Эксперт: Свободный порт поможет сохранить леопардов и тигров за счет развития экотуризма
В национальном парке "Земля леопарда" уже готовятся к притоку экотуристов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона
ВЛАДИВОСТОК, 26 августа. /Корр. ТАСС Марина Шатилова/. Режим Свободного порта поможет сохранению на юго-западе Приморья дальневосточных леопардов и амурских тигров за счет привлечения в регион экотуристов. Такое мнение высказала ТАСС директор Национального парка "Земля леопарда" Татьяна Барановская.
"Мы рассчитываем, что переход на упрощенный визовый режим в рамках Свободного порта Владивосток станет мощным стимулом для развития туризма в регионе. Это важно и для "Земли леопарда", ведь экологический туризм в национальном парке - это один из способов массового информирования людей о дальневосточном леопарде и об уникальных природных условиях, в которых он обитает", - сказала она.
В парке уже готовятся к притоку экотуристов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. "Когда новый визовый режим заработает в полную силу, мы будем готовы: к концу осени 2016 года планируется завершить реконструкцию экотропы "Тропой леопарда". Современная инфраструктура и информационная насыщенность позволят ей стать первым маршрутом национального парка, доступным для самостоятельного посещения без сопровождения экскурсовода",- отметила Барановская.
Сегодня в национальном парке пока работает один экомаршрут "Тропой леопарда". Только за последние месяцы на "Земле леопарда" побывали туристы из Испании, Германии, Чехии, Швеции, Кореи и Китая. "Поэтому упрощенный визовый режим, как и развитие инфраструктуры, вполне способны сыграть большую роль в этом направлении", - считает представитель нацпарка.
В прошлом году парк посетили около 2 тысяч экотуристов. Сейчас в нацпарке разрабатывают новые маршруты: пешие, конные, на велосипедах. Рассматривается возможность включения в маршрутную сеть памятников истории и природы. Эти меры позволят увеличить число туристов до 5 тысяч и более человек в год.
Национальный парк "Земля леопарда" был создан в 2012 году на юго-западе Приморья для охраны дальневосточных леопардов. Его площадь - 280 тыс. га. Сейчас на территории парка обитают 57 дальневосточных леопардов и 26 амурских тигров.
"Приморье-2"
Проект модернизации транспортного коридора "Приморье-2" окажет минимальное воздействие на популяцию редких дальневосточных леопардов на юго-западе региона.
"Насколько мне известно, по существующему проекту новая железная дорога оказывает минимальное воздействие на особо охраняемую природную территорию. Если посмотреть на карту, то хорошо видно, что ее путь проходит вдоль Амурского залива с ответвлением к Славянке, затем вдоль залива Петра Великого с ответвлениями к Зарубино, Краскино и дальше к государственной границе с Китаем - через переход у поселка Новая Деревня", - рассказала представитель нацпарка.
По ее словам, в приграничной зоне железная дорога, которую предлагают построить, пройдет по землям, где территория национального парка "буквально расходится на две части, открывая путь международному переходу".
При этом, по мнению эксперта, при строительстве необходимо соблюсти определенные требования. "На участках, расположенных в непосредственной близости к границам "Земли леопарда", железная дорога должна быть надземной, в виде эстакады. Так животные смогут пересекать пути, не выходя на саму железную дорогу", - отметила Барановская.
Под контролем экологов России и Китая
Наблюдать за всеми стадиями реализации проекта "Приморье-2" экологи России намерены вместе с коллегами из Китая. "Безусловно, строительство железной дороги у границ национального парка - очень важный вопрос, затрагивающий интересы популяций дальневосточного леопарда и амурского тигра. Поэтому мы внимательно следим за ситуацией, причем делаем это в тесном контакте с нашими коллегами из Китая, которые держат ситуацию под контролем со своей стороны", - подчеркнула Барановская.
По ее словам, российские и китайские экологи уже сталкивались с проблемами со стороны разработчиков проектов. "Мы уже сталкивались с проектом "Приморье-3" (ставил задачу связать Владивосток и китайский город Хуньчунь через Хасанский район края и китайский город Фэньшуйлин - прим. ТАСС), который предполагал строительство железной дороги непосредственно по "Земле леопарда", через самое сердце нацпарка, и таким образом практически разделял популяцию редких кошек надвое. К счастью, и мы, и специалисты из КНР понимаем, что это недопустимо", - сообщила эколог.
Как уточнили ТАСС в администрации Владивостока, которая презентовала "Приморье-3" на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) в прошлом году, работы по этому проекту в настоящее время не ведутся.
Транспортные коридоры и экология на ВЭФ
Проект модернизации транспортного коридора "Приморья-2" будет широко обсуждаться на ВЭФ-2016. Этот коридор должен связать автомобильной и железной дорогой порты юго-запада Приморья - Посьет, Зарубино и Славянку - с провинциями Китая.
Как соотнести интересы бизнеса, экономического развития Приморья с необходимостью охраны редких видов животных и уникальной природы региона будут обсуждать на Восточном экономическом форуме. Этой проблеме будет посвящена отдельная сессия "Сохранение биоразнообразия и поддержание экологического баланса в АТР".
Второй Восточный экономический форум пройдет 2-3 сентября во Владивостоке. Планируется, что не менее 2,4 тыс. его участников, среди которых будут представительные делегации Китая, Японии, Южной Кореи, Индии, Вьетнама, Австралии, США, Сингапура и других стран, обсудят возможности для инвесторов, механизмы и инструменты поддержки предпринимателей, инфраструктурные и энергетические проекты, сообщил оргкомитет форума. Первый ВЭФ прошел в сентябре 2015 года, на нем было заключено более 80 крупных инвестиционных контрактов на сумму свыше 1,3 трлн рублей.
Информационное агентство России "ТАСС" является генеральным информационным партнером и официальным фотохост- агентством Восточного экономического форума.