2 апреля 2019, 14:11
Статья
Акции протеста в Алжире

На фоне слухов о возможной отставке Абдельазазиза Бутефлики, в стране началось сразу несколько антикоррупционных расследований, за которыми может стоять глава генштаба армии

REUTERS/ Ramzi Boudina

Президент Абдельазиз Бутефлика может объявить о своей отставке уже во вторник, 2 апреля. Об этом еще в воскресенье вечером сообщил частный телеканал An Nahar со ссылкой на политические источники. Уже на следующий день, в понедельник, эта утечка получила определенное подтверждение из уст президентской администрации, которая выступила с заявлением о том, что "до истечения президентского мандата 28 апреля Бутефлика уйдет со своего поста". До этого момента, как отмечается в заявлении, "он примет ряд важных мер и решений для обеспечения непрерывности функционирования государственных институтов власти во время переходного периода", который начнется сразу после ухода Бутефлики.

Эти заявления были сделаны вскоре после того, как заместитель министра обороны, начальник штаба Национальной народной армии Ахмед Гаид Салах дважды выступил с призывом применить 102 статью конституции о недееспособности президента и, тем самым, передать управление государством спикеру верхней палаты парламента. По словам Салаха, "после завершения президентского мандата Бутефлики 28 апреля страна рискует оказаться в конституционном вакууме, а выполнение этого требования армии позволит Алжиру остаться в правовом поле". Кроме того, уже в 30 марта, вновь озвучив призыв про активацию 102 статьи конституции, Салах сослался на статьи 7 и 8 Основного закона, прописывающие, что "народ является источником власти в стране", а также то, что "конституционная власть принадлежит народу". Начальник штаба неоднократно пытался донести, что армия - на стороне народа.

Одновременно с этим в стране запускается сразу несколько антикоррупционных расследований, и под следствием оказывается группа приближенных к семье президента крупных бизнесменов и предпринимателей. Среди них трое братьев Кунинеф, близкие к семье президента, Мохиэддин Тахкут вместе с сыном и братьями, Мухаммед Баири, а также Али и Омар Хаддад - всего 12 человек. Во избежание их отъезда за рубеж у них конфискованы паспорта. Кроме того, по данным An Nahar, их зарубежные банковские счета и капиталовложения могут быть арестованы. "Эти судебные меры, которые стали ответом на требования народа, подтверждают решимость властей вернуть украденные деньги всеми законными способами", - отмечает канал.

Али Хаддад, которого считают главным финансистом управляющего страной клана и главным сторонником выдвижения президента на пятый срок, был арестован в воскресенье при попытке пересечь границу с Тунисом с британским паспортом. Буквально за несколько дней до этого он покинул пост председателя Форума руководителей предприятий, объединяющего крупных представителей деловых кругов страны. В его "Мерседесе" класса люкс нашли доллары, евро и алжирские динары общей суммой около $10 тыс. Сейчас делом Хаддада занялась генеральная прокуратура, ему инкриминируют валютные махинации и фальсификацию документов.

За официальным фасадом

Что же реально происходит сейчас в алжирской верхушке, которую политические комментаторы страны называют не иначе как противостоянием президента и армии? По данным информационного портала Shorouk, за уголовными расследованиями стоит не кто иной, как глава генштаба армии Салах, который инициировал дела без ведома президентской администрации. Более того, с подачи армейской верхушки более 150 алжирских бизнесменов были включены в список лиц, которым запрещено покидать территорию страны. На минувшей неделе в аэропортах страны было отказано в вылете десяткам частных бизнес-джетов, владельцы которых попали в "черный список". Как считают аналитики, одно из "важных решений", которые еще предстоит подписать Бутефлики до своего ухода, как раз связано с этим антикоррупционными расследованиями.

Что касается фигуры самого Салаха, то он является очень влиятельным человеком в Алжире и входит в ближний круг президента. В его лице правящий клан имеет поддержку армии. Однако неоднократные призывы начальника генштаба признать президента недееспособным через применение 102 конституции, чего уже не первую неделю требует и многотысячная улица, могли вызвать неодобрение правящей верхушки. Однако, несмотря на это, Салах сохранил свой пост заместителя Бутефлики и начальника ВС в новом "временном" правительстве, состав которого обнародовали 31 марта. Этому кабинету, как отмечает газета Al Watan, предстоит реализовывать "дорожную карту" власти на время переходного периода, и Салах призван стать одним из его "проводников". Возможно, как считает новостной портал TSA Algerie, это было сделано для того, чтобы оставить его в зоне своего контроля и не провоцировать на решительные действия. Между тем, некоторые аналитики не исключают, что отставка Салаха может еще последовать.

В контексте формирования нового правительства нельзя не обратить внимания на еще один момент. 11 марта Бутефлика вместе с объявлением об отказе идти на пятый срок заявил и о роспуске кабинета министров. Одним из его указов стало назначение на пост главы МИД и вице-премьера (специально созданного для него) дипломата Рамтана Ламамры, который возглавлял это ведомство в 2013-2017 годах. Но в обнародованном спустя три недели составе его уже не оказалось - МИД возглавил постпред Алжира в ООН Сабри Букадум. По мнению ряда СМИ, его исключение из нового состава могло быть увязано с заявлениями о "попытках интернационализации внутриалжирской ситуации". В любом случае, кабинет еще не приступил к работе, но его уже называют "анахронизмом", "обреченным на политический провал" и очередной "провокацией, которая не спасет режим". Оппозиция и улица это "марионеточное" правительство уже отвергли.

Конституция в действии

Не все так просто и с правоприменением 102-й статьи конституции. Политические комментаторы в Алжире сходятся во мнении, что только добровольная отставка Бутефлики станет оптимальным выходом из политического кризиса в стране. Дело в том, что Конституционный совет, который не пользуется доверием демонстрантов, но является единственным по закону органом, уполномоченным провозгласить президента недееспособным, так и не ответил на призывы главы генштаба, хотя и неоднократно планировал собраться на экстренное заседание. Последнее по времени заявлении о грядущем собрании совета прозвучало совсем недавно. Однако этот совет по регламенту не может собраться самостоятельно - он должен быть созван инициативной группой либо депутатов парламента, либо представителей правительства. В нынешних условиях в Алжире никто не готов взять на себя ответственность по созыву Конституционного совета, а значит, вопрос о практическом применении 102 статьи конституции "остается весьма туманным".

Статья 102 Основного закона Алжира предусматривает в случае "тяжелой и продолжительной болезни" действующего президента признание главы государства недееспособным со стороны Конституционного совета; за этим должен последовать созыв парламента, которому необходимо назначить временного главу государства. В этом случае временным президентом Алжира становится 77-летний Абделькадер Бенсалех, возглавляющий Совета нации (верхнюю палату парламента) с января 2016 года.

И вот здесь кроется еще один момент, который может в самое ближайшее время вылиться в очередной указ президента - назначение нового спикера Совета нации из числа приближенных и доверенных ближнему кругу лиц, коим Бенсалех не является и не имеет с ними никаких родственных отношений. По мнению наблюдателей, Бутефлика может заменить его, создав тем самым иллюзию того, что "президент отвечает на требование улицы".

На чьей стороне мяч

"Компромисс" между президентом республики и личным составом армии в связи с досрочным уходом главы государства, похоже, потерпел крах, - комментирует ситуацию в стране TSA Algerie. - В понедельник ситуация снова стала напряженной, когда две стороны начали обмениваться скрытыми угрозами через посредников в СМИ". Остается ждать и наблюдать, за кем же останется последнее слово, особенно учитывая сведения газеты El Bilad, согласно которым заявление администрации о предстоящей до 28 апреля отставке Бутефлики было написано его братом Саидом Бутефликой, занимающим официально пост советника президента, а сам глава государства, накануне находился в бессознательном состоянии. Минувшей ночью у здания гостелевидения было замечено значительное усиление мер безопасности, через несколько часов кордоны были сняты.

Дина Пьяных