21 ноября 2023, 12:30
Мнение

Выборы в Аргентине: жажда перемен сделала президентом эксцентричного либертарианца

Елена Кондратьева — о том, чего ждать от Хавьера Милея

Президент Аргентины Хавьер Милей. AP Photo/ Natacha Pisarenko
Президент Аргентины Хавьер Милей

В воскресенье, 19 ноября, в Аргентине прошел второй тур выборов президента, в котором действующий министр экономики Серхио Масса уступил депутату-либертарианцу Хавьеру Милею. Внутри страны его победа не стала большой неожиданностью — последние недели многие опросы, хоть и с небольшим отрывом, давали ему первое место. Тех же, кто увидел избранного президента Аргентины впервые, результаты могли шокировать. В интернете можно найти различные видео с участием Милея, где он в образе, более свойственном рок-музыкантам, кричит, размахивает руками и даже используют нецензурную лексику. Необычный имидж для серьезного политика, тем более президента.  

Если начать читать об избранном главе государства больше, то его личность может удивить еще сильнее. 54-летний Милей, называющий себя анархокапиталистом, не был женат, и у него нет детей. Сыновьями политик называет своих огромных английских мастифов, которым он даже посвятил победу на праймериз. Сейчас у него четыре пса (Милтон, Мюррей, Роберт и Лукас), которые носят клички в честь экономистов Мюррея Ротберта, Милтона Фридмана и Роберта Лукаса. Все они настоящие клоны первого мастифа политика — Конана. 

После прошедших в августе общенациональных первичных выборов, на которых Хавьер Милей неожиданно стал лидером по количеству голосов, его появления в СМИ и на публике стали сдержаннее. Но полностью от эпатажа он не избавился — главным символом его кампании стала бензопила, которой он размахивал на встречах со сторонниками как символом будущего урезания бюджетных расходов (Милей собирается сократить их на 14% ВВП).  

Не отказался Милей и от одной из самых громких и спорных идей — ликвидации аргентинского Центрального банка и более активной долларизации. По мнению избранного президента, именно из-за Центробанка в стране высокая инфляция. Как объясняет Милей, он хочет лишить государство возможности использовать печатный станок при нехватке средств. Критики идеи отмечают, что без Центробанка страна останется без важного инструмента для защиты от внешних потрясений. Да и в мире существует множество государств с Центробанком и без высокой инфляции.

Жажда перемен победила страх

Выбор, который стоял перед аргентинцами 19 ноября, для многих был непростым. 8,5 млн избирателей в первом туре избрали других кандидатов, они не хотели видеть президентом ни Милея, ни Массу. Существенная часть аргентинцев, с кем я пообщалась за три недели между голосованиями, говорили, что для них "оба кандидата ужасны". В Массе они видели источник существующих проблем, Милея боялись из-за радикальных взглядов и отсутствия опыта.  

Правящий альянс "Союз ради родины", очевидно, пытался извлечь выгоду из страхов людей. Со всех площадок официальные спикеры говорили о том, что Милей выступает за платное образование и медицину, отмену субсидий на топливо, коммунальные услуги и проезд в транспорте, отказ от соцвыплат, свободное ношение оружия, торговлю органами и пенсионную реформу, которая перенесла бы задачу выплат с государства на частные специализированные фонды. Все это не было взято из воздуха — обо всем этом действительно Милей говорил. Что-то из этого прямо написано у него в программе, о чем-то он упоминал в более ранних интервью и выступлениях.   

Однако, по словам либертарианца, все эти непопулярные решения не входят в число реформ, которые он собирается продвигать в первую очередь. Как говорит сам Хавьер Милей, их время наступит, когда другие его реформы поднимут доходы аргентинцев и им больше не нужна будет помощь государства. Остается открытым вопрос, как именно избранный президент собирается одновременно сокращать бюджетные расходы и налоги и соблюдать обязательства по господдержке населения.

За девять дней до выборов и Латиноамериканский стратегический геополитический центр (Centro Estratégico Latinoamericano de Geopolítica) опубликовал результаты опроса, согласно которому Милей пугал аргентинцев больше, чем Масса. Но в то же время люди отвечали, что именно у либертарианца больше шансов решить проблему инфляции. Воскресное голосование, на мой взгляд, показало, что аргентинцы предпочитают рискнуть с новым, а не давать очередной шанс прошлому. Массе не удалось убедить людей, что тот же человек, который уже больше года возглавляет Министерство экономики и при котором инфляция достигла 140%, способен с изменением своей должности найти решение проблемам. 

Что впереди

Среди самых верных сторонников Милея царит оптимизм. Но это нельзя сказать про всех его избирателей. Люди настроены достаточно пессимистично по поводу экономической ситуации в стране, хотя и надеются, что у избранного президента получится сделать жизнь лучше.   

Тех, кто побаивается правления Хавьера Милея, часто успокаивает то, что в Аргентине крепкое разделение властей и у избранного президента нет большинства ни в одной из палат парламента. Он может попытаться провести некоторые реформы через президентские указы, но подобные решения впоследствии может аннулировать суд. Милей говорил, что он готов выносить свои предложения на референдум ради обхода Конгресса, но по конституции плебисцит не может быть созван без одобрения законодательного органа.  

Таким образом, избранному президенту придется искать компромиссы. Некоторые успехи у него уже есть. Сразу после первого тура выборов за Милея призвала голосовать его бывшая соперница Патрисия Буллрич, которая выдвигалась от крупнейшего оппозиционного альянса "Вместе за перемены". Основатель коалиции экс-президент Аргентины Маурисио Макри (2015–2019) также поддержал либертарианца. Как ожидается, в правительстве Милея некоторые посты займут люди из окружения бывшего главы государства.  

С поддержкой "Вместе за перемены" у Милея и его коалиции "Свобода наступает" есть возможность получить необходимое количество голосов в Конгрессе. Но очевидно, что поддержка не будет безоговорочной. Во-первых, "Вместе за перемены" — это не только Макри. В коалицию также входит партия "Гражданский радикальный союз", которая не стала поддерживать ни одного из кандидатов перед вторым туром. Да и сами макристы высказывались против долларизации и ликвидации Центробанка.

Под влиянием коалиции "Вместе за перемены" также можно ожидать некоторого смягчения внешнеполитической риторики избранного президента. Милей неоднократно заявлял, что не намерен развивать отношения с Бразилией и Китаем, так как ему не нравятся коммунисты, а в ходе предвыборной кампании даже допускал оскорбления в адрес лидера соседней страны Луиса Инасиу Лулы да Силвы. Главными союзниками для Аргентины политик видит США и Израиль, хотя, по его словам, и не намерен запрещать частному бизнесу вести дела с любыми странами. Макри и Буллрич также придерживаются проамериканских взглядов, однако всегда подчеркивали важность отношений с Бразилией и Китаем, которые являются крупнейшими торговыми партнерами Аргентины и могут настоять на изменении позиции по этим странам. 

Другое дело Россия, которую Милей называл в одном списке с Бразилией и Китаем, а также БРИКС, куда страна была принята по итогам прошедшего в августе саммита группы. Советник Милея Диана Мондино, которую называют его будущей главой МИД, в конце октября сказала, что правительство партии "Свобода наступает" не собирается вступать в БРИКС, потому что не видит практического смысла для страны. В то же время политик отмечала, что они готовы рассмотреть этот вариант, если увидят выгоду. Однако союзники Милея высказывали и более жесткую позицию. Как только стало известно, что Аргентина была принята в БРИКС, например, Буллрич заявила, что в случае ее победы страны не будет в группе из-за конфликта на Украине и приглашения Ирана.

У Милея также нет своих людей среди губернаторов, что в условиях сильной федерализации в Аргентине играет важную роль. Губернаторы коалиции "Вместе за перемены" имеются в 9 из 23 регионов и в столице. Однако крупнейшая в стране провинция Буэнос-Айрес находится под руководством правящего сейчас альянса "Союз ради родины". В ведении регионов, например, находятся образование и медицина, реформы которых обещал Милей. В частности, либертарианец хочет изменить модель финансирования школ, чтобы деньги выделялись в форме ваучера каждому ученику, который уже сам решал, в какое образовательное учреждение его отнести. Предложение получило много критики и явно не будет поддержано всеми губернаторами.

Договариваться также придется с профсоюзами, мобилизационные возможности которых в Аргентине нельзя недооценивать. При правительстве Макри было несколько всеобщих забастовок, из-за которых в стране в течение суток не летали самолеты, не ездили грузовики и не ходил общественный транспорт.  

Но даже если Милею удастся заручиться поддержкой всех секторов внутри страны, распутать клубок экономических проблем будет непросто. Аргентина уже несколько лет входит в число стран с самой высокой инфляцией, в прошлом году она составила 94,8%. В стране запутанная система налогов, которая создает чрезмерное давление на бизнес, также действуют валютные ограничения, из-за которых черный курс выше официального в 2,5 раза. В 2023 году и так уже давно существующий экономический кризис усугубила рекордная засуха, которая обвалила сельскохозяйственный экспорт страны.

Милей видит решение всех проблем Аргентины в полной либерализации экономики, но пока не объявил, кто войдет в состав его команды по этому направлению. Ей предстоит заняться в том числе подготовкой к свободной конвертации, не допустив при этом гиперинфляции и обнищания населения, которое, в свою очередь, может привести к социальному взрыву.