Президентом Молдавии впервые избрана женщина. Лидер оппозиционной проевропейской Партии действия и солидарности Майя Санду обошла в прошедшем в воскресенье втором туре президентских выборов действующего главу республики Игоря Додона, взяв у него реванш за поражение в 2016 году.
Победу ей обеспечила поддержка более чем 200 тыс. молдавских мигрантов в западных странах, которые выстроились в длинные очереди на открытых для них более чем 100 участках в Германии, Италии, Франции и других западных странах. Благодаря им разрыв между конкурентами, колебавшийся в рамках арифметической погрешности при подсчете голосов внутри страны, на финишной прямой превысил 15 п.п. — Санду получила 57,7%, Додон – 42,2%. После выборов штаб президента заявил, что намерен опротестовать в суде голосование мигрантов в странах Запада, где, по их данным, был организован массовый подвоз и подкуп избирателей, другие нарушения в пользу конкурента.
Угроза майдана
Получилось, что президента страны избрали те, кто в ней не живет. Картина привычная для Молдавии, из которой бедность и безработица выгнали почти треть населения, и этот ресурс, похоже, не намерены упускать политики. Больше половины — около 400 тыс. — уехали в Россию, остальные — в страны Запада. Обосновавшиеся в странах ЕС мигранты заинтересованы в сближении Кишинева с Брюсселем и в большей части поддерживают проевропейских политиков. По той же причине те, кто уехал в Россию, обычно ратуют за сближение с Москвой. Однако по сравнению с ЕС их явка на выборах всегда была низкой, несмотря на то, что на этот раз количество участков в России удвоили, доведя до 17, на них проголосовало всего 13,9 тыс. человек.
Тем не менее, вступая в предвыборную кампанию, Санду обвинила власти в подготовке массовых фальсификаций на этих участках и призвала сторонников готовиться к протестам. После чего о необходимости провести честные выборы предупредили послы США и ЕС. Масла в огонь добавили публикации в местных СМИ, в которых избирателей пугали якобы вмешательством в выборы Кремля. В Москве на это отреагировал директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин, предупредивший что США готовят "цветную революцию" в Молдавии, так как их не устраивает победа Додона.
Эти заявления вызвали тревогу в молдавском обществе — здесь еще помнят, как в апреле 2009 года недовольные победой на парламентских выборах Партии коммунистов Республики Молдова сторонники оппозиции разгромили и подожгли здание парламента, резиденцию президента, водрузив на крышах флаги ЕС и Румынии. Несмотря на то, что действующий в то время президент и лидер коммунистов Владимир Воронин провозгласил себя сторонником проевропейского курса, Брюссель, как и в случае с украинским майданом, встал на сторону протестующих. В том же году к власти после досрочных выборов пришла коалиция проевропейских партий, правление которой ознаменовалось серией политических и коррупционных скандалов.
Расколотая страна
Нынешняя предвыборная кампания получилась одной из самых жестких в истории страны. "Она отличалась высоким уровнем озлобленности в обществе, которое было расколото на откровенно враждебные лагеря. А также крайне низким уровнем культуры общения даже у тех, кого можно отнести к представителям интеллигенции. Выборы сопровождались множеством грубейших нарушений со всех сторон. Но можно простить это, имея пример США перед глазами", — считает бывший вице-премьер Молдавии Александр Муравский.
Озабочена этим расколом и Санду — сразу же после выборов она заявила, что считает главной целью объединение общества. "Вы не проиграли, я буду завоевывать ваше доверие конкретными делами, мы вместе построим Молдову, в которой граждане всех этнических групп будут чувствовать себя в безопасности, в которой их права, включая право на использования своего языка, будут надежно защищены", — обратилась она на русском к представителям этнических меньшинств. Говоря о внешней политике, Санду пообещала выстроить "настоящий баланс, исходя из национальных интересов и прагматичного диалога со всеми странами, включая Румынию, Украину, европейские страны, Россию и США".
Ее беспокойство можно понять — как свидетельствуют опросы, население Молдавии разделено в симпатиях между ЕС и ЕАЭС примерно поровну. При этом подавляющее большинство жителей страны выступает за дружественные отношения с Россией и против вступления в НАТО. По данным социологов, число сторонников курса на евроинтеграцию заметно снизилось, когда стало ясно, что обещанное политиками членство страны в ЕС в обозримом будущем не светит. Далекими от реальности оказались и обещания компенсировать поставками в Европу потерю рынка России, которая долгие годы была главным торговым партнером республики. К тому же безвизовый режим со странами ЕС, который был объявлен сторонниками проевропейского курса страны главным успехом, оказался под угрозой из-за пандемии и закрывающих свои границы государств шенгенской зоны.
Не последнюю роль в этих настроениях сыграло и то, что многие западные лидеры старательно прикрывали политические и коррупционные скандалы в правившей последние десять лет коалиции проевропейских партий. В частности, посетивший с визитом Кишинев будущий хозяин Белого дома Джо Байден даже назвал ее "историей успеха". Нарыв вскрылся летом 2015 года, когда стало известно о причастности власти к хищению из банков €1 млрд, которое здесь назвали кражей века. Улицы заполнили тысячи протестующих, под их давлением пали два правительства, в тюрьме по обвинению в коррупции оказался премьер Владимир Филат.
А в прошлом году в бега подался и его партнер по коалиции, лидер Демократической партии Молдовы, олигарх Плахотнюк, которого прокуроры считают организатором банковского хищения. В борьбе с конкурентами он, словно на рынке, скупил почти половину парламента, подмял под себя правительство, юстицию. Тем не менее удержать власть ему помогла помощник госсекретаря США Виктория Нуланд, заявившая о поддержке Вашингтоном режима олигарха. Расчет за услугу не заставил ждать: из Молдавии начали высылать российских политиков, дипломатов, журналистов, было ограничено вещание российских телеканалов, после чего отношения с Москвой охладели как никогда.
Идейная база для преодоления этого раскола отсутствует. Более того, в последние годы здесь растет число тех, кто разочаровался в молдавской государственности и поверил политикам, предлагающим пробраться в ЕС через "заднее крыльцо" — путем объединения с Румынией. Как ни парадоксально, но на нынешних выборах страну хотели возглавить сразу два кандидата от партий, выступающих за ликвидацию молдавского государства. О том, что поддержала бы слияние с Румынией в случае референдума, заявила в одном из интервью и Санду, у которой есть румынское гражданство. И хотя к идее слияния двух стран с иронией относятся в Брюсселе, это не добавляет спокойствия в Кишиневе.
Путь в политику
Санду окончила Академию экономического образования и Академию госуправления при президенте Молдавии, полученные знания дополнила учебой в Школе государственного управления имени Джона Кеннеди при Гарвардском университете. Работала в государственных учреждениях, сотрудничавших с ЕС, Всемирным банком (ВБ), ООН и другими международными организациями, занимала пост советника исполнительного директора ВБ в Вашингтоне.
В политику пришла в 2012 году, получив предложение занять пост министра просвещения в правительстве Филата. На этом посту получила широкую известность благодаря жестким реформам: правила сдачи выпускных экзаменов в школах были ужесточены настолько, что несколько лет их проваливала половина учащихся. При ней в целях оптимизации расходов закрыли многие сельские школы, а русский, который имел статус языка межнационального общения, стали преподавать факультативно.
Реформы вызвали критику, протесты родителей и преподавателей, проблему обсуждали даже в парламенте. А Санду получила репутацию решительного реформатора и борца с коррупцией. Однако в 2015 году, после распада очередной правящей коалиции проевропейских партий, она вынуждена была покинуть пост министра. И, учредив собственную партию, присоединилась к протестам против Плахотнюка, которые организовала партия "Платформа "Достоинство и правда" во главе с Андреем Нэстасе.
На посту премьера
На президентских выборах 2016 года Санду выступила единым кандидатом от проевропейских сил, для чего Нэстасе снял свою кандидатуру в ее пользу. Однако проиграла Додону во втором туре с разницей в 4 п.п. К парламентским выборам 2019 года Санду и Нэстасе объединили усилия, создав проевропейский избирательный блок Acum ("Сейчас"). Получив 26 из 101 мандата в парламенте, они вместе с поддерживающими Додона 37 социалистами выступили против Плахотнюка. Санду получила пост премьера, представители Acum заняли почти все посты в кабинете. Но олигарх при содействии подконтрольного Конституционного суда объявил новую власть незаконной и приказал прокурорам готовить аресты. Однако после того, как в поддержку новой власти выступили Брюссель, Вашингтон и Москва, он после беседы с послом США Дереком Хоганом бежал в Майами, где заявил об уходе из политики. В Молдавии его обвинили в коррупции, масштабных хищениях, был выдан ордер на его арест, но запросы на выдачу олигарха, направленные американским властям, отклонили.
Заняв пост премьера в июне 2019 года, Санду пообещала победить коррупцию, проводить политику евроинтеграции и поддерживать конструктивные отношения с Россией. Однако с визитом в Москву, несмотря на приглашение, так и не приехала. Одним из ее резонансных решений стало учреждение Дня памяти жертв всех тоталитарных и авторитарных режимов и траура накануне отмечаемого 24 августа Дня освобождения Молдавии от фашизма. Хотя она убеждала, что это было сделано ради "национального примирения", документ заблокировал Додон, под патронатом которого в Молдавии отмечают День Победы.
После бегства общего врага в лице Плахотнюка коалиция социалистов и Acum, взгляды которых не совпадали по ключевым вопросам, прогнозируемо распалась. Поводом для этого стало решение премьера возложить на себя ответственность за назначение генерального прокурора, после чего парламент отправил ее кабинет в отставку.
Борьба за пост главы государства
На президентских выборах в 2020 году партия Санду вновь выдвинула свою кандидатуру под лозунгами очищения страны от коррупции и наследия режима Плахотнюка. Это вызвало критику со стороны бывшего партнера по коалиции Нэстасе, который рассчитывал на взаимность, полагая, что на этот раз уже он станет единым кандидатом от проевропейской оппозиции. Жестко боролись с ней за симпатии правого электората и другие политики, представляющие традиционные парламентские партии. Поддерживающие Додона социалисты ее кампанию по борьбе с коррупцией назвали популистской и обвинили в сотрудничестве с Джорджем Соросом, которого часто обвиняют в спонсировании так называемых цветных революций в странах Восточной Европы.
Однако после успеха в первом туре в поддержку Санду вынуждены были высказаться и провалившийся в первом туре Нэстасе, и остальные проевропейские политики. Но 7%, которые они набрали в совокупности, было мало для победы. И в этой ситуации Санду пришлось договариваться о поддержке с занявшим третье место лидером "Нашей партии" Ренато Усатым, избиратели которого в большей мере относятся к левому и левоцентристскому электорату.
Предчувствие кризиса
Нынешний год в Молдавии выдался непростым — к пандемии, подкосившей экономику, добавилась жестокая засуха. Положение усугубила серия политических кризисов, в ходе которых выяснилось, что созданный Плахотнюком коррупционный спрут жив. В парламенте, правительстве, судах, прокуратуре, СМИ, неправительственных организациях остались ставленники олигарха. Их действия по развалу сформированного социалистами правящего большинства и правительства под лозунгами "свержения Додона" и "возвращения страны к европейским ценностям" привели к тому, что правительство Иона Кику, пришедшее на смену кабинету Санду, вновь лишилось поддержки правящего большинства. Жителей страны страшит неизвестность, никто не знает, когда и чем все это закончится.
Многие сторонники Санду искренне верят ее обещаниям расправиться с коррупцией и коренным образом изменить жизнь в стране к лучшему. Но сделать это будет непросто, так как Молдавия — парламентская республика, где глава государства почти все свои решения согласует с депутатами парламента, в котором партия Санду не имеет решающего большинства — всего 15 мандатов. К тому же усилиями Плахотнюка, который в прошлом обрезал ряд полномочий главы государства через подконтрольный парламент, эта должность едва не стала бутафорской — хотя он и является верховным главнокомандующим, руководство силовых министерств и спецслужб назначаются исключительно парламентом и правительством.
Оппоненты избранного президента обращают внимание на то, что после нескольких месяцев относительно слаженной работы парламента, правительства и главы государства, между ветвями власти, скорее всего, снова начнется конфронтация. Будет заблокировано принятие важнейших решений, внешние партнеры не захотят выделять финансы находящейся в раздрае власти, будут заморожены инфраструктурные проекты, под угрозой окажутся выплаты зарплат, пенсий. В этой ситуации Додон, поздравив Санду с предварительной победой, заявил, что после ухода с поста главы государства снова возглавляет крупнейшую в стране Партию социалистов, которая уже пригласила представленные в парламенте партии обсудить пути выхода из кризиса в стране.
"Поддержка кабинета Кику со стороны крупнейшей фракции социалистов и других депутатов, без формирования правящей коалиции — один из наиболее вероятных сценариев развития ситуации. Но это будет противостояние главы государства, которому благоволят США и ЕС, с парламентом и правительством, которое продлится до тех пор, пока маятник не качнется в ту или иную сторону", — сказал в беседе с корреспондентом ТАСС молдавский политолог Корнел Чуря. Он убежден, что Санду непросто будет выполнить предвыборное обещание распустить парламент, скомпрометировавший себя дезертирством депутатов, так как большинство из них не желает этого, понимая, что в будущий им не попасть. Но эти их настроения, считает политолог, может использовать и избранный президент, чтобы при поддержке Запада сформировать свое правящее большинство и правительство, отправив в оппозицию социалистов Додона.
Есть у Санду и третий, более жесткий вариант — добиться досрочных выборов парламента, используя президентскую трибуну, СМИ и Конституционный суд для критики власти, а в перспективе — для начала уличных протестов. Поможет ей в этом и Усатый, партия которого не представлена в парламенте и которому не терпится получить свою долю при разделе властного пирога. Однако досрочные парламентские выборы вряд ли изменят расклад в ее пользу — эксперты обращают внимание, что в первом туре Санду набрала только 36% голосов. А парламентские выборы по пропорциональной системе проводятся в один тур, и полученная на них поддержка трети электората вряд ли позволит сформировать правительство.
Комментируя ситуацию в Молдавии, глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев выразил надежду, что выход из непростой ситуации молдавские политики найдут через диалог и не пойдут "украинским" путем жесткой конфронтации. Станут ли прошедшие выборы шагом к стабилизации или прологом к новым политическим потрясениям, мы увидим уже после того, как в декабре состоится церемония инаугурации Санду.