15 декабря 2022, 16:51
Мнение

"Все, что заработал, отдаю Красной Армии". Как строили самолеты на народные пожертвования

Дмитрий Хазанов — о помощи фронту простых советских людей, приобретавших на свои средства боевые самолеты для ВВС

Сбор денег, драгоценностей и сдача их в Госбанк в специальный Фонд обороны (его еще называли Фондом Красной армии) на создание боевой техники и вооружения начался с первых же дней Великой Отечественной войны. Люди самых разных социальных слоев делали это по личной инициативе, порой не называя своих имен. Они хотели оказать посильную помощь фронту. Осенью 1941 года, насколько известно, первое звено построенных на народные пожертвования бомбардировщиков Пе-2 приняло участие в боях на Западном фронте под Москвой. В городах и областях, в филиалах государственных банков начали открывать специальные счета, куда перечислялись средства.

Имелся такой счет и в Саратовском государственном банке. Сначала саратовцы собирали деньги на строительство танковой колонны им. Василия Чапаева, но затем решили купить боевые самолеты, которые выпускали здесь же, в областном центре. 

В начале ноября 1942 года на завод №292 приехали секретарь обкома партии Павел Комаров и несколько колхозников. Они собрали 150 тыс. рублей (около 18 млн рублей в современном эквиваленте) в Фонд обороны и попросили продать им самолет — чтобы подарить защитникам Сталинграда. Первыми среди них сдали деньги отец пятерых воинов Сергей Кожевников, жена фронтовика Серафима Чапова и 70-летний колхозник Иван Морозов. Среди жертвователей были и работники разных артелей, в том числе пасечников.

Волжский именной первенец для майора Шишкина

"Покупателей" привели в цеха, показали самолеты. Стали обсуждать, кому вручить их машину. Выбор остановили на командире 291-го истребительного авиаполка Герое Советского Союза майоре Василии Шишкине. Он сражался с фашистами с первых дней войны, одержал девять личных побед, поэтому его кандидатуру сочли удачной.

Но летчик получил новую боевую машину не сразу. Тогда только начали выпускать малую серию облегченных Як-1 с улучшенным обзором задней полусферы, и Шишкин захотел именно такой. Пришлось ждать почти месяц прибытия металлического оперения из Новосибирска, с завода №153. Зато судьба истребителя №34104 сложилась счастливо: на нем майор Шишкин, командуя теперь 55-м гвардейским истребительным авиационным полком (ИАП), выполнил 55 боевых вылетов и сбил еще три самолета противника. Позже самолет продолжил боевой путь до Бреста, выработал ресурс и был списан.

Истинный патриот страны

Особо знаменитым среди благотворителей, жертвующих фронту в годы Великой Отечественной войны, стал пасечник Ферапонт Головатый из Саратовской области. 15 декабря 1942 года он внес деньги, в одиночку вырученные за продажу меда, на постройку нового истребителя.

Ферапонт Головатый. Архив Государственного центрального музея современной истории России
Ферапонт Головатый

Безоблачной судьбу Ферапонта Головатого назвать нельзя. Несмотря на участие в Гражданской войне на стороне красных, добросовестную работу пчеловодом на хуторе Степной Ново-Покровского района, вступление в колхоз в 1930 году и даже избрание его председателем сельсовета, в 1937 году, по одним данным, его едва не сослали в Сибирь, по другим, даже арестовали, и он провел десять месяцев в одиночной камере, после чего благополучно вернулся в родное село. Вероятно, кто-то завидовал хорошо налаженному хозяйству, большой и дружной семье. Возможно, крестьянину припомнили службу в полку охраны российского императора и подарок от него — часы, хранившиеся в доме.

С началом Великой Отечественной войны двое сыновей и три зятя Головатого ушли на фронт, в доме остались девять внуков, младшему едва исполнилось два года. Патриотизм этого немногословного человека проявился после успешной продажи меда на рынке Саратова. Цена этого продукта в голодные военные годы доходила до 900 рублей за килограмм. Собрав выручку — 100 тыс. рублей, Ферапонт Головатый отправился к директору самолетостроительного завода №292 Израилю Левину. 

Хорошо запомнился мне этот день 15 декабря 1942 года. В мой кабинет вошел высокий, крепко скроенный человек в черной поддевке, барашковой шапке. "Товарищ директор, хочу купить самолет". Я спросил, кто он и откуда. Он ответил: "Ферапонт Петрович Головатый, из колхоза "Стахановец" Новопокровского района Саратовской области". Я вспомнил, что недавно мы продали этому колхозу три самолета, и подумал, что колхозники еще собрали средства и хотят пополнить свои подарки фронту. Но в беседе выяснилось, что самолет колхозник решил приобрести сам, на свои личные деньги
Израиль Левин, из книги "Грозные годы"

Василий Шишкин — тот самый летчик, которому благотворители подарили новенький Як-1, — воевал в составе 16-й воздушной армии. Вместе с ней воевала 8-я: оба объединения защищали Сталинград. Именно в 8-ю воздушную армию военное руководство решило торжественно передать именную машину Ферапонта Головатого. Пасечник попросил передать этот истребитель земляку, желательно летчику-асу, и написать на борту приветствие от него. Так и поступили.

Архив Государственного центрального музея современной истории России

Комдив Борис Сиднев рекомендовал саратовца — командира 273-го ИАП майора Бориса Еремина. На его счету уже было семь личных побед и восемь — в группе других летчиков. Еремин приехал на завод принимать новые машины и познакомился с Головатым в кабинете директора завода, а потом пасечник телеграфировал в Кремль.

"Все, что я своим честным трудом заработал в колхозе, отдаю это в Фонд Красной армии… Пусть моя боевая машина громит немецких захватчиков, пусть она несет смерть тем, кто издевается над нашими братьями, невинными советскими людьми. Сотни эскадрилий боевых самолетов, построенные на личные сбережения колхозников, помогут нашей Красной армии быстрее очистить нашу священную землю от немецких захватчиков".

Иосиф Сталин быстро отреагировал.

Спа­си­бо Вам, Фе­ра­понт Пет­ро­вич, за Вашу за­бо­ту о Крас­ной армии и ее воздушных силах. Крас­ная армия не за­бу­дет, что Вы от­да­ли все свои сбе­ре­же­ния на по­строй­ку но­во­го самоле­та. При­ми­те мой при­вет
Иосиф Ста­лин, из газеты "Правда"

Новость о благодарности Сталина рядовому труженику попала в газеты и быстро стала известной всей стране. На первых полосах были опубликованы 13 фотографий, запечатлевших передачу Головатым самолета в подарок Сталинградскому фронту.

Саратовский обком ВКП(б) принял решение: "Предложить секретарям горкома и райкомов ВКП(б) широко разъяснять телеграмму тов. Сталина колхознику Ф.П. Головатому на митингах и колхозных собраниях, мобилизовать активность трудящихся на дальнейшую помощь фронту".

Те декабрьские дни изменили всю дальнейшую жизнь крестьянина. После окончания войны Головатого назначили председателем колхоза "Стахановец" в Саратовской области, он дважды избирался в местный Совет депутатов, а в марте 1948 года за высокие урожаи пшеницы и обеспечение семенами зерновых культур для посевной Ферапонту Головатому присвоили звание Героя Социалистического Труда. Он до конца жизни прожил в родном селе Степное и скончался в июле 1951-го. Ему был 61 год.  

Именной "Як" — герой Саратова

Историк Сергей Кузнецов подробно исследовал судьбу самолета Бориса Еремина и единственного сохранившегося до наших дней Як-1.

"С 18 декабря 1942 г. числился за 31-м гвардейским ИАП. С 24 декабря 1942 г. по 28 сентября 1943 г. майор Еремин выполнил на своем самолете 75 полетов. Дальше на нем практиковались молодые летчики полка, а при очередном осмотре в сентябре 1943 г. обнаружилось коробление обшивки крыла и гаргрота фюзеляжа. После нескольких боевых вылетов Бориса Николаевича Еремина стало очевидным, что на нем небезопасно вести бои, хотя интенсивные полеты продолжались еще три месяца.
Последний раз истребитель поднялся в воздух 26 февраля 1944 г. ...25 мая 1944 г. самолет отправили в Саратов по просьбе руководителей Саратовской области, установили его на центральной площади 7 марта 1945 г. Конечно, он отличался от первоначального варианта, в частности, в окраске. Всего самолет налетал 102 часа 25 минут".

Из книги "Як-1 — наш лучший истребитель 1941 года"

 

Сколько было именных Як-1?

Случаи, когда именные истребители Як-1 фронту дарили простые граждане, не единичны. На таких "подарочных" "Яках" воевали Герои Советского Союза Алексей Катрич, Александр Лавренов, Алексей Решетов. Благородный почин пчеловода Головатого получил в народе огромный отклик, и только на средства саратовцев было построено 1 520 самолетов.

Производство истребителей Як-1 во время Великой Отечественной войны. Sovfoto/ Universal Images Group via Getty Images
Производство истребителей Як-1 во время Великой Отечественной войны

Задокументированы различные надписи, которые наносились по просьбе дарителей на бортах боевых машин, например: "Подарок Сталинградскому фронту от колхозника колхоза "Красная наука" Марксского района Сар. области Бунина Федора Захаровича", "Вольский цементник", "Жерновский осоавиахимовец", "Волжский путеец (от речников Волги). Госпиталь — фронту", "Подарок от комсомольцев и молодежи завода в честь XXV годовщины ВЛКСМ Герою Советского Союза капитану Олейник Г.Н." и другие. 

Некоторые дарители сдавали деньги на два-три самолета. Так, пасечница Анна Селиванова последовательно купила три "Яка".

Анна и ее муж Андрей не собирались заниматься пчеловодством, но перед войной их учителя подарили молодым людям две пчелиные семьи. Когда Андрей одним из первых в селе ушел на фронт, Анна с четырьмя детьми осталась дома, взяв на себя заботу о пасеке и хозяйстве. После покупки первого самолета на борт нанесли надпись: "Подарок Сталинградскому фронту от колхозницы колхоза "Им. 7-го съезда Советов" Куриловского района Сар. области Селивановой Анны Сергеевны". Машину передали в часть, где мотористом служил Андрей.

О втором приобретенном на собственные сбережения самолете Як-1 известно мало, кроме того, что на нем разбился и погиб 2 марта 1943 года летчик Василий Чибисков из 832-го ИАП. Узнав о случившемся, Анна Селиванова решила обязательно собрать деньги на третий самолет. Им стал Як-3, на котором впоследствии летал и встретил весну Победы командир эскадрильи 431-го ИАП майор Алексей Суровешкин. Летчик выполнил к концу войны 517 боевых вылетов, одержал десять побед лично и шесть в группе, никогда не забывая Селиванову и ее поступок.

Народный монумент в глуши

Стоит отметить, что поступки саратовских пасечников вдохновляли и крестьян из других краев страны. И об одной из таких историй до сих пор хранят память.

Небольшое село Буб Сивинского района Пермского края — глухое, малолюдное место. Добраться сюда по ухабистой дороге даже при хорошей погоде и сегодня непросто. Десять лет назад здесь появился монумент, построенный на народные деньги, в память о простой, но навсегда оставшейся в памяти односельчан женщине, уроженке этих мест Матрене Яковлевой. Муж Матрены ушел на фронт, и от него долго не было вестей, приемный сын — своих детей у пары не было — собирался на войну. 

В начале 1943 года, узнав о жестоком сражении под Сталинградом и о патриотическом почине саратовских крестьян, она решила тоже, как может, помочь бойцам. Продала все свое немалое имущество — шесть голов скота, включая две коровы, теленка, овцу и двух свиней, а также имевшиеся в доме запасы масла, меда, муки — и на вырученные деньги, 100 тыс. рублей, купила для фронта боевой самолет-истребитель.

Муж Матрены Сергей вернулся с фронта с тяжелым ранением, врачи, опасаясь осложнений, не решились вынуть пулю из груди. Возможно, это стало причиной ранней смерти солдата. А труженица Матрена прожила долгую и достойную жизнь — она умерла в мае 1995 года на 101-м году жизни. История подвига Матрены Яковлевой передавалась в селе из поколения в поколение, деньги на памятник работы скульптора Алексея Татаринова — более миллиона рублей — собирали всем миром. Его открыли в центре села 20 июня 2012 года. 

Судьба летчика Бориса Еремина и его именных самолетов

Вместе со своими боевыми товарищами Борис Еремин после победы под Сталинградом участвовал в боях над Донбассом, прикрывал войска при ликвидации Никопольского плацдарма и прорыве на Перекопе. Несмотря на разницу в возрасте, летчик и Ферапонт Головатый подружились, состояли в длительной переписке. 

Почти два с половиной месяца прошло с тех пор, как я получил Ваш самолет. Сделал на нем около 30 боевых вылетов, сбил три вражеских самолета; выполняя воздушную разведку вместе с моими боевыми товарищами, мы привозили ценные данные о противнике, что позволяло наносить удары по противнику нашим штурмовикам и бомбардировщикам. Смею заверить Вас, Ферапонт Петрович, что мы били врага и будем бить беспощадно, по-сталинградски
Борис Еремин, из книги "Воздушные бойцы"

Когда машина отслужила свой срок, пасечник приобрел на заводе второй самолет, на сей раз Як-3, и вручил его снова подполковнику Еремину, в то время уже заместителю командира 6-й гвардейской истребительной дивизии. На фюзеляже была сделана надпись: "От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага". Борис Еремин закончил войну в берлинском небе. Из 342 боевых вылетов 270 он сделал на двух подаренных истребителях. Участвовал в 70 воздушных боях. Сбил лично 8 вражеских машин и вместе со своими боевыми друзьями уничтожил еще 15.

Истребитель Як-3 Еремина первоначально хранился в Доме авиации им. М.В. Фрунзе, затем, до конца 1991 года — в музее ОКБ им. А.С. Яковлева. Вывезенный в США для временной экспозиции, он длительное время находился в американском музее в городе Санта-Моника, штат Калифорния, но все же с помощью МИД России вернулся домой. 20 апреля 2015 года автору довелось принимать участие в работе комиссии, дававшей оценку состояния раритета, после чего самолет отреставрировали, и сегодня он выставлен в Музее техники Вадима Задорожного.  

В 1952 году Борис Еремин окончил Военную академию Генерального штаба, командовал военными училищами, ВВС военных округов, воздушными армиями. С 1965 по 1975 год был начальником службы безопасности полетов ВВС, после чего генерал-лейтенант авиации Еремин вышел в отставку. В мае 1990 года "за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны" Борису Николаевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Он дожил до 93 лет и скончался в Москве 4 апреля 2005 года. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru