ХЕЛЬСИНКИ, 21 сентября. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. Власти Финляндии изъяли троих детей у россиянки Виктории Медведевой в городе Сейнайоки. Об этом сообщил во вторник вечером финский правозащитник Йохан Бекман.
По его информации, двоих детей - двойняшек - забрали из детского сада, а старшую - из дома и поместили в приют.
"Медведева живет в Петрозаводске, временно работает в Финляндии. У всех (в семье) есть гражданство Российской Федерации. Она просит помощи у российских властей, у российских дипломатов и у уполномоченного по правам ребенка Анны Кузнецовой", - сообщил Бекман. Он указал, что серьезных оснований для изъятия детей не было.
Комментариями представителей посольства РФ в Финляндии ТАСС пока не располагает.
Другие подобные случаи
Случаи изъятия детей из семей в Финляндии являются нередким явлением. В Министерстве социального обеспечения и здравоохранения ранее заявляли, что в стране "не изымают детей по национальному признаку и без причины", а изъятие - "это крайняя мера, к которой прибегают только в экстренных случаях". Как заверяют социальные службы, это делается на благо детей, которых после выяснения всех обстоятельств, как правило, пытаются вернуть в семью.
В период с 2013 по 2015 годы, согласно доступной статистике, процедуре изъятия в Финляндии были подвергнуты 74 ребенка из семей граждан РФ. С начала 2016 года стало известно, как минимум, о трех случаях изъятия детей у граждан России, проживающих в Финляндии. 2 февраля Павел Астахов, занимавший тогда должность уполномоченного по правам ребенка, написал в своем Instagram, что он занимается выяснением обстоятельств изъятия в Финляндии 16-летнего подростка из российской семьи, которое произошло 29 января. В то же время мать ребенка сообщила, что оснований для подобного шага не было - юноша переживал после расставания с подругой и поделился переживаниями с психологами из школы, после чего в учебное заведение вызвали соцслужбы. По словам Астахова, сразу после изъятия подростка, имеющего двойное гражданство, поместили в детский дом в 200 км от родительского дома.
12 февраля Павел Астахов сообщил, что финские власти начали сотрудничать с РФ в вопросе изъятия детей из семей россиян. "Финны предоставили нам так называемый контактный список. То есть, вручили нам телефонный справочник тех, кто отвечает за эти вопросы (спорные ситуации с детьми)", - сказал он. При этом, тогда же Астахов отметил, что в 99% случаев запросы российской стороны остаются без ответа. Однако "какие-то механизмы внутри начинают действовать. То комиссия соберется, то суд какой-то примет решение в пользу матери, которая потеряла ребенка. Много таких позитивных решений. Механизмы эти работают при всей закрытости финской системы", пояснил тогда Павел Астахов.
Позиция финской стороны
Между тем в Минюсте Финляндии заверили, что решения по изъятию детей из семей, в том числе российских граждан, и помещению их в приемную семью всегда принимаются только в случае крайней необходимости. Также в министерстве заявили, что по закону изъятие ребенка не означает, что по делу будет принято решение об установлении замещающей опеки, а установление замещающей опеки не влечет за собой лишения родительских прав.
Ранее, 12 января, финская полиция впервые помогла вернуть ребенка из детдома в семью. Речь идет о малолетнем Томасе, сыне гражданки Эстонии Вероники Стопкиной и ее финского мужа, которого социальные службы забрали в приют 27 ноября 2015 года прямо из школы. Поводом послужила жалоба ребенка, что "дома его наказывают". Как рассказал правозащитник Йохан Бекман, он напрямую обратился к главе финской полиции с просьбой немедленно вернуть ребенка в семью ввиду отсутствия объективных причин его содержания в детдоме. "Через сутки был получен ответ, что полиция согласна с нашей аргументацией и направила соответствующий запрос в социальные службы", - сообщил Бекман.