Все новости

Меры против беженцев: что делает Европа для сдерживания миграционного потока

20 июля Швеция ужесточила миграционное законодательство
Описание
© AP Photo/Vadim Ghirda

20 июля 2016 г. в Швеции вступил в силу закон, ужесточающий условия выдачи вида на жительство (ВНЖ) беженцам. Если ранее он предоставлялся на постоянной основе, то теперь этот срок составляет три года. Кроме того, в документе представлены некоторые ограничения на приезд в страну членов семьи беженца. Закон будет действовать три года, однако в дальнейшем он может стать постоянным.

Швеция является не первым государством, ужесточившим условия приема беженцев после начала миграционного кризиса в ЕС. По данным Международной организации по миграции, с 2015 г. на территорию Евросоюза прибыли около 1,3 млн человек – беженцев и мигрантов. Определение понятия "беженец" закреплено в Конвенции ООН о статусе беженцев от 1951 г.: это лицо, покинувшее свою страну ввиду обоснованной боязни преследований из-за расовой или религиозной принадлежности, политических взглядов или принадлежности к конкретной социальной группе. В более широком понимании к беженцам относят также внутренне перемещенных лиц; тех, кто ищет убежище (но еще не получил статус беженца); и вообще всех вынужденных переселенцев. При этом в европейских документах понятия "мигрант" и "беженец" обычно употребляются в качестве синонимов.

Меры на общеевропейском уровне

Одной из главных причин увеличения миграционного потока в Европу стали события в арабском мире в 2010-2011 гг. ("арабская весна"). Последовавшая за ними внутриполитическая дестабилизация затронула целый ряд стран Северной Африки, Аравийского полуострова и Ближнего Востока. К 2014 г. беженцы из Сирии и Ирака, значительная часть территории которых оказалась под контролем террористической группировки "Исламское государство" (запрещена в РФ), стали составлять основную группу прибывающих в Европу.

Наибольшее число беженцев устремляется в Италию (через Средиземное море) и Грецию (через Средиземное море и Турцию). В связи с этим 22 сентября 2015 г. Советом ЕС по юстиции и внутренним делам был одобрен план расселения в течение двух лет 120 тыс. беженцев, уже прибывших на территорию Союза через эти страны. Соответствующее решение было принято большинством голосов членов Европейского союза. Финляндия воздержалась от голосования; против выступили Чехия, Венгрия, Румыния и Словакия. Впоследствии власти четырех не поддержавших план государств продолжили отвергать введенные 22 сентября квоты по расселению беженцев. В июле 2016 г. президент Венгрии Янош Адер распорядился провести референдум по данному вопросу. Голосование пройдет 2 октября.

4 мая 2016 г. Еврокомиссия представила проект пересмотра положений Дублинского соглашения 1990 г., регулирующего прием беженцев и возлагающего ответственность за рассмотрение вопроса о предоставлении им убежища на те страны ЕС, чью границу они изначально пересекли. Проект нового документа закрепляет требования равномерного распределения беженцев среди государств-членов. Страны, которые отказываются принимать у себя беженцев в соответствии с новыми квотами, обязаны выплатить компенсацию в размере 250 тыс. евро за каждого непринятого беженца. Кроме того, Еврокомиссия предложила создать Агентство по вопросам предоставления убежища, которое будет принимать решение, в какую страну направить беженцев; сами они не будут иметь права выбора места жительства. Для реализации проекта необходимо его одобрение всеми 28 государствами-членами ЕС. В этом случае новые правила будут введены до 26 сентября 2017 г.

Ограничения на въезд в Шенгенскую зону

В соответствии со статьей 23 Шенгенского кодекса о границах, пограничный контроль на внутренних границах внутри зоны может быть восстановлен, но только в качестве временной экстренной меры.

Пограничный контроль может быть введен продолжительностью до 30 дней (либо в течение предполагаемого срока действия серьезной угрозы). Его действие может быть продлено, однако в общей сложности его срок не должен превышать 6 месяцев. В связи с обострением миграционной проблемы в 2015-2016 гг. официальное уведомление Еврокомиссии о восстановлении контроля на своих границах направляли 8 стран Шенгенской зоны (Германия, Австрия, Словения, Венгрия, Швеция, Норвегия, Дания, Бельгия).

Согласно статье 26 Шенгенского кодекса, в исключительных обстоятельствах срок действия временного пограничного контроля на внутренних шенгенских границах может быть увеличен до двух лет. 25 января 2016 г. страны зоны обратились к Еврокомиссии с просьбой признать таковой проблему миграции. 12 мая 2016 г. Европейский Совет представил рекомендации по поддержанию временного пограничного контроля правительствам Австрии, Германии, Дании, Швеции и Норвегии. Паспортный контроль на отдельных границах этих стран будет действовать полгода – до 12 ноября 2016 г.

Совместные меры ЕС и Турции

Важным направлением деятельности ЕС по преодолению миграционного кризиса являются переговоры с Турцией, поскольку большинство беженцев попадают в Союз через территорию этой страны (по оценкам международных организаций, в самой Турции сейчас находятся около 2 млн беженцев). На саммите ЕС-Турция 29 ноября 2015 г. был окончательно согласован план (одобрен 15 октября 2015 г.), по которому Анкара должна сдерживать приток мигрантов в ЕС и обеспечивать им лучшие условия приема на своей территории. Взамен ЕС обещает организованный вывоз беженцев с турецкой территории в страны Евросоюза в количестве 250−300 тыс. человек в год, 3 млрд евро финансовой помощи (3 февраля 2016 г. ЕС утвердил финансирование), а также активизацию переговоров о вступлении в ЕС и отмене визового режима между сторонами. В начале марта 2016 г. Брюссель выделил Турции первые 95 млн евро "на удовлетворение потребностей мигрантов".

7 марта 2016 г. на саммите ЕС-Турция обсуждались предложения Турции принять и разместить у себя тысячи нелегальных мигрантов, оказавшихся в Европе и не получивших убежища. Поиск конкретных решений был отложен до следующего саммита.

17-18 марта 2016 г. на третьем саммите ЕС-Турция стороны пришли к соглашению по регулированию потока беженцев в Европу. Документ предусматривает обмен нелегальных мигрантов на лиц, получивших статус беженца, по принципу один на одного (нелегальные мигранты будут возвращены с греческих островов в Турцию, а легальные сирийские беженцы будут переселены в ЕС). Нелегалов-несирийцев Турция будет возвращать в их страны. В обмен Брюссель пообещал Анкаре отмену визового режима к лету 2016 г. и предоставление еще 3 млрд евро после того, как будут потрачены первые 3 млрд и выполнены соответствующие обязательства.

Механизм обмена беженцами между ЕС и Турцией начал работу 4 апреля 2016 г. В начале мая Еврокомиссия предложила снять визовые ограничения для турецких граждан, однако после отказа Турции изменять антитеррористическое законодательство (одно из условий соглашения), работа над отменой виз была прекращена.

Меры на национальном уровне

В ноябре 2015 г. правительство Норвегии (страна не входит в ЕС) заявило о намерении предоставлять лицам, получившим убежище на территории королевства, лишь пятилетний ВНЖ, а по истечении срока его действия отправлять их обратно в родные страны, если там будет наблюдаться улучшение ситуации. Однако соответствующий закон пока не принят.

22 января 2016 г. стало известно, что власти федеральных земель Германии Бавария и Баден-Вюртемберг будут изымать у беженцев денежные средства. Так, в Баварии мигрантам будет позволено оставить 750 евро, в Баден-Вюртемберге - 350 евро. Остальные имеющиеся у них средства должны быть переданы принимающей стороне и учитываться при выплате социальной помощи.

26 января 2016 г. парламент Дании принял законопроект, обязывающий прибывающих в страну беженцев сдавать имеющиеся у них денежные средства и ценные вещи, стоимость которых превышает 10 тыс. крон (1,45 тыс. долларов), в качестве оплаты расходов на их пребывание в стране. Кроме того, был значительно увеличен период ожидания для беженцев, получающих разрешение на воссоединение семьи.

Также в январе 2016 г. стало известно, что аналогичные меры предпринимает и Швейцария (не входит в ЕС). Прибывающие в эту страну беженцы обязаны передать представителям власти денежные средства, если они превышают 1 тыс. швейцарских франков (около 913 евро). При этом если беженец через семь месяцев не покидает страну, отданные средства идут на финансирование его пребывания в стране. В дальнейшем его обязывают перечислять 10% от своих доходов швейцарским властям в течение 10 лет. На состоявшийся 5 июня 2016 г. референдум в Швейцарии был вынесен вопрос о поправках в закон о беженцах (предложены парламентом страны в сентябре 2015 г.), их цель – ускорить рассмотрение заявок на предоставление убежища, с тем чтобы эта процедура занимала не больше полугода. За эту меру проголосовали 66% граждан. Срок рассмотрения заявок был уменьшен до 140 дней.

17 февраля 2016 г. власти Австрии объявили о введении с 19 февраля квоты на допуск беженцев на свою территорию. Она составила 3,2 тыс. человек в день, при этом ежедневно принимается не более 80 просьб об убежище. По заявлениям австрийских властей, данная мера будет действовать бессрочно, "до дальнейших решений".

В марте 2016 г. Словения, Хорватия, Сербия и Македония объявили о закрытии границ для "всех, кто не имеет документов для проникновения в Шенгенскую зону", в первую очередь, для беженцев из Ближнего Востока и Северной Африки. По словам премьер-министра Хорватии (2016-н.в.) Тихомира Орешковича, власти этих государств в координации друг с другом закрыли проходящий через них т.н. "балканский маршрут" для беженцев. Ранее они неоднократно объявляли о сокращении квот на предоставление убежища. 

Юлия Ковалева, ТАСС-Досье