МОСКВА, 4 октября. /ТАСС/. Ввод новой маршрутной сети общественного транспорта "Магистраль", которая заработает в Москве с 8 октября, и запуск шести выделенных полос избавят город от неудобных маршрутов, повысят привлекательность городского транспорта, не усугубив при этом дорожную ситуацию в городе. Такое мнение выразили эксперты, опрошенные корреспондентом ТАСС.
Неудобных маршрутов больше не будет
Реализация новой маршрутной сети сделает городской транспорт более востребованным, считает руководитель направления "Общественный транспорт" экспертного центра Probok.Net Александр Чекмарев.
"До этого передвигаться на нем в центре было затруднительно потому что, по большому счету, маршруты шли из ниоткуда в никуда, были непрямыми, неудобными, запутанными. Не получалось пускать общественный транспорт так, как это требуется пассажирам. Это происходило из-за того, что в центре города в последнее время появилось очень много односторонних улиц", - сказал он.
По мнению эксперта, зачастую трассировка маршрутов в оба направления различается на 50-80%. Такой транспорт "дает сугубо одностороннюю связь, и такая связь пассажиром не нужна".
"Общественный транспорт в центре стоит в пробках, интервалы из-за этого крайне нестабильны. Новая схема базируется, в первую очередь, на вводе в эксплуатацию новых выделенных полос. В частности, это выделенная полоса на Кремлевском кольце, которая будет идти навстречу основному потоку. Это позволит пустить маршруты общественного транспорта в оба направления", - отметил Чекмарев.
В метро станет свободней
"Маршруты разрабатывались с привлечением транспортных экспертов и множества различных организаций, включая известных транспортных зарубежных экспертов. Новая сеть заработает более эффективно в центре Москвы за счет того, что произойдет оптимизация линий маршрутов", - считает руководитель компании "Урбика" Андрей Кармацкий, которая занимается анализом и визуализацией данных о городской среде и принимала участие в разработке новой маршрутной сети.
По его словам, в центре города много неэффективных маршрутов с низким пассажиропотоком, "но большим потенциалом - плотность рабочих мест в центре города очень высокая". "Тем не менее, добираться до работы крайне неудобно, поэтому принималось решение об оптимизации таких маршрутов", - сказал собеседник агентства.
"Простой пример, вы можете приехать на 144-м автобусе к Большому театру, но вернуться назад этим же маршрутом вы не можете. В ряде случаев приходится делать большую "петлю", - отметил он. По опыту введения выделенных полос в Москве эксперт отметил резкое увеличение популярности ряда маршрутов, которые с тех пор начали ходить в обе стороны.
"Цель введения новой маршрутной сети в центре города - это также разгрузка метрополитена и предоставление нового транспортного сервиса там, где станции метро находятся не в пешей доступности", - сказал Кармацкий.
Пробок станет меньше
Отвечая на вопрос, повлияет ли оптимизация маршрутной сети и ввод новых выделенных полос на транспортную обстановку, эксперт сказал, что "существует много доказательств тому, что появление общественных полос не влияет на увеличение дорожных заторов". "По серии других "выделенок" в городе было доказано, что это не увеличивает пробки ни на один балл", - добавил Кармацкий.
Согласен с ним председатель Транспортной ассоциации Московской агломерации Норайр Блудян. "Никакого коллапса не будет. Более того, на мой взгляд, с оптимизацией новой маршрутной сети произойдет сокращение плотности автомобильного потока. Это один из методов, чтобы общий транспортный поток, трафик на улично-дорожной сети уменьшится. По разным оценкам, в 95-97% времени автомобиль просто стоит. Поэтому совершенно справедливо, если владельцы личного автомобиля пересядут на автобус, троллейбус, метрополитен, Московское центральное кольцо", - отметил эксперт.
Он подчеркнул, что в Москве в последнее время все больше прежних противников общественного транспорта предпочитают не использовать для поездок по городу автомобиль. "Данные показывают, что этот процесс идет достаточно успешно, и многие отказываются от личных автомобилей, на коротких дистанциях пользуются такси, все большей популярностью пользуется каршеринг", - пояснил Блудян.
"Выделенки" должны быть круглосуточными
По мнению вице-президента Движения автомобилистов России Леонида Ольшанского, реализация любой масштабной реформы должна учитывать интересы всех участников улично-дорожной сети, в том числе, автомобилистов и пешеходов. В этой связи эксперт отметил, что "выделенные полосы не должны быть круглосуточными". "Я считаю, что с 8-9 вечера и ночью она должна быть открыта для всех. А также в субботу и воскресенье", - сказал он.
"Мы часто можем наблюдать ситуацию, когда рядом с пустой выделенной полосой образуются жуткие пробки. Или в рамках ряда программ по благоустройству вместо трех-четырех полос становится две. С этим наши автомобилисты не согласны. Наш главный тезис - чтобы не уменьшалась протяженность и ширина улиц, переулков и других составляющих улично-дорожной сети", - сказал собеседник агентства.
Позиция столичных властей
Ранее замруководителя столичного департамента транспорта Алина Бисембаева сообщила ТАСС, что ввод новых выделенных полос и обновленной маршрутной сети "Магистраль" не приведет к транспортному коллапсу.
"Мы считаем, что наоборот, позволит дополнительно разгрузить город. Моделирование, которое мы проводили, показало, что интенсивность потока практически не сокращается при сужении проезжей части до нормативного значения", - сказала она.
"Кроме того, выделенная полоса на Кремлевском кольце еще не введена, но уже очерчена. Люди видят двойную сплошную и не едут по ней. Как показывает наша аналитика, скорость движения там не уменьшилась", - отметила Бисембаева.
Суть проекта
Новая маршрутная сеть "Магистраль" начнет действовать в Москве 8 октября. В этот день будет запущено движение общественного транспорта по шести новым выделенным полосам: участку Кремлевского кольца, двум сквозным проездам на Садовом кольце, Таганской улице, Воздвиженке и участку Малой Дмитровки до Страстного бульвара. Столичные власти полагают, что благодаря новым "выделенкам" общественный транспорт, курсирующий по этим улицам, сможет перевозить на 30-50% пассажиров больше.
Общее количество маршрутов в пределах Садового кольца не изменится (37 маршрутов), при этом 11 из них получат статус магистральных, 20 станут районными, 7 - социальными.
Магистральные маршруты, номер которых будет содержать букву "М", соединят сразу несколько районов Москвы с центром и между собой, например, Ленинский с Ленинградским проспектом, станции метро - "Лужники" и "Семеновскую", "Нагатинскую" и "Полежаевскую". Интервал движения этих маршрутов составит 5-10 минут. Это самые быстрые и частые маршруты сети.
Районные маршруты более короткие: они соединят районы с центром. На них можно добраться до магистрального маршрута или совершить короткую поездку. Интервал движения - 10-15 минут. Социальные маршруты помогают жителям Москвы доехать до центров "Мои документы", поликлиник, паспортных столов и других социально значимых мест. Интервал движения - до 30 минут.
В рамках пуска новой сети в центре Москвы вводится 24 новых остановочных пункта, 12 из которых расположены на участках, где общественный транспорт не курсировал с 1990-х годов, например, на участках Большой Никитской и Садовнической улиц.