МОСКВА, 21 марта. /ТАСС/. Церемония прощания с режиссером Марленом Хуциевым прошла в Центральном доме кинематографистов в Москве, передает в корреспондент ТАСС.
Режиссер умер 19 марта в возрасте 93 лет.
Проститься с мастером пришли сотни поклонников, друзья и актеры, среди которых Александр Панкратов-Черный, Валерий Баринов, Борис Щербаков, Авангард Леонтьев, Геннадий Юхтин, Аркадий Инин, режиссеры Вадим Абдрашитов, Александр Прошкин, Павел Чухрай, многие другие.
Коллеги говорили о вкладе мастера в кино, называли его творчество кинопоэзией, говорили о понимании искусства большим художником и мыслителем.
Первыми проститься с режиссером пришли его ученики. Они с теплом говорили о мастере и рассказали, что еще несколько месяцев назад собирались все вместе и пели песни.
Режиссер и сценарист Александр Бруньковский, ученик Хуциева, рассказал, что мастерская началась в 1988 году. "Ее можно было охарактеризовать как "мастерскую бесконечности", потому что тогда Марлен Мартынович снимал свой фильм "Бесконечность", и моя сокурсница Анна Чернакова играла там одну из главных ролей, я был ассистентом по всем вопросам, и за этот урок, который длился много лет, пока мы учились, мы очень благодарны", - сказал он журналистам.
Анна Чернакова сказала, что Хуциев остался для курса "камертоном на всю жизнь". "Мы выпускались в очень тяжелый для страны период, это были 1993-1994 годы, когда казалось, что кино не существует и не будет существовать, - рассказала она. - Он нам давал ощущение, что мы занимаемся важным делом, которое требует очень большой ответственности за то, что мы выносим на экран. Это то, чему он нас научил".
"Ушел не просто человек - человек-эпоха. Этот человек снял не много фильмов, но каждый фильм Марлена Мартыновича был знаковым событием для всех поколений - и моего, и моложе, и старше", - сказал журналистам народный артист России Валерий Баринов.
В свою очередь, народный артист России Авангард Леонтьев отметил, что поведение Хуциева было примером для всех, кто его окружал. "Марлен Мартынович был мудрец, человек порядочный, человек, который не позволял себе участвовать в сомнительных кампаниях, поддерживать сомнительные вещи. Наоборот, как-то прислушиваясь к нему, глядя на него, можно было ориентироваться, какое поведение является правильным. <…> При том, что он был классиком мировой кинематографии, он был невероятно прост, как будто он крестьянин, простой крестьянин", - подчеркнул Леонтьев.
По словам народного артиста России Евгения Герасимова, Хуциев принес в отечественный кинематограф легкость движения в каждом кадре. "Он говорил - я учился у великих итальянцев, и, пожалуй, он первым подхватил аромат того самого итальянского кино: воздушность и легкость камеры, движения, настроения - это все оказалось впервые у Марлена Мартыновича. Он был очень тонкий человек, ответственный к себе и ко всему тому, что у него было в кадре", - сказал актер.
Глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский, отметил, что Марлен Хуциев в своих картинах запечатлел образ столицы того времени. "Если мы говорим о Москве, о культуре Москвы, будем откровенны - мы зачастую нашу столицу представляем не так. И вот такой кинообраз, созданный в той мощной картине, сегодня для многих уже поколений, которые не помнят того времени, не могут его помнить, но Москва той эпохи, того времени - это именно картины Марлена Мартыновича, это именно кадры из "Заставы Ильича", "Июльского дождя". И это, я считаю, огромный вклад вот именно в летопись нашей столицы", - добавил он.
"Я всегда поражался тому, как в этом хрупком нежном человеке была сконцентрирована такая невероятная воля, несгибаемая, которая позволила ему сохранить принципиальность, верность себе, верность тому сообществу, членом которого он являлся. До последних дней он был замечательным организатором режиссерского сообщества. Я познакомился с ним более полувека тому назад, а последние несколько десятилетий мы жили в одном доме, в одном подъезде и на одной площадке, и часто встречались. Спасибо ему за дружбу", - сказал в ходе церемонии прощания с ним художник-мультипликатор, сценарист, народный артист РФ, лауреат Государственной премии Андрей Хржановский.
В свою очередь режиссер, народный артист России Вадим Абдрашитов отметил, что Хуциев смог создать свою кинопоэтику и свой собственный киноязык. "Только он смог так обильно насыщать атмосферу фильма, любого, кинопоэзией. Фильмы "Весна на Заречной улице", "Застава Ильича", "Был месяц май" находятся в пространстве поэзии. Он выдающийся поэт отечественной культуры", - заметил режиссер.
По словам актера театра и кино, кинорежиссера, народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского, вся жизнь Марлена Хуциева была борьбой. "Борьба для достижения его точки зрения на наше отечественное киноискусство. Это масштаб действительно космический. И сколько бы я ни прожил, он всегда будет в моём сердце. Вот этот громадный человечище", - подчеркнул актер.
Народный артист России, режиссер Павел Чухрай напомнил, что когда иностранные студенты приезжали во ВГИК, они знали двух человек - Хуциева и Эйзенштейна. "Огромное влияние он оказал на наш кинематограф. И огромное влияние своей личностью наш цех. Он всегда был примером честности, чистоты, доброжелательности. Что тут ещё скажешь… Спасибо, что он был", - сказал Чухрай.
"Мы сидели с ним за одним столом, и меня поразил его удивительный оптимизм, в глазах искорки, абсолютно детские, и безумная доброта. Была бы моя воля, я бы отвез его к себе на дачу, укутал в плед и слушал, слушал, слушал. Это был умнейший, мудрейший и интеллигентнейший человек. его фильмы - это больше чем фильмы, это какой-то космос", - добавил актер и телеведущий, народный артист России Борис Щербаков.
Режиссер Александр Прошкин сказал, что Хуциев был человеком очень естественным, бесконечно мудрым и невероятно мужественным. "Он прожил очень трудную, очень сложную жизнь. Почти каждая его картина проходила через какие-то препятствия, непонимание, запреты, но он всегда добивался своего", - сказал Прошкин.
В последний путь Марлена Хуциева проводили аплодисментами.
Как ранее сообщил ТАСС источник в органах власти Москвы, Хуциева похоронят на Троекуровском кладбище.
О режиссере
Марлен Хуциев родился 4 октября 1925 года в Тифлисе (ныне - Тбилиси, Грузия). Он закончил режиссерский факультет ВГИК. Хуциев является одним из создателей фильма "Весна на Заречной улице", также снял картины "Два Федора", "Застава Ильича", "Июльский дождь" и другие. Возглавлял гильдию режиссеров Союза кинематографистов РФ.
В декабре 2008 года Хуциев был избран председателем Союза кинематографистов РФ, в 2009 году суд отменил решение съезда Союза. Входил в состав правления Союза кинематографистов РФ. Был награжден орденами "Знак Почета" (1975), "За заслуги перед Отечеством" IV, III и II степеней (1996, 2000, 2006), Почета (2010), Дружбы (2016). Лауреат Государственной премии РФ 1993 года в области киноискусства за фильм "Бесконечность".
В новость были внесены изменения (14:06 время мск) — добавлены цитаты по тексту.