Комплекс "Тополь" состоит на вооружении Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) почти на протяжении 25 лет. При его создании были применены новейшие тогда разработки отечественной науки и техники, оригинальные конструктивные решения. Возглавлял эту работу директор и генеральный конструктор Института теплотехники академик Александр Надирадзе — один из самых засекреченных ученых нашей страны.
Первые изобретения
Он родился 20 августа 1914 года в городе Гори Тифлисской губернии Российской империи в русско-грузинской семье разночинцев. В силу секретности и закрытости этого человека из-за работ по ракетной тематике до сих пор не ясно, по какому именно стилю указана дата рождения — по новому или старому. Тем не менее какие-то данные об Александре Надирадзе все же есть в архивах. Его отец, Давид, окончил Суриковское училище в Москве, работал учителем рисования, мать, Наталья, за участие в революционной работе была выслана из Орла в Баку, где родители Александра и познакомились.
Конструкторскую деятельность Надирадзе начал лаборантом в авиамодельной лаборатории Грузинского совета Осоавиахима, где оформил свое первое изобретение в области летательных аппаратов. После завершения учебы в Закавказском индустриальном институте в Тбилиси он поступил на самолетостроительный факультет МАИ им. Серго Орджоникидзе — окончил с отличием в 1940 году. Затем трудился инженером-конструктором в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где довел до стадии испытаний очередное свое изобретение — вездеходное шасси на воздушной подушке для взлета и посадки самолетов. Для подтверждения заявленных характеристик шасси был построен экспериментальный самолет УТ-2Н.
В заключение отчета по испытаниям УТ-2Н отмечался бесспорный интерес военных к проекту и рекомендовалось немедленно приступить к проектированию нового экспериментального самолета, рассчитанного на боевое применение. Так под руководством Надирадзе началась разработка складывающегося посадочного устройства на воздушной подушке для бомбардировщика Пе-2 — своеобразного небесного вездехода — для обеспечения взлета и посадки на пересеченной местности. Но пришла Вторая мировая война.
Известно, что в конце 1941 года он приступил к исследованиям по ракетной технике. Незадолго же до окончания войны организовал опытно-конструкторское бюро (ОКБ) при факультете реактивного вооружения Московского механического института, стал его главным конструктором и начальником. Значительным успехом на этом поприще стало создание в 1951 году первой советской метеорологической ракеты МР-1. Она выгодно отличалась от известных аналогов тем, что на парашюте спасался корпус двигательной установки, который мог использоваться вновь. В середине 1950-х годов Александр Надирадзе являлся главным конструктором управляемых авиабомб (УБ-2000Ф "Чайка" и УБ-5000Ф "Кондор"). Их разработка завершилась успешно проведенными испытаниями и принятием первой советской УБ-2Ф на вооружение в 1955 году.
Дело всей жизни
Пожалуй, самая важная страница биографии Надирадзе связана с Московским институтом теплотехники (МИТ). История института началась с постановления Совета Министров СССР от 13 мая 1946 года — основного документа, который определил послевоенное развитие отечественного ракетостроения. Именно тогда был организован Научно-исследовательский институт пороховых реактивных снарядов — НИИ-1 Министерства сельскохозяйственного машиностроения. По рекомендации Сергея Королева в 1958 году в НИИ-1 перевели Александра Надирадзе, назначив начальником специального конструкторского бюро (СКБ). Его коллектив выиграл конкурс на лучший проект мобильной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) и приступил к созданию первой отечественной твердотопливной управляемой ракеты с дальностью 500 км. Она получила название "Темп". C 1961 года Надирадзе стал директором и главным конструктором всего НИИ-1, переименованного в 1966 году в МИТ.
Разработка баллистической ракеты "Темп" стала началом нового, фактически инновационного направления развития отечественного ракетостроения, в основу которого были положены создаваемые в то время твердотопливные крупногабаритные двигательные установки. По мере их совершенствования стало возможным в течение пяти-семи лет постепенно повысить энергетические возможности создаваемых ракет и увеличить максимальную дальность стрельбы вплоть до межконтинентальной.
С момента прихода в СКБ и особенно после 1961 года Александр Надирадзе сосредоточил усилия возглавляемого им коллектива на создании остро необходимого Советской армии принципиально нового класса вооружения — мобильных оперативно-тактических ракет и комплексов фронтового назначения. Кроме подвижности, эти ракеты имели неоспоримые преимущества перед жидкостными — по своим боевым и эксплуатационным характеристикам. Это обеспечивало более высокий уровень живучести, меньшее время для приведения в боеготовность, надежную защиту от случайного воспламенения и взрывобезопасность, более длительные сроки безопасного хранения и так далее.
Быстро пошла разработка ракетного комплекса "Темп" на колесном шасси. Александр Надирадзе, не впав в эйфорию от первых удачных пусков, настоял на создании более перспективного смесевого твердого топлива двигательных установок на более современных методах проектирования и конструирования. Что привело в целом к следующему смелому шагу в деле создания более мощных баллистических ракет.
Логическим развитием программы "Темп" стал комплекс "Темп-С", находившийся в разработке с сентября 1962 года. Целью было создать такую ракету, дальность применения которой могла покрывать значительную часть Европы за счет применения новейшего типа твердого топлива. Уже через три года начались полноценные испытания, после чего комплекс приняли на вооружение. Одна из его особенностей — колоссальная надежность: из 427 учебных пусков только три оказались аварийными (0,7% отказов). Безусловно, подобные результаты удовлетворили командование Ядерных сил Дальней авиации СССР (предшественник РВСН). Кроме того, мощности боевой части в 500 килотонн было достаточно, чтобы буквально стереть в порошок любого потенциального врага.
Характерной чертой Александра Давидовича было то, что в начале разработки он не боялся закладывать предельные характеристики по всем параметрам ракет, двигательных установок и компонентов комплекса, определяющих в целом ее технический уровень на долгие годы. О его способностях выжимать запасы из смежников ходили легенды. Такой подход к проектированию сложных технических систем давал свои результаты
Надирадзе порой решал задачи, выходящие за пределы компетенции ракетчика. Так, при создании четырехосного автомобильного шасси МАЗ-543 для комплекса "Темп-С" Надирадзе работал совместно с руководителем коллектива КБ Минского автозавода Борисом Шапошником. При собственной массе 20 т шасси имело такую же грузоподъемность. Плюс была возможность буксировки 25-тонного прицепа. Максимальная скорость машины достигала 55 км/ч.
Не останавливаясь на достигнутом, Надирадзе с коллективом приступили к созданию подвижного грунтового комплекса с твердотопливной ракетой межконтинентальной дальности с моноблочной головной частью "Темп-2С". Вновь последовали глубокие научные и проектно-конструкторские проработки, которые позволили, в частности, изменить состав топлива и облик самой ракеты. В процессе летных испытаний провели 30 пусков, завершив работу в декабре 1974 года залпом двух ракет в акваторию Тихого океана. Еще через год подвижный грунтовый ракетный комплекс приняли на вооружение Советской армии. За его создание Александру Надирадзе присвоили звание Героя Социалистического Труда.
"Пионер" и "Курьер"
Разработку следующего комплекса, получившего название "Пионер", предстояло осуществить в сжатые сроки — примерно за два года. Многие технические решения, заложенные в конструкцию ракеты, действительно были пионерскими. Внедрялась новая боевая ступень с разделяющейся головной частью, включающая три боевых блока с обеспечением их разведения по индивидуальным целям. Первый пуск состоялся в сентябре 1974 года и оказался исключительно удачным. На отработку и доводку систем ракеты и подвижного грунтового ракетного комплекса потребовалось немногим более года. После 21-го пуска в начале 1976 года цикл испытаний завершился, а через два месяца вышло постановление о принятии комплекса "Пионер" на вооружение ВС СССР.
Еще в процессе проведения летных испытаний этого орудия начались проектно-конструкторские проработки по его модернизации с целью улучшения летно-технических характеристик. Ракета "Пионер-УТТХ" успешно прошла летные испытания 10 пусками с августа 1979 года по декабрь 1980 года и была принята на вооружение в апреле 1981-го. В следующем году Александр Надирадзе был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Следует добавить, что в 1984 году был выпущен эскизный проект по ракетным комплексам с малогабаритной МБР "Курьер", также уникальной по своим летно-техническим характеристикам. Эта межконтинентальная баллистическая ракета была разработана как первая и единственная в мире малогабаритная твердотопливная ракета мобильного грунтового комплекса на колесном ходу. Стартовая масса этой межконтинентальной ракеты составляла всего около 15 т — почти в три раза меньше, чем у ранее разработанной МИТ ракеты "Темп-2С". Конструкция ракеты нового поколения базировалась на новейших разработках в области материалов и топлив, а также новой элементной базе в системе управления. К сожалению, эту работу не удалось завершить: думаю, главная причина в том, что "Курьеры" попали под ограничения наступательных вооружений согласно договору СССР и США.
Тополиная аллея
Венцом жизни и творческой деятельности Александра Надирадзе явилась разработка проекта нового стратегического подвижного комплекса с трехступенчатой МБР "Тополь". Она задумывалась как универсальная — с пуском из шахты, с колес, с железнодорожной платформы.
Совместные летные испытания ракеты "Тополь" начались в феврале 1983 года запуском на полигоне Плесецк в Архангельской области. В целом они были успешными, а результатом стало то, что в конце 1988 года, после устранения замечаний комиссии, вышло постановление правительства о серийном производстве "Тополя". Первая воинская часть, вооруженная этими комплексами, заступила на боевое дежурство в районе города Йошкар-Ола в июне 1985 года. Вновь подчеркну уникальные качества МБР и личный вклад академика Надирадзе в успех этого общего дела.
Как известно, 8 декабря 1987 года генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев и президент США Рональд Рейган подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). В результате этого соглашения Советскому Союзу предстояло уничтожить практически все разработки Надирадзе, в частности 728 ракет "Пионер". Но генеральный конструктор МИТ об этом не узнал — он скончался от сердечного приступа 3 сентября 1987 года.
Уже после его кончины завершились работы по подвижному ракетному комплексу с ракетой "Тополь". Его приняли на вооружение, что стало своего рода памятником генеральному конструктору, академику, лауреату Ленинской и Государственной премий СССР Александру Надирадзе. За годы его руководства МИТ вырос в крупный научно-технический, конструкторско-технологический центр. Трудовой коллектив за заслуги перед страной был дважды награжден орденом Ленина. Под началом и при непосредственном личном творческом участии Надирадзе Московский институт теплотехники разработал 11 ракетных комплексов, 7 из которых приняли на вооружение. Они охватывали широкий диапазон дальности стрельбы — малой, средней и межконтинентальной. Несомненно, в том, что боевые возможности ракетных войск перешли на новый качественный уровень, есть существенный вклад Александра Надирадзе.