6 сентября, 16:40
Мнение

Монголия снова защитила свою независимость: итоги визита Владимира Путина в Улан-Батор

Туяна Зондуева — о направлениях сотрудничества, истории и других связях двух стран
Президент РФ Владимир Путин и президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух. Вячеслав Прокофьев/ ТАСС
Президент РФ Владимир Путин и президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух

Четвертый визит президента РФ Владимира Путина в Монголию (впрочем, как и предыдущие) прошел в дни празднования победы советско-монгольских войск над японскими милитаристами на реке Халхин-Гол. Как и тогда, Монголия, имеющая только двух географических соседей — РФ и КНР, защитила свой суверенитет от "третьего соседа". Так называют в монгольской концепции внешней политики такие крупные и развитые государства как США, Южная Корея, Япония и страны Евросоюза.

Почитание символов Монголии

Несмотря на попытки отдельных официальных представителей этих стран, а также Украины, власти Монголии не поддались на провокационные заявления об аресте президента России и встретили его с почетом по всем монгольским традициям.

Высокие гости, по обыкновению, сначала кланяются государственному символу преемственности Монгольской империи — Цагаан сулдэ (белому бунчуку) и памятнику Чингисхану. Эта часть торжественной церемонии вызывает особое внимание жителей Монголии, учитывая неоднозначное отношение к Чингисхану у российских историков. Монголы в соцсетях обсуждали накануне встречи президента РФ, совершит ли он ритуальный поклон. Когда Владимир Путин оправдал ожидания, соцсети мгновенно заполнились позитивными откликами.

Также на отношение монголов к РФ оказывает влияние и то, что некоторые украинские политики называют русских не славянами, а потомками монголов в отрицательном контексте, в частности, сравнивая с варварами.

Общение без переводчиков

Среди прочего по традиции встреч высоких гостей в Монголии их приветствует с цветами ученик школы, где изучают язык страны, откуда прибыл ее представитель. В Улан-Баторе множество школ с преподаванием на английском, китайском, корейском, немецком, французском, японском языках. Русский язык, который в годы социализма был единственным иностранным в монгольских школах, с 1990-х годов заметно теряет популярность.   

В настоящее время в Монголии существует два типа школ с русским языком. Первый — монгольские школы с обязательным изучением русского языка. В Улан-Баторе работают менее 10 таких школ. Второй тип — школы, функционирующие по российским программам и стандартам и выдающие аттестаты РФ. Это средняя школа при российском посольстве, столичная российско-монгольская школа №3, школа-лицей при Улан-Баторском филиале Российского экономического университета имени Плеханова и новая школа №162. Кстати, одну из таких школ закончили дочери президента Монголии Ухнаагийна Хурэлсуха. Сам он во время церемонии встречи общался с российским коллегой без переводчика.

Совместная победа над Японией и Германией

Наметившийся в последние годы уклон во внешней политике в сторону "третьего соседа" не мешает монголам помнить о совместной с СССР победе над Японией на реке Халхин-Гол. "Монгольские и советские бойцы отстояли суверенитет и независимость наших стран. Я думаю, что для последующих и нынешних поколений надо, чтобы они правильно оценивали историческую значимость этого события", — сказал премьер-министр Монголии Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ на встрече с главой российского государства.

 

Поэтому, несмотря на попытки навязать Монголии пересмотр истории этого сражения, в стране бережно хранят память о павших на Халхин-Голе красноармейцах, ухаживают за их могилами и мемориалами. Памятников героям халхин-гольской битвы становится больше. Так, в дни празднования 85-летия победы в столице аймака Дорнод, городе Чойбалсан, торжественно установили бюст маршалу Георгию Жукову. В доме, где он жил в Улан-Баторе, работает единственный в мире зарубежный музей Жукова рядом с площадью, названной его именем. Здесь к памятнику полководца президенты двух стран возложили цветы после официальных переговоров.

Также монголов тронули слова благодарности Владимира Путина за помощь СССР с самого начала Великой Отечественной войны. Уже в первый ее день, 22 июня 1941 года, прошло заседание парламента и правительства Монголии, на котором ее власти заявили о верности обязательствам о взаимной помощи между Монгольской Народной Республикой (МНР) и СССР. Так, Монголия стала первой страной, которая оказала помощь Советскому Союзу в борьбе с гитлеровской Германией. Монголы вносили в фонд помощи Красной армии деньги, золотые и серебряные украшения, шили теплые полушубки и меховые жилеты для советских солдат.

Российский президент в Улан-Баторе напомнил, что на средства монгольского народа купили танковую колонну под названием "Революционная Монголия", в составе которой 53 танка прошли от Подмосковья до Берлина. Отдельно монгольское население собрало деньги на авиаэскадрилью "Монгольский арат". Скотоводы организовали движение за передачу почти полмиллиона своих лучших коней в помощь советским воинам. Вместе с ними выносливые и неприхотливые монгольские кони дошли до Берлина.

Треть всей безвозмездной зарубежной помощи, которую получил Советский Союз в годы войны, приходится на Монголию (общая сумма составила два годовых бюджета страны). Было отправлено шесть эшелонов по 237 вагонов.

Неудивительно, что с учетом такой совместной истории президент России пригласил монгольского коллегу на празднование в 2025 году 80-летия победы в ВОВ, а военных страны принять участие в параде на Красной площади. "Военно-техническое сотрудничество наших стран будет продолжено. Это имеет важные последствия для безопасности Азиатского континента", — подчеркнул глава РФ.

Самые обсуждаемые энергетические проекты

Не удается внести разлад в отношения между соседями и по энергетическим темам. Хотя монгольская оппозиция пыталась подать энергетические проекты с РФ как конфликтные, стороны наметили взаимовыгодное решение вопроса по газопроводу, который пройдет из России в Китай по территории Монголии. В этом контексте возможен перевод на газ в рамках модернизации устаревшей угольной ТЭЦ-3 в Улан-Баторе за счет экспортных кредитов РФ.

Но самым ожидаемым для монгольской стороны был многолетний вопрос о строительстве ГЭС на реке Эгийн-Гол, которая впадает в трансграничную реку Селенга — главный приток Байкала. Дело в том, что Байкал находится под охраной ЮНЕСКО и строительство, мол,  может нанести экологический вред.

В 2022 году директор Института астрономии и геофизики Академии наук Монголии Содномсамбуугийн Дэмбэрэл на конференции по проблемам озер Хубсугул и Байкал напомнил, что "предложение о строительстве этой гидроэлектростанции было инициировано еще советскими специалистами, которые разработали проект, затем монгольские специалисты расширили его". Тогда же академик Байкальского института природопользования СО РАН Арнольд Тулохонов высказал мнение, что "ГЭС на Эгийн-Гол не вызовет серьезных изменений в экосистеме". Хоть и "существует небольшое негативное воздействие на окружающую среду в виде регулирования речного стока". "Если ГЭС на Эгийн-Голе будет использоваться в сочетании с газопроводом, Монголия может полностью решить свою энергетическую ситуацию", — сказал российский академик.

Тема строительства ГЭС на реке Эгийн-Гол была поднята и на полях ШОС в Астане (саммит проходил с 3 по 4 июля 2024 года) Ухнаагийном Хурэлсухом на встрече с Владимиром Путиным. Президент Монголии подчеркнул, что страна испытывает "большой энергетический дефицит". Сегодня Монголия экспортирует 25% электроэнергии из РФ и КНР.

По итогам последней встречи с российским коллегой глава монгольского государства отметил, что строительство ГЭС на Эгийн-Голе продвигается благодаря усилиям обеих сторон, и высоко оценил создание совместной рабочей группы по экологической оценке.  

Тем временем пока без ответа осталось предложение РФ по сотрудничеству в мирном использовании атомной энергии, в частности по строительству малой АЭС.

Хотя РФ ввела ограничения на экспорт топлива, Монголия под них не подпадает. Заключено соглашение о бесперебойных и стабильных поставках бензина, дизельного и авиационного топлива в Монголию, для которой это имеет стратегическое значение. Страна импортирует 100% нефтепродуктов, из них 95% ввозится из России.

Кроме того, во время визита Путина в Улан-Батор стороны обменялись мнениями по активизации таких крупных проектов, как развитие единственного российского-монгольского государственного АО "Улан-Баторская железная дорога" (в этом году отметила 75-летний юбилей). Также обсудили создание железнодорожного коридора и международной туристической зоны между Монголией, Россией и Китаем. Для этого в состав российской делегации помимо федеральных министров вошли главы крупнейших приграничных с Монголией регионов — Алексей Цыденов, глава Бурятии, и Александр Осипов, губернатор Забайкальского края.

На этом фоне в Монголии с нетерпением ждут заключения временного соглашения о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) до конца этого года. Это позволит освободить от импортных пошлин 375 видов продукции. В этом контексте важно, что президент Монголии принял приглашение на саммит БРИКС, который пройдет в октябре в Казани.

Отделение зерен от плевел

Общий итог прошедшего визита показал, что страны — Россия и Монголия — справляются с "отделением зерен от плевел". В трудное для северного соседа время Улан-Батор организовал с почетом визит Владимира Путина в страну — член Международного уголовного суда (МУС).

Решение МУС об аресте президента РФ министр иностранных дел Монголии Батмунхийн Батцэцэг прокомментировала так: "Монголы еще со времен Чингисхана соблюдали принципы и нормы неприкосновенности высокопоставленных гостей. Потом это нашло отражение в международном праве. Решение МУС, членом которого является наша страна, об аресте президента РФ является предметом дискуссий. Но по другим международным правовым документам у главы любого государства должен быть иммунитет при исполнении своих обязанностей".  

Также руководитель главного внешнеполитического ведомства Монголии напомнила, что в концепции внешней политики страны прописан приоритет сотрудничеству с двумя соседями РФ и КНР. Таким образом, на мой взгляд, по итогам визита можно говорить, что монгольское государство защитило свою независимость от "третьего соседа", показав, что не позволит никому диктовать правила своей внешней политики. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru