Все новости

Что ждет рынок электронной торговли в 2015 году

У интернет-торговли есть чуть больший запас прочности по сравнению с традиционным ритейлом, но нас ждет серьезное повышение цен

Меня как-то слишком часто стали спрашивать, что ждет рынок электронной коммерции в наступающем году.

То есть, разумеется, спрашивали об этом и раньше, но раньше эти вопросы носили несколько ритуальный характер: вот, мол, год заканчивается, а наши читатели хотели бы знать, - ну и так далее…

Но в этом году чувствуется интерес несколько иного плана.

Это в первую очередь интерес к тому, возможно ли какое-то, пусть узкоотраслевое, развитие хотя бы в каком-то сегменте экономики в условиях пришедшего к нам кризиса.

То есть обращаются, конечно, за тем, чего так не хватает в предновогодние дни, - за зарядом оптимизма.

Увы, мне кажется, что за оптимизмом - это все-таки к Деду Морозу.

Крохотный оптимистический просвет для отечественной интернет-торговли, разумеется, замаячит - об этом я скажу ниже, - но только на самой финишной ленточке кризиса. Собственно, этот просвет и будет означать то, что кризис завершен.

Теперь давайте к сути дела.

Первое - позитивное, между прочим: у интернет-торговли есть чуть больший запас прочности по сравнению с традиционным ритейлом.

Этот запас основан на том, что количество пользователей в онлайн-покупках растет неизменно, растет само по себе, даже если мы как продавцы не прикладываем к этому росту усилий. Это можно напрямую связать с демографией: по мере вступления в активную фазу жизни более молодого поколения число пользователей интернета и, как следствие, число людей, покупающих там, увеличивается. Кроме этого, с каждым годом сеть дополнительно отвоевывает у офлайна еще какое-то число людей. Просто потому, что покупать с минимальными затратами времени удобнее, найти товар легче, сравнить цены - и вовсе запросто.

Так что и терять покупателей, а следовательно, и деньги онлайн будет медленнее, чем офлайн.

Теперь, закончив с позитивом (ибо ничего радостно-ободряющего я более сказать не смогу), перейдем к скучному и очевидному всем перечню грядущих проблем.

Пожалуй, стоит очертить их максимально крупными мазками, дабы не пережевывать и так известное всякому думающему.

Нас ждет серьезное повышение цен. Думаю, что повышение цен не будет равно разнице в курсах рубля к иностранным валютам "до" и "после", так как любой продавец вынужден будет закладывать в цены и риски колебаний курса. Повышение цен, что понятно, резко уменьшит покупательские возможности.

Благодаря панически-хаотическому спросу конца этого года у нас окажутся не только пустые прилавки (их заполнение рано или поздно, но произойдет, уже по новым ценам, как мы говорили выше), но и заполненная и даже переполненная потребительская корзина, покоящаяся в ожидании трудных времен на антресолях у покупателя. То есть все всё уже купили, покупательский спрос удовлетворен надолго вперед.

Поэтому эксперты прогнозируют как минимум (оптимистическая оценка) 50-процентное падение продаж в начале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Кто из интернет-торговцев окажется в группе риска? В первую очередь - большие, разрекламированные и раскрученные интернет-магазины, которые получают свой доход не с операционной прибыли, а за счет поступления инвестиций, учитывая сокращение практически до нуля не только инвестиционных поступлений, но даже кредитных операций.

Добавлю, что интернет-магазины, существующие "на свои", заработанные, - гость у нас крайне редкий, таковых можно пересчитать по пальцам.

Вторые в этой очереди - средние торговцы, чей оборот прочно связан с кредитованием.

О шансах занять освободившиеся места на рынке мелкими предпринимателями я бы лучше помолчал. Думаю, они минимальны, мелкий бизнес имеет более чем скромный запас прочности, и пережить, перетерпеть падение спроса ему будет чрезвычайно сложно.

При этом то, что происходит в интернет-коммерции у нас в стране, - малозаметная, местечковая проблемка на фоне тех проблем, которыми озабочен сейчас глобальный рынок.

Коротко - это уже упомянутая выше проблема нерентабельности подавляющего большинства крупных торговых интернет-площадок. Не только отечественный рынок интернет-торговли живет на инвестиции, но и мировой тоже.

Инвесторы вкладывают гигантские деньги в развитие проектов, эти деньги успешно и вполне разумно осваиваются, а прибыли, увы, нет.

При этом прошла эпоха разговоров о том, что "купить в интернете дешевле, чем в магазине", - так говорили совсем недавно, мотивируя это тем, что  расходы на склад и доставку существенно ниже магазинных расходов. Выяснилось, что при соблюдении интернет-продавцами определенных качественных показателей эти расходы как минимум сопоставимы.

И вот мир ритейла стоит перед очень даже непростой задачкой: как вкладывать в то, что не дает отдачи, при том что покупатель принял новую форму торговли, привык к ней и радостно голосует за нее кошельком?

Трудно сказать, сколько времени у мирового рынка, частью которого мы, безусловно, являемся, уйдет на осмысление и решение этой глобальной проблемы, но то, что попытки нахождения ответа на эти вопросы мы, и как продавцы, и как покупатели, почувствуем на себе, - непреложный факт.

Вот на таком приблизительно общем фоне и будут развиваться события в мире интернет-торговли в наступающем году.

Да, обещано вначале - о свете в конце туннеля. Он забрезжит, когда на рынке появится какое-то заметное количество интернет-магазинов, созданных с нуля неизвестными нам сегодня людьми.

Потому что в кризисе всегда есть скромный позитив: это замена неэффективного старого молодой шпаной, это - шанс для людей новой волны.

ИТОГИ ГОДА-2014: Изменение экономического климата в РФ

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru