Франсуа Олланд в течение недели поочередно проводит встречи со всеми партнерами-постоянными членами Совета Безопасности ООН, чтобы заручиться поддержкой в вопросе противостояния "исламскому государству" (группировка запрещена в РФ). Программу дипломатических рандеву на высшем уровне открыли переговоры в Елисейском дворце с британским премьером Дэвидом Кэмероном. 24 ноября у французского президента прошла встреча с Обамой в Вашингтоне.
По итогам переговоров в Белом доме Обама и Олланд заявили, что речи о создании новой международной антитеррористической коалиции взамен существующей и возглавляемой США не идет. Кроме того, они подчеркнули, что одним из главных условий урегулирования ситуации в Сирии остается "политический переход", то есть смена режима в Дамаске во главе с Башаром Асадом.
Что о переговорах лидеров США и Франции пишут мировые СМИ - в материале ТАСС.
США
"Американо-французские отношения сейчас прочнее, чем когда бы то ни было"
The Wall Street Journal: "Вопрос, который довлел над встречей Обамы и Олланда, заключался в том, приведут ли их консультации к каким-либо осязаемым результатам, и на данный момент не похоже, чтобы это случилось... Олланду нужно, чтобы Обама занял более активную роль в вопросах Сирии и борьбы с "Исламским государством" (ИГ, группировка запрещена в РФ), что важно как для стратегии безопасности Франции, так и для упрочения позиций французского лидера у себя на родине... Французская общественность требует от Олланда принятия более агрессивных шагов по борьбе с терроризмом после атак в Париже на прошлой неделе... "Если США не хотят делать этого, кто-то же должен это сделать", - заявил Джозеф Бахут, советник французского МИД и приглашенный научный сотрудник Фонда международного мира Карнеги.
The Wall Street Journal также пишет: "Президенты США и Франции Барак Обама и Франсуа Олланд согласились во вторник, что европейские и другие страны должны прилагать больше усилий, чтобы возглавляемая США военная кампания против ИГ стала более эффективной. Однако они не думают, что Россию в данный момент необходимо включать в эту коалицию... Обама и Олланд выдвинули перед президентом России Владимиром Путиным два условия для возможного военного сотрудничества. Олланд, который встретится с Путиным в Москве на этой неделе, намерен заявить, что Франция будет сотрудничать с Россией, если РФ сконцентрирует свои военные действия на ИГ. Он также заявил, что Россия должна согласиться на осуществление политического перехода в Сирии... Попытки объединить российскую военную операцию в Сирии и действия возглавляемой США коалиции усложнились во вторник после того, как турецкие военные сбили российский истребитель на сирийской границе".
The New York Times: "Спустя чуть более 10 дней после терактов в Париже, где были убиты 130 человек, Олланд прибыл в Вашингтон в стремлении к более тесному союзу против ИГ... Но перспективы более широкого консенсуса оказались осложнены смешением конкурирующих интересов... Олланд надеялся объединить США и Россию в борьбе против их общего врага, но два бывших соперника по холодной войне до сих пор остаются разделены разногласиями по поводу будущей судьбы Сирии. Россия утверждает, что ее воздушная кампания направлена против целей ИГ в Сирии, но, кажется, что, в основном, она осуществляется для поддержки правительства Башара Асада, который, по мнению Обамы, должен покинуть свой пост. После Вашингтона Олланд планирует отправиться в Москву, чтобы встретиться с президентом РФ Владимиром Путиным и понять, можно ли преодолеть имеющиеся разногласия. Однако пока ни Белый дом, ни Кремль оснований для подобного развития событий не дают".
CNN: "Солидарность, которую проявили по отношению друг к другу Обама и Олланд во время длившейся час пресс-конференции в Белом доме, ясно показала, что американо-французские дипломатические отношения сейчас прочнее, чем когда бы то ни было, даже если Обама и не планирует серьезно менять свою стратегию (в Сирии) или же сотрудничать с Россией в борьбе с террористической группировкой ИГ, как к этому призвал Олланд... Теплый прием, который ему оказал Обама, продемонстрировал имеющую важное значение поддержку (Франции) американским президентом, который остается популярен во Франции, несмотря на имеющиеся указания на то, что у двух лидеров имеются расхождения относительно возможности проведения Россией ее военной операции в Сирии... в более тесном союзе с западными странами. По сути, атака ИГ на Париж изменила президентство Олланда в той же степени, как нападение "Аль-Каиды" (группировка запрещена в РФ) на Нью-Йорк и Вашингтон в 2001 году пробудило спящую администрацию президента Джорджа Буша-младшего и за одну ночь превратило его в активного главнокомандующего. Они (удары ИГ) также, вероятно, открыли возможность для Франции взять на себя уникальную роль в деле объединения и усиления сотрудничества в рамках коалиции против ИГ, которая в данный момент страдает от нехватки общей цели и отсутствия единого центрального командования".
Associated Press: "Обама (на пресс-конференции с Олландом) заявил, что сотрудничество со стороны России в борьбе с ИГ было бы чрезвычайно полезно. Однако он настаивал, что партнерство невозможно до тех пор, пока Россия поддерживает президента Сирии Башара Асада. Олланд согласился с этим, заявив, что Франция будет работать вместе с Россией, но лишь при условии, что президент Владимир Путин будет полностью привержен поддержке политического переходного процесса в Сирии. Единение позиций Олланда и Обамы важно, так как все ожидали, что он (президент Франции) будет уговаривать президента США отложить все разногласия с Россией и сформировать новую коалицию по борьбе с экстремизмом. Однако эта миссия Олланда оказалась осложнена ввиду негативных последствий из-за сбитого (Турцией) российского военного самолета".
The Politico: "Террористическая группировка, ИГИЛ ("Исламское государство Ирака и Леванта" - прежнее название ИГ) или "Даеш", и ее смертоносная идеология представляют серьезную угрозу для нас всех. С ее существованием нельзя мириться, ее нужно уничтожить, и мы должны сделать это вместе. Эта единая цель собрала нас сегодня здесь", - сказал Обама. Но после личной встречи оба западных лидера не сделали никаких объявлений об изменении военной стратегии по уничтожению ИГ, вместо этого лишь пообещав предпринять такие умеренные шаги, как повышение интенсивности авиаударов и оптимизация процесса по обмену информацией, в том числе о пассажирах, путешествующих из Европы в США. Они подтвердили свою прежнюю позицию относительно размещения иностранных военных в зоне конфликта и вновь заявили о поддержке идеи политического решения, которое бы позволило прекратить гражданскую войну в Сирии.
На фоне разговоров об активизации совместных усилий, направленных против ИГ, Обама и Олланд - который на этой неделе посетит Москву - сделали замечание в адрес (президента РФ Владимира) Путина, действия которого, по их словам, не приносят пользы Сирии. И несмотря на возникшие во Франции сомнения про поводу активности, проявляемой возглавляемой США коалицией в борьбе с ИГ, не было ни намека на то, что Олланд будет использовать агрессивную позицию Путина ради того, чтобы заставить Обаму сменить тактику.
The Washington Post: Газета отмечает, что "администрация Обамы использует возмущение и тревогу европейцев (в связи с терактами в Париже) для оказания давления на союзников с целью резкого увеличения их вклада в борьбу против ИГ". "Предложения включают в себя увеличение количества самолетов, повышение уровня обмена разведданными, проведение дополнительных тренировок и предоставление снаряжения местным бойцам, а также отправку подразделений спецназа, - пишет издание. - Призыв уже был услышан желающими, по крайней мере, Францией, президент которой встретился с Обамой во вторник для планирования стратегии противодействия ИГ после произошедших 13 ноября терактов в Париже... В то время как лидеры двух стран говорили об этом в общих чертах, высокопоставленный чиновник администрации сказал, что и Обама, и Олланд будут на связи с другими членами возглавляемой США коалиции - и с потенциальными новыми членами тоже - и настаивать, что сейчас пришло самое подходящее время для "тех, кто может внести большой вклад" в борьбу с террористами".
Франция
"Кто наши реальные союзники?"
Les Echos: "Встреча двух лидеров Франсуа Олланда и Барака Обамы в Вашингтоне во вторник была наполнена волнительными моментами, были произнесены теплые слова, заверения в дружбе. Однако в целом итоги встречи весьма скромные. Франсуа Олланд покинул Белый дом, сумев заручиться лишь заверением своего американского коллеги в том, что "бомбардировки будут усилены" и что "обмен разведданными станет более тесным". Французский лидер надеялся, что на волне эмоций после парижских терактов ему удастся мобилизовать международное сообщество для формирования более широкой коалиции, особенно с участием России и США. Однако и без того непростая задача еще более осложнилась после того, как Турция сбила российский истребитель во вторник утром.
В Вашингтоне Франсуа Олланд прибег к той же риторике, что и Барак Обама, заявив, что Франция может работать вместе с Россией, если та сосредоточит свои действия против ИГ и выступит в поддержку политического урегулирования в Сирии в рамках процесса, начатого в Вене. Однако буквально за день до этого российский президент, находясь в Иране, подчеркнул, что никто не в праве диктовать свою волю сирийскому народу и навязывать решения извне".
Le Figaro также констатирует, что Турция самым неожиданным образом вмешалась в переговоры между Олландом и Обамой по Сирии. Газета замечает, что "от Соединенных Штатов Франсуа Олланд ожидал большего". "Он приехал к Обаме с предложением о формировании большой коалиции, которая объединила бы вместе с Францией США и Россию. В Париже убеждены, что парижские теракты "открыли новую страницу" и в Москве, где в четверг ожидают Олланда, уже дали понять, что всячески поддерживают идею широкой антитеррористической коалиции, - пишет издание. - Однако в Вашингтоне этот энтузиазм отнюдь не разделяют".
Как отмечает Le Figaro, "американская сторона боится попасть в ловушку, учитывая, что Россия порядка 80% ударов наносит по целям, не относящимся к ИГ". Газета приводит на своих страницах мнение политолога Франсуа Тома, который считает, что "международная коалиция с участием России станет камнем, брошенным в огород американцев, и приведет к разногласиям между Европой и США в рамках Атлантического альянса". "Сохраняются также разногласия по дальнейшей судьбе Башара Асада. Во время поездки в Тегеран президент Путин дал понять, что в этом вопросе ожидает уступок от Запада", - заключает издание.
"Кто наши реальные союзники?" - задается вопросом левая Liberation. "Париж пытается найти точки соприкосновения между Москвой и Вашингтоном, однако задача, как кажется, заранее обречена на провал, поскольку в сирийском кризисе две стороны преследует не только различные цели, но иногда просто прямо противоположные", - отмечает газета. В итоге, констатирует Liberation, США - "единственная страна, способная повести за собой Запад", - не хочет идти на сделку. "Союзник, который не хочет быть союзником", - резюмирует газета. Что же касается России, то "инцидент с Турцией, являющейся аванпостом НАТО на Ближнем Востоке, лишь усугубил ситуацию".
"Начав в конце сентября операцию в Сирии, Кремль показал мировому сообществу, что остается ключевым собеседником в вопросе урегулирования кризиса, - продолжает Liberation. - Однако Владимир Путин по-прежнему практически в одиночку выступает в роли защитника Башара Асада. Даже если Москва активизировала удары по позициям ИГ после крушения на Синае пассажирского авиалайнера с российскими туристами на борту, усилия ВКС РФ все еще преимущественно направлены против повстанцев, которых поддерживает Запад".
Великобритания
"Часть дипломатических усилий"
The Guardian: "Поездка Олланда в Вашингтон была частью дипломатических усилий, направленных на то, чтобы привлечь США и другие страны к совместным действиям по уничтожению группировки боевиков, стоящей за парижскими атаками. После встречи с Обамой Олланд сообщил о том, что Франция и Соединенные Штаты договорились дать толчок "совместным ответным действиям", включая новые усилия по борьбе с сетями, которые оказывают финансовую поддержку террористам, по возвращению контролируемой ИГ территории, по увеличению масштаба усилий, предпринимаемых в Сирии и Ираке и увеличению объема разведданных, которыми стороны будут делиться друг с другом. Обама охарактеризовал атаки в Париже как нападение на сам мир и заявил, что 8 тысяч воздушных ударов отбросили ИГ назад. Обама повторил свои недавние критические замечания в адрес Москвы. В то время как США и Франция действуют в коалиции, состоящей из 65 стран, утверждал он, Россия находится в коалиции из двух государств: ее самой и Ирана".
Германия
"Стороны должны сохранять хладнокровие"
Tages Schau: "После атаки на российский самолет все стороны должны сохранять хладнокровие. Французский президент Франсуа Олланд после визита в Вашингтон поедет на этой неделе еще и в Москву. Это будет важная встреча, которая должна проложить путь к общим и координированным действиям против ИГ".
Испания
"Обама и Олланд не конкретизировали, на чем именно сконцентрируют усилия военного наступления"
El País: "Президент США Барак Обама и его французский коллега Франсуа Олланд заявили во вторник в Вашингтоне, что Соединенные Штаты и Франция активизируют координацию против ИГ, но они уклонились от пересмотра текущей стратегии в Сирии и Ираке и не конкретизировали, на чем именно сконцентрируют усилия военного наступления.
Обвиняемый в чрезмерно осторожной реакции в связи с атаками в Париже 13 ноября, Обама использовал пресс-конференцию с Олландом, чтобы произнести эмоциональную речь, в которой он описал трагедию 13 ноября как французское 11 сентября. Стратегия Обамы в отношении ИГ основывается на предпосылке: отказ от масштабного развертывания войск, подобно тому, как было в Афганистане и Ираке в последнее десятилетие. То, что был сбит российский военный самолет, осложняет сближение между Россией с одной стороны, и США с их европейскими союзники - с другой, чтобы вместе бороться против ИГ".
El Mundo: "Если когда-либо было ясно, что Бараку Обаме не интересна международная политика, это было сегодня. Президент США, который встретился со своим французским коллегой Франсуа Олландом в Белом доме, пришел, чтобы обсудить "и ИГ, и ИГИЛ", в то время, как оба названия означают одну и ту же террористическую организацию - "Исламское государство". Они провели экстренное совещание в Белом доме, по итогам которого прозвучало только расплывчатое утверждение: "положить конец эскалации" в Ираке и Сирии".
Швейцария
"Олланду и Обаме пришлось успокаивать страсти"
Le Temps: "Визит президента Франции в США должен был приблизить создание священного союза против экстремистов из ИГ. Однако произошедший во вторник инцидент со сбитым Турцией российским самолетом осложнил ситуацию. В этой связи Франсуа Олланду и Бараку Обаме пришлось успокаивать страсти. Президенты призвали избежать эскалации, поскольку приоритетная задача состоит в борьбе с ИГ".
Как напоминает Le Temps, "в начале дипломатического марафона, который продлится всю неделю, многие думали, что Франсуа Олланд приехал в Вашингтон, чтобы попросить своего американского коллегу занять более примирительную позицию по отношению к Москве". "Франция, как казалось, была готова на все, чтобы разорвать изоляцию России и интегрировать ее в объединенный фронт против экстремистов, - пишет издание. - Или ослабить, а может быть, даже снять международные санкции, действующие против Москвы". Однако во вторник Олланд "не сделал на это намека, а Обама, как известно, выступает против такой идеи".
"Тем не менее, - продолжает газета, - американский президент оставил дверь открытой для хозяина Кремля, подчеркнув конструктивную роль России в Вене, где был разработан план из восьми пунктов, устанавливающий переходный период в Сирии".
В свою очередь, газета Tribune de Geneve скептически оценивает перспективы создания всемирной коалиции против ИГ после инцидента со сбитым Турцией российским самолетом. "Сбив во вторник российский бомбардировщик, который якобы нарушил ее воздушное пространство, Турция де-факто похоронила всемирную коалицию против ИГ".
"Этот инцидент случился в самый неблагоприятный момент", - приводит издание мнение Мохаммада-Резы Джалили, профессора Института высших международных исследований и развития (Женева). Инцидент произошел в тот момент, когда "Франсуа Олланд, посетивший во вторник Белый дом прежде чем отправиться в Москву, пытается убедить американцев и россиян объединить их усилия в борьбе против экстремистов после терактов в Париже".
Эту амбициозную цель, считает газета, "трудно реализовать, поскольку у одних и у других повестки дня сильно различаются". "Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить, что Москва с Тегераном являются последней опорой режима в Дамаске, тогда как Франция и Турция требуют ухода президента Асада", - подчеркивает издание.