16 августа, 15:50
Статья

Есть здорово: россияне знают о сбалансированном рационе, но предпочитают питаться вкусным

Сергей Булкин/ ТАСС

Каждый второй россиянин старается питаться правильно, соблюдая режим и придерживаясь здорового рациона. Во всяком случае так свой подход к еде оценивают участники исследования, которое провели эксперты Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС. Правда, также каждый второй хотя бы время от времени ест фастфуд. 

О том, что для россиян является главным при выборе продуктов и какие сегодня тенденции в гастрономических предпочтениях, читайте в материале ТАСС.

Здоровье или кошелек?

Выбирая продукты, наши сограждане в первую очередь ориентируются на их вкусовые качества. Это главный критерий для 59,6% респондентов. Вторым аргументом идет стоимость товара (46,8%), а третьим (43,7%) — его качество. Причем, как отмечается в исследовании, за 10 лет тренды изменились мало: в 2013 году вкус и цена также были главными критериями, хотя на них ориентировалось несколько меньше людей — 54,6% и 40,6% соответственно. А вот доля тех, кому важнее качество, была немного выше, чем сейчас — 47,8%. 

Цена продуктов больше важна малообеспеченным гражданам (71,8%), а также молодежи от 18 до 24 лет (73,3%). Чем человек старше и/или обеспеченнее (или и то и другое), тем важнее для него становятся польза и качество. Скажем, в группе опрошенных возраста 60+ вкус на первое место ставят 51,6%.

И лишь 37,1% граждан при закупке продуктов ориентируются на их пользу для здоровья. 10 лет назад таковых было 40,2%.  

Элементарная привычка

В 2023 году ВЦИОМ, проводя собственный опрос, выяснил, что следит за своим питанием каждый второй (51%) опрошенный, а каждый третий старается есть здоровую пищу. Однако есть один важный момент. Стремиться к здоровому рациону и реально придерживаться его, считая калории и соблюдая режим приема пищи, — разные вещи. Да, это способствует укреплению здоровья и профилактике заболеваний, но требует от человека усилий, причем не разовых, а постоянных. А на это способен далеко не каждый — о строгом соблюдении баланса в питании рассказали всего 7,9% опрошенных. Вполне объяснимо, что именно эта категория граждан чаще всего, выбирая продукты, судит по их качеству и полезности.

Зато каждый третий (36,9%) участник опроса не ограничивает себя в питании ни качеством продуктов, ни их пользой. Но и такие люди в первую очередь учитывают вкус продуктов (66,6%) и их стоимость (53,2%), руководствуясь принципом "вкусно и недорого". При этом, как отмечается в исследовании, привычка следовать этому принципу с 2013 года усилила свое влияние практически в два раза. Привычкой объясняют свой подход к питанию и 40,9% респондентов. В 2013 году их доля была намного меньше — 21,3%. 

"Дети бургеров"

Негативные практики пищевого поведения зачастую безраздельно присутствуют в жизни многих россиян, особенно молодых, отмечается в исследовании НИЦ СПМ РАНХиГС. 76,5% граждан пьют сладкую газировку хотя бы пару раз в месяц, а 17,9% делают это по несколько раз в неделю. 9,8% регулярно закусывают газировку чипсами, а еще 57,5% едят их время от времени. Основными потребителями такой продукции являются молодые граждане. Чем старше становится человек, тем больше он ограничивает себя в употреблении вредных напитков и продуктов. В возрасте 18–24 лет несколько раз в неделю употребляют газированные сладкие напитки 43,3%, а в более старшей категории — 19,3%. Такая же ситуация и с любителями чипсов — 26% и 10% соответственно.  

Еще одной тенденцией последних лет стал резкий рост числа поклонников фастфуда. 54,5% соотечественников прибегают к потреблению услуг предприятий быстрого питания, хотя лишь 5,7%, по их словам, делают это на постоянной основе. Между тем эксперты отмечают, что в 2008 году об употреблении соответствующих продуктов питания (постоянно или иногда) сообщали 22%, а не употребляли фастфуд 78,1%. 

Намного больше россияне стали употреблять и безалкогольные энергетические напитки.

Если в 2013 году о регулярном или периодическом их употреблении сообщали 16,6% опрошенных, то в 2024 году доля таких ответов увеличилась до 23,2%. Склонность к употреблению "энергетиков" чаще всего проявляют мужчины (32,8% пьют их регулярно и иногда), а также, как ни странно, лица с высоким уровнем материального достатка (27,5%).

Фастфуд вполне соответствует непритязательным пищевым потребностям россиян, предлагая еду относительно вкусную и относительно недорогую, говорят авторы исследования из НИЦ РАНХиГС. Кроме того, темпы современной жизни стимулируют людей к посещению мест, где можно быстро перекусить, не затрачивая значительного количества времени, и при этом получить условное удовольствие.

Кстати, рост популярности наблюдался и в других исследованиях. Еще в 2022 году ВЦИОМ отмечал, что за 12 лет доля посетителей фастфуда удвоилась (с 19 до 38%).

"За последние двадцать лет количество точек быстрого питания возросло в несколько раз", — рассказала ТАСС один из соавторов исследования, научный сотрудник НИЦ СПМ РАнХиГС Наталья Зыбуновская. По ее словам, подросло поколение, которое было воспитано "бургерами", поэтому закономерно, что к услугам предприятий быстрого питания чаще всего обращается молодое поколение. Однако в стране уже сформировалась культура потребления продукции этих предприятий и в других возрастных группах. "Еще 10–15 лет назад использование продукции фастфуда в возрастных группах от 30 до 50 лет, даже с учетом нерегулярного потребления, отмечалось реже, чем отсутствие его потребления.

Сейчас же ситуация обратная. Активный ритм жизни, отсутствие свободного времени вынуждают пользоваться услугами предприятий быстрого питания и более старшее поколение, не замеченное ранее в склонности к фастфуду", — резюмирует она. Тем не менее, несмотря на удобство и экономию времени, следует помнить, что пользы для организма такая еда несет мало. Наоборот, Роспотребнадзор напоминает, что злоупотребление фастфудом может даже провоцировать ухудшение здоровья.

Меньше знаешь — хуже ешь

"Чем хуже респонденты информированы о том, каким должны быть здоровый рацион и режим питания, тем чаще они употребляют вредные напитки и содержащие канцерогены продукты", — гласит один из выводов исследования. Эксперты НИЦ считают, что граждан необходимо просвещать в вопросах правильного питания.

"Необходим комплексный подход с учетом различных групп населения, например, для молодых людей это могут быть уроки здоровья и различные мероприятия в школах и вузах, участие блогеров и других известных людей, популярных у молодежи, в целом пропагандирующих ЗОЖ. Следует, безусловно, использовать возможности СМИ и интернета, медицинских организаций и специалистов", — пояснил ТАСС кандидат социологических наук, директор НИЦ Андрей Покида. Кроме того, по его словам, организация здорового питания в учебных заведениях и на рабочих местах с возможным выбором здоровых продуктов и напитков и их соответствующей маркировкой не только может способствовать повышению информированности о здоровом питании, но и создавать условия для его потребления. "Сейчас же мы наблюдаем, что на телевидении сочетается реклама бургеров и передач о здоровом питании", — резюмировал эксперт.

Евгений Мазин