16 июня 2016, 20:39
Brexit

Убийство депутата в Великобритании приостановило агиткампании за неделю до референдума

Биг-Бен. Лондон.  EPA/ ANDY RAIN
Биг-Бен. Лондон

И в лагере евроскептиков, и в стане адептов евроинтегарции решили взять паузу в политическом марафоне, чтобы отдать дань уважения погибшей коллеге, у которой остались муж и двое малолетних детей

ЛОНДОН, 16 июня. /Корр. ТАСС Илья Дмитрячев/. Депутат от Лейбористской партии Великобритании Джо Кокс убита в небольшом городке Берстолл недалеко от Лидса на севере Англии.

Эта шокирующая новость, о которой стало известно в середине дня, затмила все остальные события в Соединенном Королевстве. Более того, смерть 41-летнего политика от руки неизвестного, который несколько раз ударил ножом женщину, а потом и выстрелил в нее, настолько сильно потрясла всю страну, что сумела даже остановить агитационные кампании к референдуму по вопросу членства страны в Европейском союзе. И в лагере евроскептиков, и в стане адептов евроинтегарции решили взять паузу в политическом марафоне, чтобы отдать дань уважения погибшей коллеге, у которой остались муж и двое малолетних детей.

Все без исключения британские политики высказывают свои соболезнования. Начато расследование, нападавший задержан, мотивы его действий выясняются. Но долго внезапное политическое единение, конечно, не продлится. Ставки очень высоки, и после небольшой паузы, справедливо и очень по- человечески взятой из-за этого трагического случая, атаки представителей двух лагерей должны возобновиться с удвоенной силой. Ведь времени в запасе практически нет - до плебисцита, которому по силам стать поворотным событием в судьбе не только Великобритании, но и всего Европейского союза, остается ровно неделя.

Опросы указывают на выход

Третий в истории страны референдум премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон назначил на 23 июня.

Таким образом, глава Консервативной партии выполнил обещание, данное им в 2013 году в разгар предвыборной кампании. Тогдашние мотивы Кэмерона ясны - политик изо всех сил пытался перетянуть на свою сторону голоса евроскептиков и для этого решил разыграть столь рискованную карту. Рискованную, так как после победы на выборах в мае прошлого года лидеру консерваторов, который сам выступает против того, чтобы Лондон рвал отношения с Брюсселем, не оставалось ничего другого, как сдержать свое слово. И подтвердить, что плебисциту быть.

16 июня, когда подготовка к референдуму выходит на финишную прямую, поводов для беспокойства у Кэмерона намного больше, чем причин для радости. Три месяца агитационной кампании за плечами, а опросы общественного мнения, которые проводятся в эти дни в Великобритании ежедневно, да и по несколько сразу, предсказывают с пугающим единодушием один и тот же результат, а именно brexit  (сокращение от словосочетания British exit - "британский выход"). Причем иногда с отрывом, достигающим практически 7%.

История отношений Великобритании и ЕС. Досье

Тревожные звонки для Кэмерона

На этом тревожные звонки для сторонников евроинтеграции не заканчиваются. Те же самые социологические опросы показывают, что против выхода из ЕС активнее всего выступает молодые британцы - 7 из 10 опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет поддерживают премьера. И само по себе это замечательно, если бы не одно "но" - из них до избирательных участков обещают дойти лишь чуть больше половины - 56%.

Евроскептики же, судя по всему, могут быть более уверены в своем электорате, средний возраст типичного представителя которого превышает 55 лет. 80% тех, кто выступает за "брекзит", твердо намерены воспользоваться своим конституционным правом.

Впрочем, нужно иметь в виду один важный момент - опросы вещь, конечно, полезная, но вот, насколько она точно отражает ситуацию, не ясно. Так, в преддверие уже упомянутых парламентских выборов 2015 года все без исключения замеры общественного мнения предсказывали "подвешенный парламент", то есть то, что ни консерваторы, ни лейбористы не гарантируют себе подавляющего большинства. В итоге же тори сумели одержать превосходство и сами сформировать правительство.

Это зловещее слово brexit: Кэмерон назвал дату референдума о членстве страны в ЕС

Борьба за неопределившихся

В такой ситуации ожесточенная борьба сосредоточена на тех, кто пока не определился со своим выбором. А их, согласно опросам общественного мнения, насчитывается более 10%. Обработка электората ведется со всех сторон, и чем ближе дата референдума, тем активнее используется весь доступный арсенал средств. Митинги, теледебаты, обращения "к сердцам и душам избирателей" через социальные сети, заплыв на лодках по Темзе (под лозунгами на тему "Поддержим наших рыбаков - нет самоуправству Брюсселя!"), публикации в газетах. Причем очень часто оправдываются прогнозы политологов, что агтикомпании будут по максимуму основываться на разжигании страхов у избирателей.

Например, на страницах The Times с пространными статьями выступили сразу и премьер-министр Кэмерон, и его соперник по агитационной кампании, министр юстиции Соединенного Королевства Майкл Гоув.

"Не рискуйте. Не рискуйте вашей работой. Не рискуйте вашими жизненными условиями. Не идите у них на поводу и не совершайте прыжок в темноту", - обращается к британцам Кэмерон.

"Ты называешь это сделкой, Дэйв?": европейские СМИ о соглашении Кэмерона с ЕС

Цитируя Ленина

Гоув, в свою очередь, прибег к цитате Ленина для того, чтобы рассказать о том, насколько опасно иметь дело с Брюсселем.

"Я знаю, что он умер уже более 90 лет назад…, но я до сих пор думаю, что Владимир Ильич Ленин задал самый важный вопрос обо всем европейском референдуме… - "кто контролирует кого?", - написал Гоув. Он пояснил, что классик революции спрашивал в 1921 году своих товарищей - контролирует ли правительство рабочих или наоборот. Реальность же сегодня, по мнению Гоува, такова, что британцы не в состоянии контролировать, что происходит с другого берега Ла-Манша. "ЕС управляют люди, о большинстве которых мы ранее никогда не слышали, которых мы не выбирали и от которых не можем избавиться", - полагает министр.

Примечательно, что на сторону одной или другой кампании встают и целые издания. Так, в последние дни в своеобразное противостояние вступили одно из лучших деловых изданий в мире Financial Times и таблоид The Sun.

"Не время становиться Маленькой Англией, мы - Великая Британия. И мы должны сделать вклад в более процветающий, более безопасный мир. Мы должны проголосовать, чтобы остаться", - обратилась к читателям Financial Times.

"Сан" призывает каждого проголосовать за выход (из ЕС)", - написала за два до этого на своей первой полосе вторая по популярности газета в стране с ежедневным тиражом в 1,8 млн экземпляров, обвинив брюссельскую бюрократию в "алчности, расточительности, запугивании и умопомрачительной некомпетентности в вопросах противодействия кризису". "В следующий четверг у избирательной урны мы сможем исправить эту самую большую историческую ошибку", - подчеркнула The Sun.

Куда ни кинь, всюду клин

Грозные предупреждения сыплются на британцев со всех сторон. Министр финансов Джордж Осборн заявляет о том, что, в случае выхода из ЕС, ему придется поднять налоги дабы справиться с неизбежной дырой в бюджете 30 млрд фунтов ($42 млрд). Минфин предсказывает, что в случае "брекзита" падение ВВП может достичь 6%, работы лишатся до полумиллиона человек, а доход каждой британской семьи упадет на 4,3 тыс. фунтов ($6,1 тыс. в год).

Евроскептики приводят свою статистику и обещают при выходе из ЕС рост ВВП на 2% и значительную экономию средств, так как у Лондона более не будет необходимости перечислять Брюсселю ежегодно по 19,1 млрд фунтов ($27 млрд) на содержание европейских бюрократов. Эти цифры опровергаются их противниками, и процесс взаимных упреков, опровержений и нагнетания страстей, кажется, не имеет конца.

Впрочем, бесконечным этот процесс не будет. Уже ровно через неделю, примерно в это самое время должны появиться первые результаты сделанного британцами выбора. Пока же стоит приготовиться к тому, что кампании перед референдумом, подставленные на паузу из-за убийства депутата Джо Кокс под Лидсом, должны в предстоящие дни достичь наивысшего накала.