21 ноября, 12:35
Мнение

"Фантастически сложный проект": что влияет на строительство трассы до Адлера

Партнер аналитического агентства "Автостат"

Игорь Моржаретто — об особенностях проекта "Южный кластер" и возможных сроках начала его реализации

Продолжается развитие скоростной автомобильной дороги М-4 "Дон" — основной транспортной артерии, которая связывает центральные районы России с Черноморским побережьем Кавказа и Крымом. Несколько масштабных проектов уже, что называется, в работе, а буквально на днях мы узнали еще об одном — "Южном кластере". Причем его реализация практически уже началась. 

Так, госкомпания "Автодор" в 2023 году планирует приступить к строительству новой 150-километровой скоростной трассы от Горячего Ключа до аэропорта Адлер. Дорога пройдет преимущественно по тоннелям и эстакадам — эксперты в своих оценках уже называют ее "фантастически сложным проектом".

Вдоль моря

Сейчас доехать на автомобиле до Сочи можно единственным путем: по федеральной автомобильной дороге А-147 (трасса М-4 "Дон" — Джубга — Туапсе — Сочи — Адлер — государственная граница с Абхазией). Ее протяженность составляет 217 км. Но этот путь — настоящее испытание для любого водителя. Главная трудность — постоянные серпантины. При этом, несмотря на введенные ограничения для грузового транспорта, на дороге очень высокий трафик, что сильно затрудняет проезд. Самый напряженный отрезок — от поселка Агой до Лазаревского, с резкими спусками, крутыми поворотами, подъемами и регулярными утренними туманами. Даже если идет небольшой дождь (а это здесь случается нередко), дорога становится особенно опасной. Про обгоны лучше забыть сразу: трасса узкая, извилистая, она буквально зажата между горами и прибрежной полосой.

Помимо этого, геометрические параметры на отдельных участках дороги не соответствуют нормативным требованиям даже II технической категории: например, на некоторых серпантинах имеются кривые с радиусами от 10 до 14 м. Это повышает риск ДТП с длинномерным грузовым транспортом и автобусами.

Кроме того, шоссе проходит через множество населенных пунктов, и в курортный сезон водителям приходится пропускать толпы отдыхающих, которые спешат к морю. Чтобы хоть как-то разгрузить трассу, власти Сочи разрешают въезд грузового транспорта в пределы города только в ночное время. Тем не менее вереница машин обычно движется со средней скоростью 45 км/ч, а летом, когда трафик увеличивается вдвое, она падает до 30 км/ч. Так что ограничивающие скорость до 60 км/ч знаки выглядят как насмешка.  

Автомобильная трасса А-147 носит сомнительный титул одной из самых аварийных дорог России. Например, в 2021 году здесь произошло 302 ДТП, 35 из них — с погибшими. Кроме того, ежегодно дорогу перекрывают по несколько раз из-за природных катаклизмов (чаще всего — из-за селей, сходящих с гор после сильных дождей).

Последствия камнепада на трассе Джубга-Сочи, 25 сентября 2021 года

Если вы все-таки решитесь на поездку по этой непростой трассе, будьте готовы, что на преодоление 200 км у вас может уйти от шести до 14 часов — именно такие "рекорды" случаются в разгар курортного сезона.

Несколько лет назад в правительстве рассматривали проект реконструкции А-147 от Джубги до Сочи, но тогда пришли к выводу, что расширение существующей трассы в некоторых местах просто невозможно, а в других — потребует гигантских средств. И решили проработать иные варианты путей до Сочи (такое поручение дал президент РФ Владимир Путин).

Через горы

Так, в конце прошлой недели госкомпания "Автодор", проанализировав несколько вариантов, завершила технико-экономическое обоснование (ТЭО) окончательного проекта трассы от Горячего Ключа до аэропорта Адлер. Как рассказал первый заместитель председателя правления компании Игорь Коваль, это совершенно беспрецедентный опыт для "Автодора": в связи с условиями ландшафта местности пришлось изобретать уникальные инженерные решения. Отмечу, что переоценить значимость строительства этой автомобильной дороги, в частности для Краснодарского края, да и для всей страны в целом, крайне сложно.

Кстати, в разработке проекта непосредственное участие принимал заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин; проект неоднократно обсуждался на заседаниях правительства. И если раньше начало строительства трассы неоднократно откладывалось по факту из-за сложности и высокой цены, то сейчас в рамках технико-экономического обоснования проекта удалось значительно снизить стоимость строительства отдельных участков (как обещают — до 30%).

Очертания Южного кластера

Окончательный проект строительства "Южного кластера" протяженностью 152,5 км включает в себя обходы Сочи, микрорайона Адлер, города Туапсе, поселка Лазаревское. Также предусмотрено сооружение совершенно новой трассы от города Горячий Ключ до села Агой.

Если говорить подробнее, то, согласно материалам ГК "Автодор", четырехполосная дорога (с разрешенной скоростью 100 км/ч) стартует от трассы М-4 в районе Горячего Ключа, пройдет через горный перевал до Туапсе и потом вдоль черноморского побережья до аэропорта Адлер. Трасса будет проходить преимущественно в тоннелях и по эстакадам, но за пределами береговой полосы, в обход населенных пунктов. К примеру, на 58-километровом участке Горячий Ключ — Агой запланировано строительство 53 мостов и тоннеля протяженностью 2,3 км. Кстати, именно по поводу этого участка было больше всего споров: предлагалось несколько вариантов трассировки. Например, строить скоростной дублер от Горячего Ключа до Джубги или по маршруту существующей местной грунтовой дороги через Шаумяновский перевал. В конце концов самым удачным признали вариант до села Агой (находится вблизи Туапсе).

Как ожидается, время в пути на автомобиле от Горячего Ключа до Сочи сократится с семи до двух часов; будут ликвидированы сезонные дорожные заторы, повысится безопасность. По расчетам, аварийность и смертность на дороге снизится в четыре и более раз (за счет выведения 50% транзитного трафика за пределы населенных пунктов).

Во сколько в итоге обойдется эта трасса, пока неизвестно. Ясно, конечно, что очень недешево, ведь работать придется в крайне сложных условиях, пробивая дорогу между морем и горами, а кое-где — и прямо через горы. 

Стоимость будет определена по итогам разработки проектно-сметной документации, когда мы проведем весь объем инженерных изысканий. Дорога будет строиться на деньги федерального бюджета, но мы надеемся и на привлечение средств в рамках ГЧП
Игорь Коваль
первый заместитель председателя правления "Автодора"

Вероятно, часть расходов возьмет на себя и регион.

Край готов поддерживать этот проект административно и финансово, в том числе с точки зрения налоговых льгот. Строительство этой дороги позволит увеличить объем турпотока с 17–18 до 25 млн туристов в год. И в целом реализация инвестпроекта позволит увеличить валовый региональный продукт на сумму более 600 млрд рублей
Алексей Юртаев
министр экономики Краснодарского края

Дорога, подсчитали в "Автодоре", в ходе жизненного цикла обеспечит прирост ВВП 1,5 трлн рублей (причем это первая консервативная оценка, эффект может быть и значительнее). Будут и иные инвесторы, ведь трасса изначально строится как платная, и они могут рассчитывать на возврат средств за счет высокого транспортного потока.

Не останется без внимания и существующая трасса А-147: правительство запланировало на ее реконструкцию в 2025–2027 годах 55 млрд рублей из федерального бюджета (распоряжение №1601 от 20 июня 2022 года).

В обход Адлера

Весь проект разбит на несколько этапов, первоочередной из которых — обход Адлера протяженностью 7,8 км (от микрорайона Кудепста до села Высокое).

Конкурс на его проектирование объявят в ближайшее время, и, как уточняют в "Автодоре", уже в конце 2023 года начнется строительство. По предварительным планам, рассказал Коваль, полностью дорогу запустят в 2026 году. Вроде всего-то почти 8 км, но трасса будет проходить в условиях предгорья, предполагается построить на этом участке три моста (общей длиной 1,6 км) и два тоннеля (4,6 км). Дорога будет соответствовать требованиям II категории и иметь четыре полосы движения, расчетная скорость составит 100 км/ч. Соответственно, это расстояние можно будет преодолеть на авто буквально за пять минут, тогда как сейчас (особенно в часы пик) запросто можно застрять в пробке на улице Ленина (центральная магистраль Адлера) на час и более. Летом, как ожидается, по новой трассе будет проезжать до 30 тыс. автомобилей в сутки (до 25 тыс. — зимой). Таким образом, она заберет до четверти потока с трассы А-147.

Сроки начала и окончания работ на остальных этапах (обход Сочи, Туапсе, Лазаревского, строительство участка Горячий Ключ — Агой и т.д.) в "Автодоре" пока не называют. Но предполагаю, что откладывать в долгий ящик проект не будут: трасса эта действительно очень нужна сегодня, а процессы по ее планированию и даже реализации уже весьма подробно очерчиваются. При этом через два года, когда в целом будет завершено строительство новой трассы М-12 от Москвы до Екатеринбурга, высвободятся мощнейшие дорожно-строительные организации с отличной техникой и опытными кадрами. Думаю, тогда и стартуют работы на основных участках "Южного кластера".

На пути у леопарда

При всем этом, как объяснили в "Автодоре", трасса пройдет по "очень сложной с точки зрения регулирования экологического законодательства" территории. Часть пути — и вовсе по особо охраняемой природной территории (ООПТ), где по закону запрещено любое строительство.

У нас была конструктивная дискуссия с Минприроды. И в результате мы нашли механизм, позволяющий проложить дорогу за счет изменения функционального зонирования ООПТ
Игорь Коваль
первый заместитель председателя правления "Автодора"

Сочинский национальный парк (а это ООПТ федерального значения) площадью более 200 тыс. га расположен на территории Большого Сочи: от границ с Туапсинским районом, между устьями рек Шепси и Магри на северо-западе до границ с Абхазией на юго-востоке и от побережья Черного моря до водораздельной линии Главного Кавказского хребта. Под охраной здесь находятся десятки редких видов растений и животных; в парке реализуется программа по восстановлению популяции леопардов в дикой среде. Большую часть территории парка занимают горы, разделенные речными долинами. Так как и Сочи, и Адлер находятся в границах парка, а в некоторых зонах все же можно строить дороги для его нужд или населенных пунктов, расположенных в его границах, то формально можно сослаться на то, что новая трасса нужна для Большого Сочи. В любом случае задача в том, чтобы сделать ущерб для природы от строительства такой дороги минимальным.

Тут надо действовать очень осторожно — чтобы, с одной стороны, не нанести ущерб природе. Но, с другой стороны, надо же как-то развивать инфраструктуру, учитывать интересы местных жителей, необходимость доставлять сюда грузы. Словом, самое главное — соблюсти принцип "не навреди" и попытаться найти компромиссное решение. Кроме того, в случае решения — все-таки строить дорогу вблизи или через ООПТ — надо очень строго прописать комплекс компенсационных мероприятий. Например, вместо одного срубленного (пересаженного в другое место) дерева должно быть высажено три. Не меньше
Сергей Тен
первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по собственности

Кроме того, депутат, который существенную часть своего времени посвящает защите озера Байкал, отметил, что очень важно, чтобы новая трасса не пересекалась с леопардовой тропой.

В работе

Сейчас на трассе М-4 "Дон" реализуется ряд федеральных проектов, например идет строительство двух обходов городов. Пока магистраль проходит через крупнейший город юга России — Ростов-на-Дону, и уже два года активно строится обход Аксая — скоростная дорога длиной почти 70 км. Эту трассу сдают поэтапно. Сегодня круглосуточно идут работы над сооружением нового моста через Дон (длиной почти 2 км). Всего запланировано восемь путепроводов и пять мостовых переходов. Новую дорогу шириной от четырех до шести полос и расчетной скоростью 130 км/ч обещают открыть к концу 2023 года (на год раньше заявленного изначально срока). За счет только этого обхода, как ожидается, время в дороге на юг сократится как минимум на час.

Аналогичный объект строится и в соседнем регионе — дальний западный обход Краснодара. Это будет дорога длиной 51 км с двумя полосами движения в каждую сторону, где автомобили смогут двигаться со скоростью до 120 км/ч. Здесь надо возвести четыре моста и девять путепроводов. Движение по новой трассе тоже планируется запустить уже в следующем году.

Этот новый обход Краснодара будет выходить к автомобильной дороге А-289 (Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк — автомобильная дорога А-290 Новороссийск — Керчь), которая, откровенно говоря, автомобилистов совсем не радует. Ее длина — 150 км, и по большей части она соответствует лишь II технической категории. Самое неприятное — она проходит через несколько крупных населенных пунктов. При этом после запуска автомобильного движения по Крымскому мосту в 2018 году эта трасса стала одной из самых загруженных на юге страны. Однако летом 2021 года началось строительство новой федеральной магистрали, которая пройдет в обход населенных пунктов. Протяженность четырехполосной трассы категории IБ составит 119 км. Предстоит построить два больших моста (через реки Кубань и Протока) и больше 30 малых, десять многоуровневых развязок и 15 путепроводов, свыше 160 разных малых искусственных сооружений. Расчетная пропускная способность новой трассы — 40 тыс. автомобилей в сутки. Завершение всего комплекса строительных работ намечено на 2024 год. В результате путь из Краснодара до Крымского моста, как ожидается, будет занимать не более двух часов (сейчас — около четырех).

Реализовав эти планы, думаю, самое время будет заняться строительством новой трассы от Горячего Ключа до аэропорта Адлер. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru