27 мая прошло первое открытое заседание Меджлиса (парламента) Ирана 11-го созыва. Событие транслировалось в прямом эфире государственного телевидения страны. Депутатов с началом работы поздравили президент Ирана Хасан Роухани, а также духовный лидер и руководитель республики Али Хаменеи.
Законодательный орган начинает работу в один из самых сложных периодов в истории современного Ирана. Два года страна испытывала колоссальное экономическое давление, вызванное ужесточением санкций со стороны США. Последние месяцы ситуация осложнилась еще больше в связи с распространением коронавируса.
Парламент начинает работу в неполном составе. На выборах в феврале в 11 округах кандидаты не преодолели 20-процентный барьер, после чего был назначен второй тур, который планировалось провести в апреле. Однако из-за эпидемии коронавируса он был перенесен на сентябрь 2020 года.
Старый парламент
Меджлис 10-го созыва избирался в феврале 2016 года, через шесть месяцев после подписания ядерной сделки. Роухани находился на пике популярности, а среди избирателей доминировали прореформаторские настроения. В итоге при высокой явке - около 60% - наибольшее число голосов получила коалиция "Лист-е Омид" (перс. "Список надежды"), члены которой поддерживали действия президента.
В итоге проправительственные силы заняли в Меджлисе около 43% кресел. Прореформаторские СМИ говорили об успехе, однако он был не полным, поскольку большинства добиться не удалось. Оппозиционных к правительству взглядов придерживались члены коалиции консерваторов, которые занимали около 33% мест. В результате по значительной части вопросов решающей оказывалась позиция независимых кандидатов.
В целом расклад сил оставался в пользу Роухани. Одной из причин стала поддержка его линии со стороны спикера парламента, консерватора-прагматика Али Лариджани. В результате независимые и сомневающиеся депутаты в значительной части случаев голосовали за инициативы, выдвинутые кабинетом министров. Так, в ходе своей последней речи в Меджлисе Лариджани заявил, что "за четыре года было принято около 200 законов, большинство из которых были инициированы правительством".
Однако даже при таком "дружественном" парламенте Роухани столкнулся со множеством проблем. Переломной точкой стал односторонний выход США из ядерной сделки в мае 2018 года. Это событие в считанные дни превратило главное достижение президента в его провал. В результате подняли голову критики правительства, и независимые депутаты все чаще стали вставать на их сторону.
Министров из кабинета Роухани стали регулярно вызвать в Меджлис, чтобы отчитаться о работе и оправдаться за ошибки и неудачи. Консерваторы множество раз поднимали вопрос об импичменте того или иного министра. Дважды им удалось добиться своего - в 2018 году парламент проголосовал за досрочную отставку министров труда и экономики Али Рабии и Масуда Карбасиана.
На этом критики правительства не успокоились. Так, ряд депутатов призвал к отставке главы МИД Мохаммада Джавада Зарифа за провалы во внешней политике, а также требовал привлечения к ответственности министра внутренних дел Абдольрезу Рахмани Фазли за большое количество погибших в ходе беспорядков в ноябре 2019 года. Однако эти попытки успехом не увенчались.
Войти в историю
Новый состав парламента должен тревожить президента гораздо больше предыдущего. В Меджлисе 11-го созыва консерваторы занимают около 75%. Абсолютное большинство прежних сторонников президента в законодательный орган не прошли - одни не набрали нужное количество голосов, других не допустил к участию в выборах Совет стражей конституции Ирана.
Вместе с Меджлисом 10-го созыва уходит и Али Лариджани, возглавлявший парламент на протяжении последних 12 лет и превратившийся в тактического союзника Роухани в течение последних четырех лет. Он заявил, что оставляет депутатскую деятельность и намерен заняться преподаванием в университете. Свою кандидатуру на выборах в феврале 2020 года политик не выдвигал.
Таким образом, Роухани получает почти полностью оппозиционный парламент. Теперь критики со стороны депутатов в адрес правительства, которой было немало и до этого, должно стать на порядок больше. Президент и его кабинет рискуют погрязнуть в непрекращающейся борьбе с Меджлисом, который будет стремиться саботировать любую инициативу Роухани.
Ситуация осложняется тем, что правительство сейчас находится на грани повторного обсуждения вотума доверия со стороны Меджлиса. Согласно 136-й статье конституции Ирана, если половина кабинета министров сменится после того, как его утвердил парламент, то депутаты должны повторно проголосовать за доверие ко всему правительству. На сегодняшний момент из 19 министров во время второго срока Роухани сменилось девять. Двух из них сместил Меджлис, остальные уходили по собственной инициативе.
Таким образом, для запуска механизма повторного вотума доверия достаточно отставки еще одного члена правительства. В этом случае это станет первым подобным случаем в истории исламской республики. Учитывая критический настрой большинства членов Меджлиса по отношению к Роухани и его политике, новое голосование может затянуться на многие недели. В результате деятельность кабинета министров будет полностью парализована.
Чуть ли не единственным аргументов для Меджлиса, чтобы не "топить" президента может стать тот факт, что Роухани осталось продержаться в своем кресле всего один год. Следующие президентские выборы в Иране запланированы на май-июнь 2021 года, и нынешний глава правительства не имеет права баллотироваться на третий срок. В роли заступника может выступить духовный лидер Ирана Али Хаменеи и убедить депутатов-консерваторов позволить президенту спокойно доработать оставшиеся месяцы. В противном случае последний год для Роухани может стать худшим за историю его президентства.
Никита Смагин