4 МАР, 16:35

Украину пустят в ЕС... по турецкому пути

ДУБРОВИН Денис
Руководитель представительства ТАСС в Бельгии

Денис Дубровин — о перспективах вступления Украины в Евросоюз

Украина подала заявку на прием в ЕС. Президент страны Владимир Зеленский просит принять его государство в Евросоюз по несуществующей "ускоренной процедуре".

Сама ситуация совершенно сюрреалистична. В условиях активного военного конфликта президент страны озабочен прежде всего не вопросами обороны, не гуманитарной ситуацией и не спасением мирных жителей, которые блокированы в городах собственной армией; а попыткой добиться принятия в международную организацию.

Этот шаг — это еще один элемент фейковой имитационной политики, которая уже давно преобладает на Украине и все шире распространяется в странах Запада. Политики символов. Добиваясь обещания принять свою страну в ЕС, Зеленский пытается мотивировать армию и мирных жителей. Это предложение миража красивого будущего. Но он исчезает, стоит только подойти к нему поближе.   

Без процедур

Нужно понимать, что Евросоюз — это предельно забюрократизированная организация и никакой ускоренной процедуры приема страны в ее состав не существует в принципе. Как уточнил мне постпред России при ЕС Владимир Чижов, после недавних волн расширения ЕС процедура интеграции новых государств, напротив, стала еще более сложной и продолжительной по времени, чем была ранее.

Отвечая на вопрос о потенциальных возможностях Украины в случае, если страны ЕС все же согласятся инициировать процесс ее приема, он отметил: "Давать какой-либо конкретный прогноз по срокам, наверное, было бы преждевременно, ибо Украина даже не приблизилась пока к стадии предвступительных переговоров".

Этапы большого пути

Согласно базовым документам Евросоюза, процедура вступления в сообщество состоит из трех этапов.

На первом — страна должна подать официальную заявку на вступление в ЕС, которую оценивает Еврокомиссия. В случае позитивного заключения лидеры всех стран Евросоюза должны единогласно одобрить на саммите предоставление государству статуса страны-кандидата.  

На втором этапе начинаются переговоры о вступлении в ЕС. На них определяются наиболее проблемные сферы во всех областях жизни страны, на основании которых формулируются так называемые главы переговорного процесса — обычно их бывает от 10 до 30. По каждой главе страна должна максимально приблизить свое законодательство к нормам ЕС.

На третьем этапе Еврокомиссия оценивает результаты выполнения всех определенных в ходе переговоров условий. В случае удовлетворения требований созывается саммит ЕС, на котором все страны-члены единогласно должны поддержать вступление государства в свои ряды.

Исторические прецеденты

Каждый этап этой процедуры длится порядка нескольких лет, однако бывали и исключения. Быстрее всех переговоры о вступлении завершила Финляндия — всего за два года (с 1993 по 1995 год).

Однако в ситуации с Украиной, на мой взгляд, гораздо более показателен пример Турции. Эта страна официально получила статус кандидата на вступление в ЕС в 1995 году — на пике эйфории от успехов и перспектив европейского интеграционного проекта. Однако следующий этап — запуск переговоров о вступлении — затормозила входящая в ЕС Греция. Встречи по этому вопросу представителей Турции и Евросоюза стартовали только через десять лет — осенью 2005 года — и не завершены до сих пор. Сторонам удалось к сегодняшнему дню согласовать 35 направлений (глав), по которым Анкара должна была изменить свое законодательство на европейское.

Последнюю попытку их оживить турки практически выбили из ЕС в 2016 году в рамках сделки об отсечении потока беженце из Африки во время острого миграционного кризиса. Тогда Турция закрыла границы в обмен на €6 млрд, обещания безвизового режима и ускорения переговоров о вступлении в союз. Впрочем, в том же году ЕС от последнего пункта отказался, обосновав это нарушениями прав человека и слишком жестким антитеррористическим законодательством в Турции.

Сейчас ни в Анкаре, ни в ЕС нет иллюзий о возможности приема в состав союза этой страны в сколь-нибудь обозримой перспективе.

Перспективы Украины

Мне представляется, что Украине уготована такая же судьба. Страны ЕС, думаю, можно убедить на волне медийной истерии дать Киеву статус страны-кандидата. Но пойдут они на это лишь с четким пониманием, что откладывать процесс запуска переговоров о вступлении они смогут бесконечно.

В Евросоюзе действует так называемая политика единства (Cohesion policy), которая не имеет ничего общего с евросолидарностью. Эта политика подразумевает, что все страны ЕС должны стремиться к выравниванию уровня экономического развития и жизни во всех своих регионах. Осуществляется это предельно просто — за счет дотаций из бюджета ЕС, который формируется из взносов стран-членов. Проще говоря — за бедных платят богатые.

Эффект этой политики довольно скромный. Так, через 15 лет после вступления в ЕС Румынии и Болгарии в 2007 году уровень жизни в этих странах остается в разы ниже, чем в государствах Западной Европы.

Все прекрасно понимают, что принятие в ЕС Украины (является одной из беднейших стран Европы) будет означать, что те средства, которые уже были выделены Евросоюзом с 2014 года (€17 млрд), покажутся каплей в море. Картину довершает запредельный уровень коррупции на Украине, что признают и европейские чиновники. То есть налогоплательщикам стран ЕС придется не только содержать Киев, но делать это с пониманием, что большая часть еврофинансирования оседает в карманах местной администрации.

Есть здесь и политический аспект. Руководство Киева находится практически под прямым контролем США и Великобритании. В случае вступления в ЕС Украина получит равный голос во всех институтах союза, включая право вето по целому ряду направлений его политики. Соответственно, ее прием дополнительно усилит влияние США на решения Брюсселя и сократит остатки суверенитета стран Евросоюза.     

Ложка дегтя от "друзей"

Сильно портят "малину" Киеву и другие претенденты в еврокандидаты — Молдавия и Грузия, которые, услышав о некой "ускоренной процедуре", тут же подсуетились подать свои заявки на вступление в ЕС. Чем осложнили ситуацию еще больше.

По формальным признакам обе эти страны хоть и далеки от критериев ЕС, но неизмеримо ближе к ним, чем Украина. Европейцам предстоит теперь решить, какие исключения из собственных правил сделать. Ведь за Грузией и Молдавией могут потянуться и другие, например Косово, настрадавшееся, мол, "от сербской оккупации".

Чего ждать Киеву

Если кто-то сомневается, что Киев может претендовать разве что на статус кандидата на вступление в союз, но никак не на членство в нем, то стоит послушать, что говорят сами европейцы.

Главными сторонниками имитации процесса вступления Украины в ЕС являются институты Евросоюза — Европарламент и Еврокомиссия. Европарламент поддержал заявку Киева своей резолюцией (которая носит исключительно рекомендательный характер), отметив, что сообщество "будет работать над достижением" вступления Украины в ЕС. Однако, несмотря на предельно благостный для юго-восточной (по отношению к Европе) страны тон, никаких сроков в этом документе не указано.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен также поддержала стремления Киева, но отметила, что необходимые глубокие трансформационные процессы не получится провести за несколько месяцев. Позднее она подчеркнула, что необходимо сначала "закончить войну", а потом уже пройти "длинный путь". Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель отметил, что "в текущей повестке" принятия Украины в сообщество нет.

Поддержали украинские амбиции Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония, которые, между прочим, объединяет тот факт, что все они выступают не донорами, а получателями денег из бюджета Евросоюза. Кроме того, стоит помнить, что их вступление в ЕС в 2004 году активнейшем образом лоббировали США, которые продолжают через них оказывать влияние на политику ЕС.  

В свою очередь глава МИД ФРГ Анналена Бербок заявила, что Украина уже "часть европейского дома", но процесс вступления в ЕС не может произойти за несколько месяцев. Премьер Нидерландов Марк Рютте подчеркнул, что "вопрос о полном членстве сегодня не идет".

Новая евроморковка

Безусловно, и Зеленский все это понимает. Во всяком случае, ему это неоднократно объясняли его западные партнеры. То есть фактически действующий президент Украины сознательно обманывает своих граждан. На мой взгляд, он делает ровно то, что делали лидеры "майдана" в 2014 году: накачивали украинцев лозунгами, что соглашение об ассоциации с ЕС — это почти вступление в сообщество; "европейские зарплаты и пенсии", а не открытие украинского рынка для европейских производителей, которое приведет к банкротству местного производства. Это все та же "майданная" демагогия, цель которой "подвесить" новую морковку перед носом украинского общества.

Задача — продемонстрировать, что у Украины есть некая перспектива: возьмут всех в прекрасную Европу, оплатят долги и каждому дадут по европейской зарплате и пенсии.  Это же должно стать и дополнительной мотивацией для украинской армии, чтобы стимулировать ее продолжать воевать против ЛНР и ДНР с российскими военными.  

При этом никто не задается вопросом, как же будут чувствовать себя украинцы в ЕС, если каким-то чудом все же попадут туда лет через десять? На что станет похоже европейское сообщество к этому моменту? Как оно будет выглядеть в условиях перехода к дорогой "зеленой" энергетике, введения экологических стандартов в экономике, которые гарантируют падение уровня жизни людей, продолжения зачистки медийного пространства, да еще и в составе с элитами, которые готовы жертвовать интересами европейских стран в пользу США?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru
Теги