На направлении удара
По планам немецкого командования столица советской Белоруссии оказалась на направлении главного удара группы армий "Центр". С первого дня войны Минск, в котором проживало 270 тыс. человек, подвергался массированным авианалетам. Особенно сильными были бомбардировки 24 июня — почти полностью выгорела деревянная застройка центральной, восточной и северной частей города, были выведены из строя водопровод, электросеть, повреждены подъездные железнодорожные пути, уничтожена часть подвижного состава.
Несмотря на сложные условия, в городе проводились мобилизационные и эвакуационные мероприятия, в войска было направлено почти 27 тыс. человек рядового и командного состава, передано более 700 автомашин и тракторов, около 20 тыс. лошадей. Были сформированы 1-й Минский запасной полк численностью около 10 тыс. человек, истребительные отряды и боевые рабочие дружины, которые принимали участие в ликвидации десантов противника и обороне города. Жители Минска, близлежащих городов и деревень активно участвовали в строительстве оборонительных сооружений и обеспечении частей Красной армии продовольствием и транспортом.
Сражение непосредственно на подступах к Минску началось 25 июня. После напряженных боев 26–27 июня в условиях активных действий превосходящих сил противника части Красной армии начали отходить, чтобы избежать окружения. Немецкие части вошли в город 28 июня.
Открытый террор
"В период оккупации на территории Минска действовало свыше 20 отделений и филиалов концлагерей. Один из первых концлагерей на оккупированной нацистами территории Беларуси был создан в начале июля 1941 года вблизи Минска, в Дроздах. Около 140 тыс. военнопленных, а также гражданского мужского населения под предлогом перерегистрации гитлеровцы заключили здесь за колючую проволоку. Огнестрельное оружие охрана лагеря применяла беспрерывно и беспощадно", — рассказывают в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны.
Затем военнопленных перевели в концлагерь у деревни Масюковщина, ныне находящейся в черте Минска. Здесь, в Шталаге 352, с июля 1941 года по июнь 1944 года жертвами расправ, голода, холода и болезней стали более 80 тыс. человек. В лагере смерти "Тростенец" под Минском оккупанты уничтожили более 206 тыс. человек.
Нацисты разделили Минск по этническому признаку, создав практически в центре города крупное еврейское гетто, в котором в июле 1941 года — ноябре 1943 года было уничтожено 88 тыс. человек.
Столица Белоруссии и ее окрестности стали самым большим в СССР и крупнейшим в Европе местом массового уничтожения людей. За время оккупации были убиты более 500 тыс. граждан СССР и более 27 тыс. жителей стран Европы.
Судьба подполья
Антифашистское сопротивление начало действовать в Минске с первых дней оккупации. К зиме 1941 года в городе насчитывалось около полусотни разрозненных подпольных групп, позднее объединенных под руководством Минского городского подпольного комитета партии. Боевым органом горкома стал Военный совет партизанского движения, сформированный в сентябре 1941 года из попавших в окружение военнослужащих Красной армии. Совет провел большую работу по организации партизанских групп и отрядов, обеспечению их оружием, медикаментами.
В минском гетто активно действовали 22 подпольные группы общей численностью более 300 человек. Подпольщики совершали диверсии и акты саботажа на предприятиях и железнодорожном узле, собирали оружие и медикаменты для партизан, вывели к ним из гетто около 5 тыс. узников. Также подпольные группы создавались в лагерях военнопленных.
К 1944 году общее число действовавших в Минске боевых групп подполья выросло до 120. За годы оккупации патриоты совершили более 1,5 тыс. диверсий и актов возмездия, самым известным из которых стало уничтожение руководителя созданного захватчиками Генерального округа Белоруссия Вильгельма Кубе. Постоянно рискуя жизнью, подпольщики добывали и передавали партизанам разведывательную информацию, вели активную пропагандистскую работу, выпускали листовки и газеты, распространяли сводки Совинформбюро.
Первый крупный провал минского подполья произошел в марте — апреле 1942 года, а осенью того же года оккупантам удалось выявить и арестовать практически всех членов подпольного горкома. Сотни патриотов были казнены и отправлены в концлагеря. При этом немецкие спецслужбы провели успешную операцию по дискредитации руководства подполья, что привело к тому, что Центральный штаб партизанского движения при Ставке Верховного главнокомандования СССР объявил его "центром, созданным гестапо". В партизанские отряды были направлены распоряжения считать всех, кто выдает себя за минских подпольщиков, пособниками оккупантов.
После освобождения Минска в июле 1944 года по подозрению в сотрудничестве с оккупантами были арестованы более 200 уцелевших подпольщиков. Большинство из них были осуждены и приговорены к различным срокам лишения свободы.
Бывшие подпольщики долгие годы боролись за восстановление исторической справедливости и своего честного имени. Обвинения в предательстве с Минского подпольного горкома были сняты только в сентябре 1959 года по итогам работы комиссии бюро Центрального комитета (ЦК) Коммунистической партии Белоруссии (КПБ).
Активно способствовал восстановлению справедливости в ситуации вокруг минского подполья и в целом вклада столицы Белоруссии в борьбу с захватчиками бывший партизанский командир и комиссар, Герой Советского Союза Петр Машеров, ставший в марте 1965 года первым секретарем ЦК КПБ. В том числе и его стараниями в 1965 году пять минских подпольщиков — Исай Казинец, Иван Кабушкин, Владимир Омельянюк, Евгений Клумов и Николай Кедышко — посмертно были удостоены звания Героев Советского Союза.
Инициативы героев
Первыми советскими городами-героями стали Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса — именно так они были названы в приказе Верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР Иосифа Сталина от 1 мая 1945 года. При этом положение о почетном звании "Город-герой" было утверждено указом президиума Верховного совета СССР лишь к 20-й годовщине Победы — 8 мая 1965 года.
В Белоруссии о необходимости увековечить подвиг минчан заговорили сразу после окончания войны. Докладная записка с предложением ходатайствовать перед правительством СССР о присвоении Минску звания города-героя поступило на имя первого секретаря республиканского ЦК партии, бывшего начальника Центрального штаба партизанского движения Пантелеймона Пономаренко 13 июня 1945 года. С инициативой выступили бывшие партизаны и подпольщики, Герои Советского Союза, первый секретарь минских обкома и горкома партии Василий Козлов, председатель Миноблисполкома Роман Мачульский, секретарь Минского горкома партии Иосиф Бельский, а также председатель Минского горсовета Иван Паромчик, в годы войны бывший секретарем Минского подпольного межрайкома и горкома партии. Однако Пономаренко не только не поддержал предложение, но и раскритиковал его авторов, заявив, что чертами настоящего героя не могут быть нескромность и самовосхваление.
К вопросу вернулись спустя два десятилетия: в апреле 1965 года Машеров подписал направленное в Москву ходатайство о присвоении Минску звания "Город-герой", цитадели в Бресте — "Крепость-герой". Также руководитель Белоруссии просил о награждении 25 тыс. белорусских партизан и подпольщиков. В итоге 8 мая был издан указ о присвоении почетного наименования только Брестской крепости, наград были удостоены также далеко не все к ним представленные.
И слово стреляет
Спустя десятилетия после освобождения Белоруссии историки и журналисты стали активно проявлять интерес к теме минского подполья. Одним из первых масштабно изучил вопрос корреспондент газеты "Советская Белоруссия" фронтовик Иван Новиков. На основе архивных документов и общения с выжившими участниками подполья он создал вышедшую в 1963 году книгу "Руины стреляют в упор", которая сразу стала сенсацией. На основе повести на киностудии "Беларусьфильм" в 1970–1972 годах был снят шестисерийный телевизионный художественный фильм "Руины стреляют", ставший популярным в СССР. Еще две книги документальной трилогии Новикова — "Дороги скрестились в Минске" и "До рассвета близко" — увидели свет в 1966 и 1976 годах.
В апреле 1974 года в трех номерах общесоюзной газеты "Известия" вышла посвященная минскому подполью статья Николая Матуковского "1 100 дней" — именно столько город жил под немецкой оккупацией. Матуковский впоследствии писал, что идею создания статьи, которая должна была подтолкнуть власти Советского Союза наконец-то присвоить Минску заслуженное звание города-героя, он предложил Машерову. Руководитель Белоруссии задумку поддержал, оказал содействие ее реализации и лично редактировал статью перед отправкой в Москву. Как рассказывал журналист, при работе над статьей он намеренно избрал сухой стиль изложения, "чтобы каждая строчка не "страдала", а "стреляла". По словам Матуковского, после выхода статьи в редакцию и ЦК КПСС мешками стали поступать письма со всего СССР, в которых читатели задавались вопросом о том, почему Минску до сих пор не присвоено почетное звание.
В итоге указ президиума Верховного совета СССР о присвоении Минску почетного звания "Город-герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" был подписан 26 июня 1974 года. Однако церемония вручения наград состоялась лишь спустя четыре года, 25 июня 1978-го, когда в Минск для этого прибыл генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, который на торжественном заседании горкома КПБ и городского совета депутатов прикрепил к знамени города медаль и орден.
По воспоминаниям Матуковского, торжества прошли скомканно: Брежневу не нравился концерт, из программы которого прямо по ходу представления выбрасывались номера. Участвовать в банкете генсек тоже не стал. "Обмывали" "Золотую Звезду" под руководством Машерова, вернувшегося с вокзала после проводов Брежнева. "За столом остались самые высокие гости — оставшиеся в живых подпольщики и партизаны", — писал Матуковский.
Обелиск и улицы героев
В соответствии с положением о звании "Город-герой" и в честь 40-й годовщины Победы 8 мая 1985 года был открыт архитектурно-скульптурный комплекс, включающий обелиск и бронзовую скульптуру "Родина-мать". В верхней части обелиска размещено изображение золотых звезды и лавровой ветви, в нижней — доска с текстом указа о присвоении городу почетного звания. Монумент "Родина-мать" выполнен в виде женщины, высоко поднявшей над головой фанфары Победы. У памятника, установленного на возвышенности в начале парка Победы на пересечении проспектов Победителей и Машерова, регулярно проходят церемонии возложения цветов и венков.
В апреле 2010 года за обелиском началось строительство нового здания Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, торжественное открытие которого состоялось 2 июля 2014 года с участием президентов Белоруссии и России Александра Лукашенко и Владимира Путина.
За проявленные мужество и героизм орденами и медалями были награждены около 600 участников минского подполья, имена некоторых из них носят улицы города. В частности, на карте Минска есть улицы Героев Советского Союза Казинца, Кабушкина, Омельянюка, Клумова и Кедышко, посмертно удостоенных этого звания в 1965 году.
Павел Стаханов, Наталия Таланова