Европейские санкции прошли мимо нефтегазового комплекса

Сейчас есть несколько важных с точки зрения санкций дилемм. Первая - пойдет ли Европа по пути Соединенных Штатов Америки и применит ли жесткие санкции в отношении Российской Федерации? И близкая к первой дилемма, естественно - что же будет решено относительно малазийского Боинга? Кого мировое сообщество назначит виновником? Во многом ответ на первую дилемму зависит от ответа на вторую. Позиция Европы явно очень сильно будет связана с ситуацией вокруг самолета.
Если все-таки анализировать санкции, которые были приняты, то на самом деле понятно, что США ввели жесткие санкции, а Европа фактически никаких новых санкций не ввела. Дело в том, что Соединенные Штаты и Европа до этого применяли адресные санкции, т.е. направленные против конкретных персон и компаний. Теперь речь идет о применении секторальных санкций. Наступление идет на компании, которые представляют целые отрасли.
В принципе, США уже частично перешли к секторальным санкциям, ударив по банкам и по энергетическим компаниям. Хотя и адресность по-прежнему сохраняется. Что касается ЕС, то идея третьего круга санкций не пошла. Из новшеств существенен только запрет на инвестиции в Крым, но никаких секторальных санкций там нет. Европейские санкции прошли мимо нефтегазового комплекса.
Европейские санкции прошли мимо нефтегазового комплекса
Что касается санкций американских, то они, безусловно, создают проблемы, но и эти проблемы не носят витального характера. США бьют в первое слабое место российского нефтегаза – инвестиции. Соединенные Штаты целенаправленно ограничивают доступ российских энергетических компаний к кредитным ресурсам.
Читайте также
Moody`s: новые санкции США негативны для "Роснефти" и НОВАТЭКа

Не секрет, что сейчас в отрасли запускается несколько капиталоемких проектов, привлечение денег всегда идет на внешних рынках, и эти внешние рынки очень сильно зависят от инвестиционных институтов США.
Введенные санкции совершенно четко ограничивают доступ на рынок капитала США "Роснефть", НОВАТЭК, Газпромбанк и Внешэкономбанк. Американским компаниям запрещено давать им кредиты на срок свыше 90 дней, покупать их облигации, входить в акционерный капитал банков.
История неприятная, но не самая страшная, потому что в целом сейчас можно обратиться к китайским компаниям. Та же "Роснефть" имеет с ними прекрасные отношения. Понятно, что это обойдется дороже, отлаженные схемы рухнут. Но определенные варианты есть. Поэтому, если оценивать то, что уже сделано, можно сказать, что ТЭК развиваться в этих условиях все равно сможет.
Однако в своем анализе мы, конечно, должны делать шаг вперед. Надо смотреть, что будет дальше. Дело в том, что США наверняка на этом не успокоятся. Дальше будут бить по второму слабому месту российского нефтегаза – это технологии.
Введенные санкции совершенно четко ограничивают доступ на рынок капитала США «Роснефть», НОВАТЭК, Газпромбанк и Внешэкономбанк
Не исключено, что дело дойдет до запрета американским компаниям работать на российском рынке и участвовать в совместных проектах. Ограничения по кредитам – уже шаг в этом направлении. Скажем, если Exxon совместно с "Роснефтью" анонсирует амбициозную арктическую программу, часть финансирования этой программы должна прийтись на Exxon. И вот тут возникает вопрос - можно ли трактовать инвестиции Exxon в Арктику как кредиты, предоставляемые "Роснефти"?
Читайте также
Улюкаев: санкции США против "Роснефти" могут повлиять на планы ее приватизации

Скорее всего, в данном случае юристы Exxon смогут доказать, что это не кредитование "Роснефти", а софинансирование в рамках доли Exxon в совместном предприятии (СП).
Но нельзя исключать, что в случае запуска санкций такого рода СП тоже могут попасть под запрет. В этой связи под вопросом окажется арктическая программа с "Роснефтью", программа на Черном море, "подвиснет" строительство СПГ-завода на Сахалине.
И тут есть еще один значимый вопрос, связанный даже не с Exxon, а с американскими сервисными компаниями.
Дело в том, что в начале 1990-х годов., когда Россия реформировала нефтяную отрасль, был выбран путь, подсказанный умными американскими консультантами. Они сказали, что любая современная компания должна выделять из своего состава сервисные подразделения и переводить на аутсорсинг. Кстати, с кредитами во многом произошло то же самое. Американцы подсказали, что современная компания должна жить в кредит. Почему сейчас мы оказались в плохой ситуации?
Да потому что такая модель бизнеса уже была построена - надо подо все привлекать кредиты. Скажем, у нас есть компания "Сургутнефтегаз". Она советов не слушала и вместо кредитов накопила на своих счетах более 30 млрд долларов кэша. В сложившейся ситуации, думаю, "Сургутнефтегаз" чувствует себя хорошо. Но большая часть бизнеса пошла по другому пути.
То же самое с сервисами. Их вывели из компаний, и теперь на рынке доминируют Halliburton, Baker Hughes, Schlumberger. Российский сервис так свою историю успеха и не написал. В этой связи, конечно, возникают вопросы. Вот сейчас мы идем к труднодоступной нефти, Баженовская свита. Как в этих условиях мы будем проводить буровые работы, особенно сложные работы, когда для такого рода заданий обычно привлекаются иностранные (в первую очередь американские) компании?
С точки зрения технологий проблемы остаются. Технологическое отставание в нашем нефтегазе, безусловно, есть. Мы не являемся латиноамериканскими, африканскими, арабскими странами, где компании являются исключительно поставщиками ресурсов западным компаниям, которые ведут основную работу. У нас все-таки есть определенные школы, определенные технологии. Но проблема в том, что с новыми вызовами мы уже не справляемся. Сланцевая нефть, нефть песчаников – такого рода проекты развивать в одиночку вряд ли сможем.
Если США будут продолжать режим санкций, а европейцы на новые санкции не пойдут, у нас сохраняется "окно возможностей"
Что же может нас выручить? Выручить может раскол в западном мире. Если Соединенные Штаты будут продолжать режим санкций, а европейцы на новые санкции не пойдут, у нас сохраняется "окно возможностей". Но нужно активней привлекать европейский бизнес в upstream-проекты, нужно давать ему хорошие перспективные месторождения на льготных, я считаю, условиях.
Читайте также
Эксперты: санкции США и ЕС в отношении РФ затрагивают каждую четвертую компанию Германии

Тут уже жесткая политика 2008 года в отношении нерезидентов должна быть пересмотрена. Ведь европейские компании обладают теми технологиями, которые нам нужны. И мы вполне можем обойтись без американских компаний.
Возьмем сахалинский завод. Допустим, американское правительство запрещает Exxon работать на Сахалине. Хорошо, но мы уже построили завод с Shell и японцами, и технологии там от Shell – технологии DMR. На этой технологии можно построить третью очередь этого СПГ-завода. А СПГ-завод в рамках проекта Сахалин-1 не строить. Тут никакой трудности не возникает. Под Сахалин-2 есть уже готовая инфраструктура. Если мы говорим про сланцевую нефть то, тогда будем осуществлять партнерские отношения с европейцами, тем более, что в Баженовской свите в основном европейцы представлены: Wintershall, Total. Вот с ними и будем развивать кооперацию.
Читайте также
Расследование крушения Boeing 777 на Украине. Хроника событий. 23 июля

Главное, конечно, чтобы было честно проведено расследование ситуации с малазийским Боингом. Если попытаются во всем обвинить Россию, это может повлиять на общую картину. Но европейцы и сами хотят работать в России. Они понимают, насколько сильно зависят от поставок из России. В этом плане, думаю, трезвомыслие европейцам не откажет. А упертость американцев приведет к тому, что они накажут прежде всего самих себя. Те российские компании, которые делали ставку на американцев, например, "Роснефть", пострадают, конечно, но постепенно им тоже придется переориентироваться на партнерство с европейскими компаниями. В этом и будет заключаться простой выход из непростой ситуации.
Читайте также
Международные санкции как инструмент геополитики - успехи и провалы

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru



