7 марта 2017, 20:10,
обновлено 7 марта 2017, 20:05

Японское море разбушевалось: рост напряженности в Пхеньяне, Сеуле и Токио

Запуск баллистических ракет с территории КНДР. KRT via AP Video
Запуск баллистических ракет с территории КНДР

События последних дней привели к эскалации ситуации в регионе и вызвали неоднозначную реакцию в России, Китае и США

В понедельник системы противоракетной обороны (ПРО) США зафиксировали серию пусков северокорейских баллистических ракет в сторону Японии. В ответ Южная Корея начала размещать на своей территории американскую систему ПРО THAAD, а Япония созвала экстренное заседание совета безопасности. ТАСС рассказывает, как события последних дней привели к новому витку нестабильности в Восточно-Азиатском регионе.

"Тэд" в Южной Корее

Активизация ракетных испытаний КНДР ускорила реализацию соглашения Сеула и Вашингтона о размещении в Республике Корея (РК) американского противоракетного комплекса THAAD. Во вторник, 7 марта, первые части батареи были доставлены в страну. Аббревиатура THAAD читается как "Тэд" и расшифровывается как Terminal High Altitude Area Defense — "Защита территории на предельной высоте". Американцы гордо называют ее наиболее технически продвинутой противоракетной системой в мире.

Минобороны РК настаивает на том, что "американский комплекс ПРО предназначен исключительно для защиты Республики Корея от ракетно-ядерной угрозы со стороны Севера". В связи с этим Сеул "предпринимает усилия для того, чтобы THAAD вступил в строй как можно скорее". В Пентагоне также указывают, что развертывание THAAD является ответом на действия КНДР, чье руководство не скрывает целей ракетных запусков 6 марта — отработка в ходе учений поражения "американских военных объектов на территории Японии". Американские военные объекты на территории Страны восходящего солнца исчисляются десятками, а количество военнослужащих из США в стране составляет более 50 тыс.

Против THAAD выступает один из главных экономических и политических партнеров РК по региону — Китай. Еще в прошлом году посол КНР в Сеуле Цю Гохун заявил, что размещение системы ПРО в соседней стране может "поставить крест на всем прогрессе в отношениях между двумя странами". Китайское руководство опасается, что THAAD "нарушит стратегический баланс в регионе, приведет к гонке вооружений и образует порочный круг в духе холодной войны, что в конечном счете только усилит напряженность [в регионе]". 

В ответ на развертывание системы ПРО Пекин де-факто применил экономические санкции. Компании из Республики Корея, работающие в КНР, начали сталкиваться с давлением со стороны китайских властей. Так, по данным южнокорейского телеканала KBS, Китай временно приостановил работу 23 из 99 торговых комплексов южнокорейской корпорации Lotte, которая ранее предоставила участок земли для размещения THAAD. Официальной причиной для этого названы обнаруженные пожарной инспекцией нарушения. С той же мотивировкой приостановлено строительство нескольких других проектов корпорации, в которые она вложила порядка $8 млрд. 

Официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан опроверг информацию о том, что власти Китая оказывают давление на южнокорейскую фирму. Однако, как показывает история, Пекин часто бьет по экономике своих партнеров, когда хочет навязать им свою точку зрения. К примеру, в разгар территориального спора между Китаем и Японией из-за островов Дяоюйдао (Сенкаку) в Восточно-Китайском море в КНР массово закрывались японские магазины и приостанавливали работу автомобильные заводы. Тогда Пекин также ограничил поток туристов из Японии, а по всей стране прокатилась серия антияпонских митингов и демонстраций. То же самое происходит сейчас в связи с действиями Южной Кореи.

Впрочем, на развертывание THAAD Китай способен предпринять не только экономический, но и военный ответ. В начале марта китайский военный обозреватель Пэн Гуанцянь писал, что в мирное время КНР может "ослепить" ПРО, то есть вывести систему из строя при помощи энергетического оружия или лазера. "Народно-освободительная армия Китая (НОАК) имеет все необходимое для выполнения этой задачи", — добавил журналист. Публикация этой заметки практически совпала по времени с выходом пресс-релиза Минобороны КНР, в котором сообщалось, что "Россия и Китай усилят свою координацию для противостояния THAAD". Это решение было принято после встречи заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Игоря Моргулова и помощника министра иностранных дел КНР Кун Сюанью. Примечательно, что в пресс-релизе российской стороны слов о "противостоянии" THAAD нет — говорится лишь о том, что "с обеих сторон [была] акцентирована необходимость наращивания коллективных политико-дипломатических усилий в интересах деэскалации напряженности и запуска процесса общей военно-политической разрядки в СВА, что способствовало бы созданию благоприятных условий для урегулирования ядерной и других проблем Корейского полуострова".

И все же размещение THAAD в Москве рассматривают как угрозу — об этом в интервью ТАСС говорил посол России в РК Александр Тимонин. "Мы видим в этом продолжение усилий Вашингтона по созданию в Северо-Восточной Азии вблизи российской границы нового регионального сегмента глобальной ПРО США, — указывал дипломат. — Это уже прямая угроза безопасности нашей страны, поскольку основная цель американской глобальной системы противоракетной обороны — максимально снизить эффективность ракетного потенциала России". С этим мнением соглашаются и в Комитете Госдумы по международным делам.

"Пэтриоты" в Токио

Несмотря на столь масштабную реакцию РК на запуск баллистических ракет своим северным соседом, направлены они были в сторону Японии. В понедельник утром Корейская народная армия (КНА) запустила четыре ракеты, которые пролетели порядка 1 тыс. км, а три из них упали в акватории исключительной экономической зоны Страны восходящего солнца. Подробности о тактико-технических данных снарядов (по оценкам экспертов из Южной Кореи, на вооружении КНДР имеется более 1000 баллистических ракет) на данный момент неизвестны.

И реакция Токио, в отличие от Сеула, не представляет из себя нечто беспрецедентное: совместный с США и Южной Кореей запрос на экстренную встречу Совбеза ООН, осуждение пуска премьер-министром Синдзо Абэ и очередной вывод зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) Patriot PAC-3 ("Пэтриот" ПАК-3) на улицы Токио.

"Пэтриоты" не раз появлялись на улицах японской столицы. Более того, в марте 2016 года японские СМИ сообщали, что зенитно-ракетные комплексы будут размещены в центре города на постоянной основе.

Стоящие на вооружении Воздушных сил самообороны Японии американские ЗРК модификации ПАК-3 способны сбивать баллистические цели на высоте до 15 км и при скорости до 1,6 км в секунду. При этом точные боевые характеристики состоящих на вооружении КНДР баллистических ракет неизвестны, что ставит под сомнение способность американских ЗРК к перехвату северокорейского ракетного оружия. Еще в 2016 году журнал The American Interest опубликовал статью, в которой говорится о том, что "Пэтриоты", размещенные в Южной Корее, не способны сбить ракеты из КНДР.

Как сообщает агентство Kyodo со ссылкой на чиновника из Пхеньяна, запуск таких ракет — "нормальный процесс развития сил самообороны". Впрочем, ООН считает иначе: резолюции Совета Безопасности запрещают КНДР любую деятельность, связанную с разработкой ядерного оружия и средств его доставки.

С учетом новостей из Сеула в регионе вырисовывается весьма необычная ситуация: КНДР запускает баллистические ракеты в сторону Японии во время совместных американо-южнокорейских учений, после чего Сеул принимает решение о размещении THAAD, угрожающее не только безопасности России, но и КНР. Иными словами, изначально враждебное по отношению к Японии действие властей КНДР обернулось укреплением американских позиций в Южной Корее.

Артур Громов, Александр Мосесов