Взаимные заверения в дружеских чувствах на протяжении четырехдневного визита президента Франции Эмманюэля Макрона на другую сторону Атлантики не смогли подменить реальную политику в отношениях между Парижем и Вашингтоном, констатируют дипломатические наблюдатели во французской столице. Тем более что Макрон прибыл в гости к заокеанскому партнеру с багажом, полным конкретных упреков.
Угроза торговой войны
В своих интервью накануне и во время поездки глава Франции неизменно привлекал внимание к факту, что экономики Соединенных Штатов и Европейского союза окажутся в неравном положении из-за массивных субсидий предприятиям на американской земле, которые по инициативе президента США Джо Байдена предусмотрены в большом плане мер по обеспечению энергетического перехода. Французская газета Les Echos прокомментировала главный принцип современной американской политики так: America First, Europe Last? ("Америка — первая, Европа — последняя?").
Глава Франции с достаточно большой прямотой назвал американский подход "суперагрессивным".
Кроме того, Макрон выразил немалое удивление в связи с тем, что никто даже не пытался вступить с ним в контакт на стадии обсуждения Акта о снижении инфляции (Inflation Reduction Act), — напомню, с 1 января по 30 июня Франция, кроме всего прочего, председательствовала в Совете ЕС. По словам главы Франции, ему хотелось бы, чтобы его "уважали как друга".
Примерно такие же слова, как вспомнил вашингтонский корреспондент газеты Le Figaro Филипп Желе, Макрон говорил четырьмя годами ранее предшественнику Байдена Дональду Трампу. "С союзниками торговую войну не ведут", — сказал тогда французский лидер прежнему хозяину Белого дома, также не очень склонному считаться с интересами европейских партнеров. Целью визита Макрон сейчас вновь провозгласил "синхронизацию подходов и повесток дня" Франции и США, чтобы добиться лучшей координации действий.
Французский президент восстал против Акта о снижении инфляции, подписанного Джо Байденом в августе, поскольку этот пакет субсидий почти в $400 млрд носит откровенно протекционистский характер. Он ставит целью "декарбонизацию" американской экономики (снижение выбросов углекислого газа), но одновременно, по сути, наказывает европейцев за аналогичные усилия.
Перед поездкой Макрон собирал в Елисейском дворце французских и американских предпринимателей, чтобы обсудить "недружественную позицию" США. Он сообщил тогда же, что намерен добиваться от Штатов лояльной конкуренции с применением "одинакового оружия".
По сути, Макрон отправился в Вашингтон, чтобы протестовать против Акта о снижении инфляции и всех связанных с энергетикой мер, которые благоприятствуют исключительно компаниям на американской территории. Президент США, как констатирует еженедельник L’Express, "без всяких комплексов отдает приоритет американским рабочим местам и продукции с маркой made in USA".
Макрон подчеркивал, что прибыл в Америку, чтобы "говорить от имени французской промышленности". Правда, непосредственно перед своей встречей с Байденом в Овальном кабинете он признался, что ни на секунду не верит в американские уступки в отношении этого закона, который Вашингтон посчитал для себя критически важным. Согласно Le Monde, этот гигантский план инвестиций предусматривает поддержку обосновавшимся в Соединенных Штатах предприятиям, чтобы способствовать и ускорить энергетический переход даже ценой дискриминации европейской продукции. Эта программа, которую французский президент считает "недружественной" и противоречащей правилам Всемирной торговой организации, заставила европейцев опасаться, что между двумя берегами Атлантики развернется торговая война. Американский проект "может расколоть Запад", предупредил Макрон.
Не надеясь на отмену закона, Париж, однако, не отказывается от попыток уменьшить эффект американского индустриального протекционизма. Параллельно во Франции намерены вести активную кампанию среди европейских партнеров, чтобы принять в противовес американскому закону Акт о приобретении европейских товаров (Buy European Act).
Вероломство с субмаринами
По мнению Le Monde, приглашение французского лидера в американскую столицу также имело целью подвести черту в прошлогодних спорах между Парижем и Вашингтоном по поводу срыва французского военного контракта на сумму в $56 млрд. Спустя год после заключения Вашингтоном и Лондоном за спиной Парижа сделки на поставку Австралии американских подводных лодок вместо французских это приглашение должно было продемонстрировать стремление Вашингтона загладить обиду. Но так ли легко поставить точку в этом споре?
Формат госвизита предполагал особые протокольные почести гостю. К тому же Макрон стал первым иностранным лидером, приглашенным в США на таком уровне, за время полномочий Байдена. Впрочем, для самого восьмого президента Пятой республики это был уже второй госвизит в Вашингтон. В первый раз он совершил подобную поездку в 2018 году по приглашению предшественника Байдена — Дональда Трампа. Готовить нынешний визит выпало французскому послу Филиппу Этьену, которого Париж в 2020 году впервые в истории двусторонних отношений даже отзывал на короткое время на родину в знак понижения отношений со Штатами после вероломного поступка американских союзников в истории с субмаринами, которая была признана низшей точкой в отношениях Франции и США.
При этом примеры, когда США ставят собственные стратегические интересы гораздо выше интересов союзников, на этом отнюдь не исчерпаны. Во Франции помнят, что всего за несколько недель до срыва французского контракта США "забыли" посвятить союзников в свои планы вывода американского контингента из Афганистана.
По утверждению парижского еженедельника Le Journal du Dimanche, Макрон, вероятно, имея в виду степень провозглашаемой взаимной любви, однажды сравнил отношения Парижа и Вашингтона с романом между Ромео и Джульеттой. В роли Ромео он в данном случае склонен видеть Францию. Представить в роли Джульетты Соединенные Штаты гораздо сложнее. Свидетельством тому можно считать и то, когда союзники обратились за американским газом, а в США решили продавать его европейским компаниям втрое дороже, чем собственным. Едва ли героиня Шекспира была бы столь же меркантильна.
Личный публичный прием
Американская президентская чета пригласила гостей на частный ужин в вашингтонский ресторан Le Diplomate с интерьерами, стилизованными под парижское кафе, где президенты и их супруги обменялись подарками. Хозяевам досталась виниловая пластинка с саундтреком французского фильма "Мужчина и женщина" (Un homme et une femme, 1966), который Байден и его будущая супруга смотрели на своем первом свидании. Американская пресса не преминула напомнить о разнице в возрасте гостя и хозяина: "В год, когда Макрон родился, Байден уже заседал в Сенате", — установила The Washington Post.
Грандиозным, конечно, стал торжественный обед в Белом доме — для него принесли в жертву 200 омаров. Как уточняют СМИ, на столе были калифорнийские вина и даже сыры оказались американскими. За трапезой Макрон заявил в отношении Байдена, что "это руководитель, с которым мы ведем очень откровенные и важные дискуссии".
Свой визит в США Макрон завершил под знаком французского наследия — в штате Луизиана. Эта территория была продана в 1803 году Америке за $15 млн Наполеоном Бонапартом, в то время еще не императором, а первым консулом Франции. Пребывание главы Пятой республики в крупнейшем городе штата Новом Орлеане было посвящено защите французского культурного наследия и французского языка. В ходе этой последней американской остановки Макрон объявил о новой культурной инициативе — программе French for all ("Французский для всех"), которая призвана гарантировать доступ к изучению языка Оноре де Бальзака для всех в США. Позволит ли это Франции рассчитывать на более точное прочтение ее сигналов за океаном в будущем?