10 ноября 2017, 18:24

Лютеранская община Петербурга отметила день Святого Мартина

Празднование Дня святого Мартина в лютеранской церкви Святых Петра и Павла, Санкт-Петербург. Петр Ковалев/ ТАСС
Празднование Дня святого Мартина в лютеранской церкви Святых Петра и Павла, Санкт-Петербург

Кульминацией праздника стало торжественное шествие прихожан с лампадками и свечами по центральным улицам города

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 10 ноября. /ТАСС/. 11 ноября лютеране во многих странах мира отмечают день Святого Мартина. Этот значимый для немецкой культуры праздник в память о епископе Мартине Турском посвящен служению ближнему. В немецкой лютеранской общине Санкт-Петербурга празднование прошло вечером в пятницу - его кульминацией стало торжественное шествие  прихожан с лампадками и свечами по центральным улицам города.

"Мы отмечаем день Святого Мартина, потому что в лютеранстве очень важно служение ближнему, пример которого он подал", - рассказал ТАСС пастор Немецкой лютеранской общины Св. Анны и Св. Петра в Санкт-Петербурге Михаэль Шварцкопф.

Хотя в лютеранстве деяния святых не играют такую же роль, как в православии или католичестве, Святой Мартин, по словам пастора, является исключением. "Эту легенду знают все в лютеранстве, потому что оно, начиная со времен Лютера и, в особенности, с XIX века, делает большой упор на развитие социального служения бедным", - отметил он.

Мартин Турский жил в IV веке нашей эры и служил офицером в Римской империи. Он часто помогал нуждающимся, а однажды, согласно легенде, отдал половину своего пальто мерзнувшему на улице нищему. "Ночью ему во сне явился Христос, который цитировал Евангелие от Матфея: "То, что вы сделали для нищего, вы сделали для меня". После этого Мартину приснился Иисус, одетый в половину его пальто. И он понял: то, что он сделал для нищего, он сделал для Христа", - рассказал Шварцкопф. По его словам, этот рассказ очень любят дети.

Традиционный праздник

В честь праздника в кафедральном соборе Св. Петра и Павла на Невском проспекте (Петрикирхе), одном из крупнейших лютеранских храмов города, прошло детское представление на немецком языке о деяниях Святого Мартина. По его окончании в церкви погасили свет, и юные участники праздника, держа в руках самостоятельно изготовленные лампадки с горящими огоньками-лампочками, под звон соборного колокола совершили торжественное шествие по прилегающим улицам.

По схожему сценарию отмечают этот день и в церковных общинах в Германии, добавил пастор. Считается, что день Святого Мартина - это прежде всего детский праздник, и именно в этом заключается его важность для немецкой культуры.

Община

В 2010 году Евангелическо-лютеранская община Св. Анны и Св. Петра отметила свое 300-летие, сейчас она насчитывает около 120 членов, а в начале ХХ века было около 15 тысяч. "Мы считаем только конфирмированных членов общины [конфирмация - обряд сознательного исповедания веры, обычно в возрасте не ранее 14-15 лет]. Они относятся к этой церкви", - рассказал сотрудник Петрикирхе Герхард Ройттер. Еще около 500 человек, по его словам, приходят по большим праздникам, но пока не решили конфирмироваться. В основном это люди с российско-немецкими корнями.

"Большинство российских немцев уехали из России в 90-е годы, и те, которые остались, они в большинстве своем не верующие. Лютеран где-то 10% из тех, кто остался. Так что у нас очень маленькая церковь, но самостоятельная, и это наша гордость", - отметил пастор Шварцкопф.

Последний немецкий пастор

В России осталось всего четыре немецких пастора с гражданством Германии, рассказал Шварцкопф. "В Санкт-Петербурге я единственный лютеранский пастор моей церкви, - рассказал он. - Следующий коллега - совсем недалеко от Петербурга, он в Новосаратовке живет". По словам Шварцкопфа, на территории России в Евангелическо-лютеранской церкви служат около 100 русских пасторов - с российскими паспортами.

В Новосаратовке, к юго-востоку от Петербурга, находится семинария, где проходят курсы повышения квалификации для пасторов. "Так исторически сложилось: купили участок в 1990-х годах, - уточнил Шварцкопф. - Тогда все выглядело немножко иначе, потому что мы еще не совсем понимали, в какой мере российские немцы эмигрируют. Мы осознали только потом, к концу 90-х годов, что 80% из них уехало".

К пропству (церковному округу) в ведении Шварцкопфа относятся пять лютеранских общин на Северо-Западе России: общины Петрикирхе и Св. Екатерины в Санкт-Петербурге, в Новгороде, Архангельске, Сыктывкаре и Ухте.

"Меня направили сюда, чтобы я служил этой церкви как последний немецкий пастор, чтобы подготовить место для русского пастора в Петербурге, - сказал Шварцкопф. - Когда осознали в Германии и здесь, что эта церковь такая маленькая, и что в ней прежде всего все говорится на русском языке, тогда уже полностью прекратили всю поддержку". По его словам, это произошло около 10 лет назад.

Пастор и служители Петрикирхе прекрасно владеют русским языком. "Я русский язык учил в Германии. Не потому что я готовился стать пастором в Германии, а потому что я очень люблю Россию, - сказал он. - Я приехал только четыре года назад. Я всегда занимался изучением русской литературы, культуры, слушал русскую музыку, русский рок".

"Мои коллеги живут здесь уже 10-20 лет, потому что Россия так важна для их жизни", - сказал Шварцкопф. "Здесь люди более общительные, чем в Германии, здесь намного легче войти в интересный основательный разговор и можно сразу говорить о главном, и это мне очень нравится. Сердечная открытость многих людей в России просто поражает человека из немецкой рационалистической среды, такого как я", - признался пастор.

500 лет Реформации

Самым масштабным мероприятием для лютеранской общины в 2017 году стало празднование 500-летия Реформации. В Петрикирхе в честь знаменательной даты 31 октября состоялось торжественное богослужение и органный концерт. С юбилеем Реформации совпал и внутренний юбилей Петрикирхе: 31 октября 1992 года в церкви после более чем 50-летнего перерыва возобновились богослужения. В день Реформации в церкви отмечают годовщину освящения здания - в 2018 году будет праздноваться 180-летие этого события.

Революция 1917 года стала трагически переломным моментом в истории Петрикирхе. Многие прихожане после переворота покинули Россию, здание церкви было национализировано, начались репрессии. Когда в рождественский Сочельник 1937 года прихожане собрались на богослужение, они не смогли войти в церковь, так как ее двери были закрыты. В советские времена храм перестроили под бассейн, часть конструкций сохранилась в облике внутренних помещений до сих пор - например, чаша бассейна, которую в Петрикирхе считают "напоминанием о трагической истории русских немцев в советское время".

Новый орган и бюст Баха

Важным событием для Петрикирхе в этом году стала установка нового органа, прихожане впервые услышали его 4 июня. Более 50 лет органная галерея пустовала после того, как закрытое в 1937 году здание лишилось исторического органа. В начале 90-х годов Петрикирхе друзья общины подарили ей маленький орган, но он не соответствовал по звучанию размерам зала. Теперь в ней будет звучать орган фирмы Willi Peter, изготовленный в 1972-1973 годах.

Он стал подарком для общины Св. Анны и Св. Петра по случаю 500-летия Реформации, отметил Ройттер. Инструмент с 43 регистрами и тремя мануалами был привезен из Стокгольма. Свои пожертвования для осуществления этого проекта сделали как сами прихожане, так и друзья общины. Основную часть средств внесла Евангелическо-лютеранская церковь в Северной Германии.

"В ближайшее время мы ждем установку бюста Баха напротив памятника Гете перед зданием церкви, - сказал Ройттер. - Вокруг нее располагается так называемый немецкий квартал, а [музыка] Баха имеет большое значение для немецкой культуры и церковной музыки". В Петрикирхе надеются, что это произойдет до конца года.