"Страна навеки признательна Леониду Зорину за пьесу "Покровские ворота"
31 марта стало известно о смерти драматурга
31 марта стало известно о смерти драматурга Леонида Зорина. Ему было 95 лет. Соболезнования и воспоминания об авторе пьес "Энциклопедисты" и "Покровские ворота" - в материале ТАСС.
Президент России Владимир Путин выразил соболезнования в связи со смертью сценариста и писателя. По словам главы государства, Зорин "был талантливым, ярким человеком, подлинным классиком отечественной литературы".
Леонид Зорин был выдающимся драматургом и самобытной фигурой, чей уход - большая потеря для отечественной культуры. Такое мнение в беседе с корреспондентом ТАСС высказал гендиректор "Мосфильма", кинорежиссер Карен Шахназаров.
"Выдающийся советский театральный драматург, по-настоящему талантливый, самобытная фигура. Я хорошо его знал, поскольку свою первую картину делал по пьесе Леонида Генриховича "Добряки". Но я знал его творчество и до этого. У него есть знаменитая пьеса "Варшавская мелодия", которая была одна из, как сейчас модно говорить, культовых пьес советского периода. На мой взгляд, она и сейчас не потеряла своей актуальности...Это большая потеря для культуры, для нашего театра, нашей литературы", - сказал Шахназаров.
Советник президента РФ по культуре Владимир Толстой в беседе с корреспондентом ТАСС назвал Зорина блестящим драматургом.
"Покровские ворота" стали абсолютно народной историей, конечно, после фильма, блестящего козаковского (режиссера Михаила Козакова - прим. ТАСС). Но драматургическая основа - главное в любом произведении. Большая утрата для нашей литературы... Вообще в эти дни уход людей особенно остро воспринимается", - добавил Толстой.
"Классик советской драматургии"
Леонид Зорин был классиком советской драматургии, страна навеки признательна ему за пьесу "Покровские ворота", которую экранизировал Михаил Козаков, написала глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская на своей странице в Facebook.
"Классик советской драматургии. Феерически успешный, но далеко не всегда обласканный. Были в его творческой биографии взлеты, были запреты <…> Для влюбленных в театр частью жизни стали его "Варшавская мелодия", "Царская охота", "Медная бабушка". А вся страна навеки признательна Леониду Зорину за "Покровские ворота", "элегическую комедию", экранизированную Михаилом Козаковым", - написала Ямпольская.
Она отметила, что пьесы Зорина ценили такие выдающиеся режиссеры как Георгий Товстоногов, Рубен Симонов, что само по себе является знаком качества.
"Как будто действительно закрывается век, заканчивается эпоха. Самое время сказать вслед ушедшим "спасибо!" - заключила глава комитета.
Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов сообщил, что театр скорбит в связи с уходом Зорина. "Не стало выдающегося человека, выдающегося драматурга, легендарной личности, - сказал он. - Конечно, это большая потеря для культуры и всех нас". Богомолов также пообещал сделать постановку "Покровских ворот" достойной памяти Зорина.
"Творчество Зорина навсегда останется в культуре"
Творчество Зорина навсегда останется в отечественной культуре. Такое мнение выразил председатель Союза театральных деятелей РФ, народный артист РСФСР Александр Калягин, чьи слова приводит пресс-служба СТД РФ.
"Леонид Зорин вошел в отечественную культуру навсегда, его творчество будут изучать, о нем будут писать книги, но самое главное, его герои будут всегда жить на театральных подмостках", - сказал он.
Калягин напомнил творческий путь Зорина. "Он писал до конца своей жизни, писал пьесы, сценарии, позже больше прозу. А когда был маленьким мальчиком, он писал стихи, и его, десятилетнего вундеркинда из Баку, где он жил, привезли в Москву к Горькому. Пролетарский писатель принял его и написал о нем статью в газете "Правда", - отметил Калягин.
По его словам, начало творческой биографии драматурга обещало фантастические перспективы. "Его первую пьесу поставил Малый театр. И потом его пьесы ставили лучшие режиссеры в главных театрах страны. Каждая постановка становилась событием, но, увы, часто событием одного дня, потому что спектакль закрывали. Так, закрыли "Римскую комедию" в БДТ, поставленную Товстоноговым, великий Лобанов был снят после постановки зоринской пьесы "Гости", тяжело выходили "Царская охота" и "Медная бабушка", - рассказал глава СТД РФ.
Как считает Калягин, несмотря на тяжелую судьбу постановок по пьесам Зорина, драматург был счастливым человеком, потому что он застал также время, когда его пьесы снова возвращались на сцену. "И я убежден, что великие его пьесы будут идти на сценах театров еще долго. Мы видим, с каким успехом сейчас идет его "Варшавская мелодия", поставленная сразу в нескольких театрах страны. Каким событием театральной жизни стал "Дион" Хомского", - подчеркнул Калягин.
Он также обратил внимание, что пьесы и фильмы по пьесам Зорина знали и любили абсолютно все в стране. "Покровские ворота" - фильм, который посмотрели миллионы зрителей, и я уверен, что его будут смотреть и новые поколения. Зорин - классик. Он - действительно классик, потому что его тексты никогда не постареют, они будут жить, переосмысливаться, по-новому рассказываться", - заключил народный артист.
"У него было чутье на драматические сюжеты"
Имя Леонида Зорина было бы вписано в историю отечественной драматургии, даже если бы он написал только одну пьесу - "Варшавская мелодия". Такое мнение в беседе с ТАСС высказал специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, театровед Михаил Швыдкой.
"Если бы он был автором только одной пьесы - "Варшавская мелодия", - то его имя уже можно было бы вписать золотыми буквами в историю советской драматургии. Она никогда не исчезнет со сцены", - заявил Швыдкой.
Театровед вспомнил, что "Варшавская мелодия", написанная в 1967 году, "шла пожаром по стране", и не было театра в Советском Союзе, где ее не ставили бы. Пьеса рассказывает об отношениях советского молодого человека и польки, которые не могут быть вместе из-за запрета на браки с иностранцами. "Это спектакль о любви и о той жизни, которую проживала страна. Советский герой вдруг боялся системы и боялся собственной любви. Было невозможно смотреть, как через годы, понимая, что его страх постыден, он приезжает к героине - так пронзительно и трогательно это было", - пояснил он.
По мнению Швыдкого, Зорин не принадлежал к драматургам, которых считали первооткрывателями, но он "всегда представлял тот высочайший класс драматургии, которую очень любят театры, очень любят артисты, но самое главное - очень любит публика". "Он чутьем своим понимал острые моменты повседневной жизни, он мог трансформировать политику в жизнь конкретного советского человека", - отметил он.
"Как человек из Баку, он сохранил южную интонацию до конца своей жизни. Он понимал в политике, понимал в спорте - вообще в жизни. У него было чутье на драматические сюжеты", - сказал театровед.
В последние годы интерес Зорина был сосредоточен на прозе, и его сборник мини-романов "Скверный глобус" "показывает, что он до конца дней сохранил живой ум и творческий дар". "Он прожил длинную жизнь, но он не утратил живого чувства современности, разговаривать с ним было колоссальным удовольствием. До конца дней он был человеком, жадно интересующимся жизнью и литературой. Для человека, который уходит на 96-м году, - это очень важное свойство", - отметил спецпредставитель Швыдкой.
"Внес колоссальный вклад в развитие отечественной культуры"
Творчество Зорина стало одним из символов советской эпохи, он точно чувствовал дух того времени, заявил президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода.
"Леонид Генрихович внес колоссальный вклад в развитие отечественной культуры. Ему был дарован поистине уникальный талант - он остро чувствовал дух времени и умел виртуозно передать его через точнейшие психологические портреты героев. Его пьесы, сценарии, проза наполнены душевным теплом, нежностью и любовью к человеку. Многие сочинения Леонида Генриховича стали настоящими символами советской эпохи. Среди них - пьеса "Варшавская мелодия", пьеса и киносценарий "Покровские ворота", - приводит слова Бороды пресс-служба ФЕОР.
По словам раввина, Зорин известен "как человек высоких моральных качеств, внутренней свободы, эрудиции, целеустремленности и трудолюбия, до последних своих дней он продолжал заниматься литературой - делом, которому посвятил всю жизнь".
В свою очередь, замглавы Роспечати Владимир Григорьев сказал ТАСС, что ушел один из маститых, знаменитых, очень интересных, замечательных литераторов, масштабная личность, возможно, один из самых интересных и значимых людей в литературе. Кроме того, он отметил, что работы Зорина являлись драматургической основой известных театральных постановок и фильмов. "Его пьесы хорошо ставились. Его ставил и Рубен Симонов, и Михаил Козаков и Дудин, и Хомский, - подчеркнул Григорьев. - Работа Козакова "Покровские ворота" - это вообще классика, которую несколько раз в году показывают телевизионные каналы".
В новость была внесена правка (13:51 мск) – передается с исправлением имени, верно: Рубен Симонов.