11 мая 2018, 12:30

Станет ли встреча Трампа и Кима в Сингапуре игрой на нейтральном поле

AP Photo/ Wong Maye-E

Исторический саммит лидеров США и КНДР состоится 12 июня

Президент США Дональд Трамп встретится с лидером КНДР Ким Чен Ыном в Сингапуре — городе-государстве на скрещении путей между Азией и Западом. Это место нейтрально и устраивает обе стороны, но сулит неравные преимущества для участников корейского урегулирования. ТАСС объясняет, кто выиграет и кто проиграет от решения провести саммит в городе-государстве.

Выиграет: Трамп

Сингапур — самое успешное из малых государств Юго-Восточной Азии, известное тесными связями как с Востоком (Китаем), так и с Западом (США). Однако в целом это место скорее проамериканское.

Дипломатические отношения между Сингапуром и США были установлены в 1966 году. Согласно данным Госдепартамента, визиты в Сингапур американские лидеры наносили четыре раза. В январе 1992 года двусторонние переговоры с руководством Сингапура провел президент Джордж Буш-старший, а в октябре 2003 года — Джордж Буш-младший. Он же побывал в Сингапуре для проведения встреч с руководством этой страны в ноябре 2006 года. Наконец, в ноябре 2009 года для участия в саммите АТЭС в Сингапур летал Барак Обама.

Сингапур приходится крупным торговым партнером США, вторым по величине азиатским инвестором, а также давним сторонником американского военного присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В Сингапуре располагаются региональные штаб-квартиры крупных американских компаний, включая Google, Facebook и Airbnb.

Все это, по мнению экспертов, склоняет чашу весов на сторону американского президента. "Сингапур <…> обеспечивает безопасность Трампа благодаря американскому военному присутствию", — считает эксперт по проблемам Восточной Азии Китайской академии общественных наук (КАОН) Ван Цзюньшэн.

Проиграет: Ким

Как отмечает специалист Ляонинского отделения КАОН Люй Чао, расположение Сингапура "представляет некоторый вызов для лидера Северной Кореи Ким Чен Ына". "Хотя у КНДР там есть посольство, эти две страны не поддерживают особо тесных контактов, к тому же Ким Чен Ыну придется отказаться от любимого и надежного спецпоезда, чтобы попасть туда", — сказал эксперт.

От Пхеньяна до Сингапура — более 4,7 тыс. км пути по воздуху, что превышает лимиты дальности полета для спецборта Кима. Как известно, он пользуется самолетом Ан-148-100В, чья дальность полета составляет 4,4 тыс. км. Именно на этом борту глава КНДР недавно совершил полет в китайский город Далянь для встречи с председателем КНР Си Цзиньпином. Северокорейские лидеры не совершали международных перелетов с 1986 года — визита Ким Ир Сена в СССР.

"Скорее, Киму придется совершить посадку в каком-нибудь китайском городе для дозаправки самолета либо даже арендовать китайский лайнер", — предполагает Люй Чао. Столь большое расстояние, по мнению эксперта, также может поставить под вопрос возможность надежных коммуникаций лидера КНДР со столицей.

Выиграет: также Ким

Для лидера КНДР Сингапур — это "дружественная, не враждебная территория", отмечает Том Плант, эксперт Королевского объединенного института оборонных исследований (Великобритания). Дипломатические отношения между двумя странами длятся уже несколько десятилетий (с 1975 года). К тому же город-государство оказывало помощь Пхеньяну в условиях санкций — лишь в 2017 году под давлением США и ООН Сингапур был вынужден прервать торговлю с КНДР.

Кроме того, Сингапур наиболее безопасен для северокорейского лидера. Проведение саммита на Западе могло бы представлять непосредственную опасность для жизни Кима, а также вызвать акции протеста среди местного населения. Встреча в и без того неспокойной демилитаризованной зоне также чревата волнениями. Сингапур же славится профессионализмом своих спецслужб, которые способны пресечь любые угрозы для проведения саммита.

Выиграет: Сингапур

Город-государство уже не раз заявляло о себе как об оптимальной переговорной площадке, и саммит Трамп — Ким может только повысить этот статус.

Будучи страной — председателем АСЕАН, в этому году Сингапур проведет нескольких важных встреч, в том числе саммит министров обороны из почти 30 стран в рамках Азиатского саммита по безопасности "Шангри-Ла Диалог".

Местные эксперты также не исключают, что во время поездки в Сингапур Ким Чен Ын встретится с премьер-министром Ли Сянь Луном. "Очевидно, что будут переговоры Трампа и Ли Сянь Луна, но, скорее всего, на правах принимающей стороны сингапурский премьер будет приветствовать и лидера КНДР", — говорится в репортаже телеканала Channel News Asia.

Проиграет: Южная Корея

Президент США ранее называл Сингапур одной из двух возможных точек для проведения саммита — наравне с демилитаризованной зоной на границе КНДР. Трамп склонялся ко второму варианту, объясняя это тем, что "если что-то получится, на этом месте надо будет устроить большой праздник, а не в третьей стране".

Такой вариант также был бы предпочтительнее для руководства Республики Корея, однако перенос саммита в Сингапур оставил Сеул "за бортом" переговоров. "Южная Корея остается несколько сбоку, — обращает внимание главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов в Telegram. — Трампу важно показать, что это он решает судьбу корейского вопроса, Сеул — наблюдатель".

Отсутствие Мун Чжэ Ина на переговорах соответствует интересам других ключевых участников корейского урегулирования — России и Китая. На это в беседе с ТАСС указал директор Центра азиатской стратегии РФ Института экономики РАН Георгий Толорая. "Вариант, когда Южная Корея, США и КНДР договорятся за спиной у России и Китая, является неприемлемым. Что нас не устраивает, так это если в Сингапур приедет Мун Чжэ Ин и они втроем [главы США, Южной Кореи и КНДР] договорятся о документе (об урегулировании на Корейском полуострове — прим. ТАСС)", — отметил он. 

По словам эксперта, юридическая ценность и обязательства такого рода документа сомнительные — "во всяком случае, такой новый режим поддержания мира оставляет за бортом и Китай, и Россию". "Для нас вряд ли приемлемо, если важнейший вопрос, касающийся безопасности возле наших границ, будет решаться без нас и без учета наших интересов", — резюмировал он.

Артур Громов