени (18:00 мск) президент Франции начнет полуторачасовую встречу с Бараком Обамой в Белом доме. Затем состоится их совместная пресс-конференция.

Сможет ли Олланд убедить Обаму?

Основной вопрос, которым задаются политологи и пресса США, в состоянии ли Париж убедить американское руководство объединить усилия с Россией в борьбе против ИГ.

Прилив надежд на то, что страны мира сумеют сплотиться перед лицом общего врага, был вызван недавней личной встречей президентов России и США "на полях" саммита "двадцатки" в Турции. Множество американских СМИ констатировали, что с тех пор "все только и говорят, что об этом фото" двух доверительно беседующих лидеров. "Целый ряд западных стран теперь хочет сражаться вместе с Россией против ИГИЛ (прежнее название ИГ)", - признавал и завзятый критик Москвы, вашингтонский экономист и политолог Андерс Ослунд.

Однако, уже после встречи в Анталье Обама высказывался о возможности взаимодействия с Россией в сослагательном наклонении и с оговорками. "Если мы достигнем лучшего понимания с Россией по тому, как положить конец гражданской войне в Сирии, это, очевидно, откроет больше возможностей для координации в отношении ИГИЛ", - сказал он на саммите АТЭС в Маниле. И также вновь отметил, что в Сирии Москва изначально стремилась не столько сражаться с ИГ, но и поддерживать действующий режим в Дамаске.

Осторожные прогнозы

В тон президенту старались высказываться и чиновники его администрации. Так, официальный представитель госдепартамента США Джон Кирби, комментируя по просьбе журналистов перспективы создания для борьбы с ИГ широкой коалиции с участием США, Франции и России, сказал: "Коалиция, в которую входят 65 стран, уже существует. И если другие страны хотят к ней присоединиться, то это можно обсудить. Однако для этого они должны сделать своей главной целью борьбу с группировкой "Исламское государство".

В целом, по свидетельству газеты The Washington Post, администрация США "по-прежнему настороженно" относится к идее создания "большой коалиции" против ИГ и, в частности, реального обмена разведданными. Согласно публикации, США хотят "прежде проверить готовность" России к выполнению ожидаемой "политической договоренности" по Сирии. Известно, что главным пунктом такой договоренности в США считают "смену режима" Башара Асада в Дамаске.

Осторожны в прогнозах и специалисты, опрошенные корреспондентами ТАСС. Так, бывший помощник госсекретаря США Филип Кроули сказал, что "потенциальное партнерство присутствует, но важны его условия". "Роль Франции может быть полезной, но Москве придется скорректировать позицию по Асаду, чтобы нынешний разрыв в подходах к будущему Сирии был устранен", - добавил он.

Планы Пентагона

Французские наблюдатели обращают внимание на то, что Олланд навестит Обаму в тот период, когда президент США переживает все большие внутриполитические трудности. Американскому лидеру приходится выслушивать упреки оппозиции в "слабости и бездействии".

По словам наблюдателей, мнение которых приводит газета Le Figaro, Белый дом "не собирается вовлекать себя в масштабную военную операцию, прежде чем будет выработана ясная политическая стратегия в отношении будущего Сирии". Пентагон, по сведениям французской стороны, уже подготовил варианты вторжения, включая сценарий наземной операции. Вместе с тем, как указывает Le Figaro, в военном ведомстве "обеспокоены перспективой участия в новом конфликте без ясного запасного выхода".

Именно эти вопросы, как считает французский эксперт по вопросам внешней политики Мишель Гримар, будут главными на франко-американских переговорах в Вашингтоне. "Президент Олланд хотел бы склонить американского коллегу к идее большой антитеррористической коалиции вместе с русскими, чтобы победить ИГ", - отметил он.

Ялтинские параллели

Ключевые фигуры в окружении Олланда акцентируют внимание на масштабе готовящихся внешнеполитических решений. "Мы идем к новой Ялтинской конференции - на этот раз против "Исламского государства", - заметил первый секретарь Социалистической партии Жан-Кристоф Камбаделис, проведя тем самым параллель с историческим совещанием антигитлеровской коалиции в Ливадийском дворце в Крыму в феврале 1945 года.

По словам партийного лидера социалистов, отныне все отдают себе отчет в том, что задачей новой коалиции станет "не сдерживание "Исламского государства", а его уничтожение".