15 июля 2021, 10:18
Статья

"Капсула Мини" для тех, кто любит соцсеть "ВКонтакте". Протестировали колонку от Mail.ru

"Капсула Мини" — новая колонка с голосовым помощником "Маруся" от Mail.ru Group. Внешне выглядит как хоккейная шайба. Конкурирует с "Яндекс.Станцией Мини" — они стоят примерно одинаково. Наш редактор провела с устройством несколько дней. Подробно о том, на что способна новинка

"Капсула Мини" — вторая колонка с голосовым помощником "Маруся". Уменьшенная версия первой "Капсулы", вышедшей в период первой волны пандемии, чуть больше года назад. Смысл выпускать маленькую колонку, например, в том, чтобы снизить цену — "Капсула Мини" стоит 5,4 тыс. рублей (у крупных ретейлеров можно найти дешевле), стандартная "Капсула" — 8,9 тыс. Вроде разница не слишком велика, но это если бы речь шла о домашних гаджетах, ставших привычными (вроде мультиварок). Что касается "умных" колонок — россияне пока не слишком охотно ими обзаводятся. Первые устройства с поддержкой русского языка появились три года назад, когда в США на них уже был бум. В России бум пока не случился, недавно "Яндекс" сообщил, что за три года продал 1,3 млн колонок. В мире в прошлом году продано 150 млн колонок с голосовыми ассистентами.

Сейчас Mail.ru приходится догонять "Яндекс", который выпускает "Станции" три года. У него четыре колонки — стандартная "Яндекс.Станция", "Яндекс.Станция Макс" (самая большая и напичканная фичами) и маленькие бюджетники — "Мини" и "Лайт" . Большая часть продаж приходится на "Станцию Мини". При этом колонки "Яндекса" выбирает 90% покупателей, пришедших за смарт-колонкой. Mail.ru нужно было что-то противопоставить конкуренту — так появилась "Капсула Мини".

Мой опыт использования "умных" колонок такой — у меня примерно год есть стандартная "Яндекс.Станция". Но сравнивать ее с "Капсулой Мини", скажем, в плане "железа" некорректно — это разный класс устройств. Поэтому в моем обзоре будет следующее:

  • главные технические особенности "Капсулы Мини";
  • насколько сообразителен и полезен голосовой помощник;
  • мои идеи — чем заняться с этой и любой другой смарт-колонкой кроме прослушивания музыки.

Что представляет собой новинка

Внешне — круглая "шайба" чуть больше и пухлее хоккейной. Обтянута акустической тканью. Наверху панель с четырьмя сенсорными кнопками. Под ней подсветка меняет цвета. Отдельного экрана нет, но время, эмоции и некоторые уведомления отображаются на корпусе. Несмотря на размер, колонка не выглядит как игрушка — ее, скорее, представишь на рабочем столе, чем в детской. 

Работает только от сети — с проводом. Значит, "Капсулу" с включенным плейлистом не понесешь с собой в ванную или на кухню. Впрочем, от провода работают почти все другие смарт-колонки (беспроводными бывают некоторые колонки Prestigio, JBL, и в них тоже есть русскоязычные помощники "Алиса" или "Маруся").

Смарт-колонка — гаджет, который обычно с собой не носят, а ставят дома раз и навсегда. Чтобы подключить ее, нужен Wi-Fi. Колонку можно связать с другими устройствами вроде "умной" розетки, лампочки, кормушки для кота, чтобы отдавать им команды голосом. Но так я устройство не использовала — у меня затерялась смарт-лампочка от "Яндекса", до которой пару лет не доходили руки. Зато выяснила, что "Капсулу Мини" можно использовать без домашнего Wi-Fi — от сети, раздаваемой телефоном в режиме модема. То есть, по идее, ее можно брать с собой на дачу, где нет Wi-Fi. 

Мощность акустических колонок — 5 В. Звук — моно, то есть одноканальный, как из одной колонки. Колонка может быть очень громкой, но если вам важен качественный звук, то, первое, берите другое устройство, побольше, второе, такие колонки в принципе не про "слушать музыку", хотя чаще всего так и используются.

У колонки четыре микрофона. Что на деле? Слышит она плохо. Нужно находиться с ней рядом, чтобы она распознавала команды. Своей "Яндекс.Станции" (напомню, у меня большая колонка) я могу покричать из кухни в комнату. Наверняка ни с какими колонками-"малышками" такой номер не пройдет. "Капсула Мини" не слышит, когда я нахожусь на расстоянии трех-четырех метров, притом между нами нет преград в виде мебели/стен. Здесь причина, вероятно, в микрофонах. Но, бывает, "Маруся" не слышит команду, когда стоит у меня под правой рукой. При этом может среагировать на сторонний звук — телевизора или выхватить что-то в разговоре. Такую жалобу я встречала и в других обзорах — здесь дело уже в голосовом помощнике. 

Как работает голосовой помощник "Маруся"

"Умные" помощники пока не так умны, как хотелось бы. Они далеки от образа искусственного интеллекта, как в фильме "Она" с Хоакином Фениксом. Впрочем, поэтому пользователи любят поболтать с ними — задать такой вопрос, чтобы программа ответила невпопад или выдала остроумную фразу, прописанную разработчиками. Если "Алиса" известна тем, что у нее много грубоватых ответов, на которые пользователи регулярно жалуются, то "Марусю" сделали посерьезнее — за три дня со мной она не вышла за рамки формальной вежливости. Хотя было кое-что непредсказуемое. На запрос "поставь мою любимую песню" она выбрала незнакомый трек с содержанием в стиле раннего "Ленинграда", приводить его запрещает Роскомнадзор. Когда я спросила "Маруся, почему эта песня?", ответила: "Залайкала". Я возразила, что не знаю ее, на что получила ответ: "Неправда, и ты это прекрасно знаешь!" Забавно, но меня удивило, что программа не вытащила песни из моей подборки во "ВКонтакте" — она ее точно видит. Дальше по команде "поставь какую-нибудь музыку" она включала отдельный показательный оркестр Министерства обороны СССР и рэп-лирику группы "Многоточие", которые я точно не добавляла ни в какие плейлисты. После я просто просила ее ставить мою музыку во "ВКонтакте". 

Каждая команда должна быть подробной, помощник будто не учитывает контекст. Если я прошу ее: "Переведи с русского на английский "желтая обезьяна" — она это делает. Когда следом прошу перевести другую фразу, не указывая, что с русского на английский, она уже не понимает меня. 

"Маруся" не сразу определила, в каком городе я нахожусь — я тестирую ее в отъезде из Москвы. Отправляла меня в ближайший торговый центр в столице. После на запрос: "найди мое местоположение" нашла правильный город, улицу, но ошиблась одним домом. 

Светская болтовня с ней удается вполне. Она рассказывает, что "Алиса — хороший человек, жалко только не человек", "Сири — дальняя родственница". Почему не может заказывать такси — "потому что мир несправедлив". Развлекаться так вам захочется, скорее всего, не больше одного вечера. Потом это будут проделывать ваши гости. У "Капсулы Мини" есть милая фича — если погладить ее по тачпаду, она "сделает глазки".

Что полезного умеет делать "Маруся". В целом…

Первое — если вы не ушли из "ВКонтакте" в Instagram и Facebook, а до сих пор там общаетесь с друзьями, слушаете музыку или, допустим, ведете паблик —  колонка с "Марусей" вас порадует. Помощник пишет сообщения друзьям в соцсети, может позвонить им, включает ваш плейлист или плейлист друга (кстати, также "Маруся" включает плейлист в Spotify). Да, если вы забыли про свой аккаунт во "ВКонтакте" — придется вспомнить и поставить приложение. И связать его с приложением "Маруся", где настраивается колонка. 

Второе, если вы пользуетесь сервисами Mail.ru, а не "Яндекса" — допустим, заказываете доставку "Деливери.Клаб", у вас почта на Mail.ru, то вам "Капсула" к месту. "Маруся" может читать вашу почту. Голосом можно попросить повторить свой заказ в "Деливери.Клаб". При условии, что вы заказывали там не раньше прошлого месяца. Я не пользовалась "зеленой" доставкой давно, программа отправила меня в приложение. 

…и на мой вкус

Мне мало что нужно от "умной" колонки — обычно я просто слушаю музыку. Но все же нашла несколько полезных занятий с устройством.

Медитация. Здесь у "Яндекса" и Mail.ru — один-один. "Яндекс.Станция" включает 10-минутные медитации — они лучше большинства медитаций в платных приложениях, а я довольно много их перепробовала, когда на них был бум в начале пандемии. "Капсула Мини" включает медитации от сервиса Meditopia — мое любимое приложение. Кстати, оно платное, а колонка выдает их бесплатно.

Тайм-менеджмент. Слышали про "метод помидора"? Его смысл в том, чтобы дробить время работы на этапы, временные отрезки, так называемые помидоры. Один помидор — отрезок в 30 минут. Колонка поможет использовать приемы тайм-менеджмента. Если вы фрилансер без четкого графика или много прокрастинируете — попробуйте. Или хотя бы попросите "Марусю" напоминать пить воду и разминаться.

Иногда я использую голосового помощника как переводчика — об этом я немного рассказала выше. Как правило, слова и короткие фразы программа переводит точно и без смешных ляпов. 

Со временем "Маруся" (как и любой другой голосовой помощник) будет управлять большим количеством сервисов. Mail.ru растит свою экосистему — кроме указанных площадок у компании еще сайт бесплатных объявлений "Юла", каршеринг "Ситидрайв", такси "Ситимобил" и другие. Следующий шаг — возможность вызывать голосом такси, как это уже могут делать пользователи "Яндекс.Станций". Смарт-колонка для компании с экосистемой — как пульт управления для всех сервисов. То есть такой гаджет стоит выбирать не по "железу", дизайну, цене, а именно по экосистеме, к которой вы больше привыкли.

Анастасия Акулова 

LiveInternet