Российский самолет Ту-154М пролетел над американской столицей, штаб-квартирами ЦРУ и Министерства обороны США, а также над Белым домом. При этом самолеты-разведчики США имеют такое же право пролетать над Кремлем в рамках Договора по открытому небу (ДОН). О том, что это за договор, для чего он нужен и какие обязательства берут на себя его подписанты — в материале ТАСС.
Что это за договор и зачем он нужен?
1
Договор по открытому небу — международный документ, вступивший в силу в 2002 году. Он регламентирует режим наблюдения полетов над территорией стран-подписантов. Участники ДОН совершают полеты над территориями друг друга с целью контроля за выполнением соглашений в области разоружения.
Участниками этого договора являются 34 страны, в том числе Россия, США, Великобритания, Франция и Германия.
Каждая страна-подписант имеет определенную квоту на количество наблюдательных полетов в год. Наибольшая квота — 42 полета — у США и России с Белоруссией (оба государства решили объединиться в одну группу в рамках ДОН).
При этом "потратить" все полеты на одно государство нельзя.
В рамках договора страны могут использовать специальные самолеты, оборудованные наблюдательной техникой, чтобы совершать полеты над всей территорией другого государства-подписанта.
Прямо над всей?
2
Да. Как сообщил ТАСС сотрудник Агентства по сокращению угрозы при министерстве обороны США, Вашингтон из ДОН не исключен.
В самом договоре говорится, что план наблюдательной миссии "может предусматривать наблюдательный полет, который позволяет проводить наблюдение любой точки на всей территории" наблюдаемой стороны.
Есть ли какие-то ограничения?
3
Да, причем весьма существенные. Вот самые важные из них:
- строго регламентируется техника, устанавливающаяся на самолеты, участвующие в наблюдательных полетах (скорость записи данных, разрешающая способность фототехники, и.т.д.);
- к полетам допускаются исключительно "невооруженные самолеты с фиксированным крылом";
- на борту самолета, совершающего полет, должны находиться также наблюдатели той страны, где проводится проверка;
- маршрут полета должен быть заранее согласован с наблюдаемой стороной;
- визуальная информация, собранная самолетом-наблюдателем, должна быть обязательно передана наблюдаемой стороне;
- применение маскировки самолетам-наблюдателям строго запрещено.
Александр Мосесов