Медведев поручил провести дополнительную проверку неэффективных вузов

ИТАР-ТАСС/ Виталий Белоусов
По итогам мониторинга 2013 года 135 российских вузов были признаны требующими реорганизации

МОСКВА, 14 февраля. /Корр.ИТАР-ТАСС Наталья Славина/. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил провести дополнительную проверку вузов, признанных по итогам мониторинга неэффективными и требующими реорганизации деятельности. Кроме того, Минобрнауки поручено также обратить особое внимание на учреждения высшего образования, так и не предоставивших сведения для оценки эффективности их работы. Такие поручения были даны по итогам заседания кабинета министров в четверг, сообщили в пресс-службе российского правительства.

Кроме того, Медведев поручил Минобрнауки до 30 апреля 2014 года выработать "системные подходы к оценке деятельности вузов".

135 неэффективных вузов

По итогам мониторинга 2013 года было признано необходимым провести реорганизацию 135 российских вузов и 244 филиала и оптимизировать деятельность 31 учебного заведения, 15 филиалов.

В мониторинге приняли участие федеральные, региональные, муниципальные, а также негосударственные образовательные организации - всего 934 вуза и 1478 филиалов.

На заседании правительства премьер-министр признал, что у российских вузов есть проблемы с качеством подготовки специалистов. "Несмотря на то что значительная часть выпускников школ получает высшее образование, нам по-прежнему остро не хватает современных профессионалов, которые обеспечивают успешное развитие страны", - отметил он. "А это во многом на самом деле ответственность самих вузов, в том числе за выбор специальностей для подготовки специалистов", - заметил Медведев. Вместе с тем глава правительства обратил внимание, что большинство неэффективных вузов относятся к частному сектору - 127 из 135 учебных заведений, признанных неэффективными по итогам мониторинга. Все эти вузы, подчеркнул Медведев, "нуждаются в мерах реорганизации".

Рейтинг вузов: инфографика

Зачем нужен мониторинг вузов

По мнению премьера, мониторинг эффективности вузов должен помогать "объективно оценивать состояние нашего высшего образования, стимулировать вузы повышать качество работы, поскольку в конечном счете от этого зависит конкурентоспособность экономики страны и эффективность самих университетов".

Нам по-прежнему остро не хватает современных профессионалов
Дмитрий Медведев
Премьер-министр

Он заверил, что методики мониторинга будут и впредь совершенствоваться, а государство "будет и дальше уделять этой теме самое пристальное внимание".

Между тем Российский союз ректоров предлагает правительству при проведении мониторинга эффективности вузов выделять в отдельную отраслевую группу педагогические вузы и оценивать их по специальным критериям.

Как считает генеральный секретарь РСР Ольга Каширина, "мы консолидировано выступаем за выделение педагогических учебных заведений в отдельную отраслевую группу, иначе педвузы, особенно расположенные на удаленных территориях, будут иметь очень серьезный конкурентный дисбаланс".

Как вузы проверяют на эффективность

В ходе мониторинга учитываются шесть показателей: средний балл единого госэкзамена студентов, поступивших на очную форму обучения, объем средств, которые вуз получает посредством собственных научных и конструкторских работ, доля обучающихся иностранных студентов, средняя зарплата педагога, обеспеченность вуза площадями и критерий трудоустройства выпускников. Вуз или филиал относится к группе эффективных при достижении пороговых значений для любых трех и более показателей.

Проведение мониторинга направлено на формирование сбалансированной сети образовательных организаций, ориентированных на удовлетворение потребности работодателей в квалифицированных кадрах и развитие научно-технологического потенциала российских регионов.

Показатели, пороговые значения и критерии, на основе которых проводилась оценка эффективности организаций, приняты решением межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности образовательных организаций, напомнили в правительстве.

Впервые мониторинг эффективности вузов был проведен в 2012 году.

Студенчество. Статистические данные: досье